1. Вступление в самостоятельную жизнь.
При выходе из образовательного учреждения Вы должны получить следующие документы в соответствии с п. 28 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 676):
Все эти документы должны быть в подлиннике или в нотариально заверенных копиях. К ним следует относиться бережно, аккуратно. Они будут нужны на протяжении всей жизни (Приложение 1).
1.1.Паспорт гражданина Российской Федерации
Особое внимание обратите на паспорт, т.к. это основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории России.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Паспорт выдаётся только лицам, являющимися гражданами Российской Федерации.
Паспорт Вы получите, когда еще будете находиться в детском доме или школе-интернате. Об этом должна позаботиться администрация учреждения. Вам придется за всю жизнь в обязательном порядке менять паспорт 2 раза, в 20 лет и при достижении возраста 45 лет. Также обмену паспорт подлежит в связи с уточнением установочных данных (при наличии ранее допущенных ошибок), в связи с переменой фамилии при заключении или расторжении брака, в связи с переменой фамилии, имени, отчества, в связи с порчей паспорта (смытые и стертые надписи, утраченные и обгорелые страницы и т.д.), в связи с утратой паспорта.
Для обмена паспорта Вам необходимо обратиться в отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия (паспортный стол) в районе, где Вы проживаете (или зарегистрированы) (Приложение 2).
1.2.Гарантии по социальной поддержке выпускников
Кроме прав, которые Вам гарантированы Конституцией РФ, Вы имеете дополнительные права и льготы, в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (с изменениями на 17 декабря 2009 г.). В этом законе определяются общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Также в Республике Мордовия принят Закон от 28 декабря 2004 г. N 102-З “О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия”, в котором определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, проживающих на территории республики и обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего образования, находящихся в ведении Республики Мордовия.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на полное государственное обеспечение на время пребывания в государственном учреждении или в семье опекуна, попечителя, приемных родителей.
Полное государственное обеспечение предусматривает бесплатное питание, бесплатный комплект одежды и обуви, бесплатное проживание и бесплатное медицинское обслуживание.
Если Вы поступили на обучение по очной форме в учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 18 до 23 лет, то также имеете право на полное государственное обеспечение до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (Приложение 3).
1.3.Образование
Права выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в учебное заведение
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания 9, 11 классов общеобразовательной школы, профессионального училища (ПУ) имеют право:
- бесплатно учиться на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
- бесплатно получить второе начальное профессиональное образование (Приложение 4).
1.4.Жильё
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении; не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как узнать, закреплено ли за Вами жилое помещение, где Вы находились до детского дома?
В Вашем личном деле, хранящемся в детском доме, имеется решение исполнительных органов о помещении Вас в государственное детское учреждение, где обязательно указано, сохранена ли за Вами жилая площадь, где Вы ранее проживали.
Если Вы были направлены в детский дом и жилье за Вами не сохранялось, то по окончании учебы в государственном детском учреждении государство обязано Вас обеспечить отдельным благоустроенным жилым помещением вне очереди. Жилые помещения детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот предоставляется по договорам социального найма, а не в собственность-Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010г. № 104-З “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Приложение 5, п.1).
Правительство Республики Мордовия приняло специальное постановление, которым определило порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Постановление Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2011 г. № 62 “О порядке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях”).
Если Вы не имеете закрепленного жилья , то Вам необходимо обратиться к администрации детского государственного учреждения, которое обязано было за время нахождения Вас в детском доме собрать все необходимые документы и направить их в администрацию муниципального района или городского округа Саранск (по месту нахождения детского дома) для постановки Вас на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Если Вы после выпуска из детского дома или школы-интерната продолжаете обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, то вы обеспечиваетесь жильем по окончании образовательного учреждения администрацией района, на территории которого находится данное учреждение. На период обучения Вам обязаны предоставить общежитие. Проживание в общежитии - это временная мера Вашего обустройства, и она не заменяет получение Вами отдельного жилья (Приложение 5,п.2).
Если за время Вашего обучения закрепленное за Вами жилье пришло в аварийное (ветхое) состояние, то Вам нужно будет обратиться в администрацию района, на территории которого находится закрепленное за Вами жилье, с заявлением для признания жилья непригодным для проживания. Основания и порядок признания жилого помещения непригодным к проживанию определено постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 “Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”.
Итак, если закрепленное за Вами жилье находится в ветхом или аварийном состоянии, нужно будет сначала пройти весь установленный порядок для признания жилья непригодным для проживания, затем обратиться в администрацию по месту Вашей регистрации (проживания) для постановки Вас на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Принятие на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по их заявлению с предоставлением документов (Приложение 5,п.3).
Решение о принятии Вас на учет администрация района (города) должна принять не позднее чем через тридцать дней со дня предоставления Вами документов. О принятии на учет для предоставления жилого помещения Вас должны проинформировать письменно в течение трех рабочих дней со дня его принятия. Вас включают в книгу учета нуждающихся в жилых помещениях, которая ведется в администрации, а также заводится учетное дело, в котором содержатся все представленные Вами в администрацию документы. Если Вы меняете место жительства, проконтролируйте, чтобы Ваше учетное дело было передано в администрацию по новому месту жительства и Вас включили в книгу учета.
В том случае, если Вам откажут в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, тогда можете подавать иск в суд.
Если Вы имеете закрепленное жилье у своих биологических родителей, то Вы можете жить с ними. Если родители или другие лица, которые проживают на закрепленной за Вами площади, нарушают нормы социального общежития, Вы можете обратиться в суд о их выселении, получить причитающиеся Вам квартирные метры или средства от причитающихся Вам метров.
Вы обязаны оплачивать коммунальные услуги за квартиру, в которой Вы проживаете. Если Ваш доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Республики Мордовия, Вы имеете право обратиться о предоставлении Вам субсидии. Для оформления субсидии Вы можете обратиться в органы соцзащиты (Приложение 6).
II.Работа
После окончания образовательного учреждения одним из главных вопросов для Вас становится трудоустройство.
Решением этой проблемы обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту Вашей регистрации (проживания). Такая служба есть в каждом районе и городе.
Если Вы работу ищете впервые, для регистрации в качестве безработных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вам необходимо предъявить следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- документ об образовании (Приложение 7,п.1).
Если Вам предложили работу или Вы нашли её самостоятельно, впереди Вас ждет собеседование с работодателем. Ваш успех в значительной мере зависит от поведения на собеседовании. Поэтому, чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя, необходимо усвоить несколько правил прохождения собеседования на работу (Приложение 7,п.2,3)..
При устройстве на работу сегодня принято предъявлять работодателю резюме и рекомендательные письма (если таковые имеете с предыдущего места работы). Сегодня слово “резюме” употребляется вместо слова “автобиография”. Резюме составляется Вами лично. Но у любого человека в процессе написания этого документа могут возникнуть некоторые сложности (Приложение 8).
1. Имейте привычку читать те документы, которые подписываете при устройстве на работу.
2. Проследите, чтобы на Вас завели трудовую книжку и чтобы она тщательно заполнялась.
В мире появилось много новых профессий (Приложение 9).
III.Акты гражданского состояния
Акты гражданского состояния подлежат государственной регистрации, которая устанавливается в целях охраны прав граждан, а также в интересах государства.
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС (расшифровывается – “запись актов гражданского состояния”). В удостоверении факта государственной регистрации выдается соответствующее свидетельство.
Актами гражданского состояния, подлежащими государственной регистрации, являются:
- рождение;
- заключение брака;
- расторжение брака;
- усыновление (удочерение);
- установление отцовства;
- перемена имени;
- смерть.
3.1.Регистрация рождения
1. Свои собственные документы (паспорта, свидетельство о браке) желательно привести в порядок ещё до рождения ребёнка. Помните, что после его рождения у вас будет много иных забот.
2. Заранее обдумайте, как Вы назовете своего ребёнка, и постарайтесь в этом вопросе прийти к согласию.
Прежде чем дать ребёнку иностранное или “необычное” имя, подумайте.
Помните, что, скорее всего, ребёнку придется жить в нашей стране и общаться со сверстниками. Вряд ли вам будет приятно, если, достигнув определенного возраста, он первым делом пойдет в ЗАГС, чтобы сменить данное родителями имя на “человеческое”.
3. Заявление в ЗАГС о рождении ребёнка должно быть сделано не позднее, чем через месяц со дня рождения. Оно предоставляется родителями (одним из родителей) ребёнка, или родственником одного из родителей, или иным лицом, уполномоченным родителями. Регистрация рождения производится органом ЗАГС по месту рождения ребёнка или по месту жительства одного из родителей.
Не затягивайте регистрацию рождения ребёнка. ПОМНИТЕ, что без свидетельства о рождении Вы не сможете его прописать и, следовательно, получить на него страховой медицинский полис, то есть Ваш ребёнок будет лишен медицинской помощи.
4. При регистрации рождения фамилия ребёнка записывается по фамилии его родителей, а имя - по их соглашению. При отсутствии согласия между родителями имя ребёнка или его фамилия (при разных фамилиях родителей) записывается по указанию органа опеки и попечительства.
5. Если родители не состоят в браке, то необходимо одновременно с регистрацией рождения оформить установление отцовства. Если по каким-либо причинам отцовство не установлено, фамилия ребёнка записывается по фамилии матери, имя – по её желанию, отчество - по её указанию. По желанию матери сведения об отце ребёнка в записи акта о рождении могут не вноситься.
Прочерк в графе “отец” может нанести вашему ребёнку непоправимую травму (Приложение 10,п.1).
3.2.Заключение брака
Постарайтесь посетить желаемый отдел ЗАГС заранее. Во-первых, у вас будет достаточно времени подготовиться к торжественному событию. Во-вторых, ваши шансы зарегистрировать брак в удобный для вас день и в удобное для вас время значительно возрастут.
1. Заключение брака производится через месяц после подачи заявления, но в некоторых отделах ЗАГС придерживаются традиционных трех месяцев. В особых случаях брак может быть заключен ранее установленного срока и даже в день подачи заявления, поэтому сразу запаситесь документами, которые могут потребоваться для ускорения регистрации (справка из женской консультации, ходатайство из военкомата и т.д.).
2. Регистрация брака в торжественной обстановке производится по желанию лиц, вступающих в брак. Здесь надо помнить, что торжественная регистрация проходит в определенные дни, поэтому заранее уточните этот день у сотрудников отдела ЗАГС.
3. Так как заключение брака возможно только при добровольном согласии мужчины и женщины, то личное присутствие обоих при подаче заявления обязательно (Приложение 10,п.2).
3.3.Расторжение брака
Помните, что при разводе супруги нарушают права собственного ребёнка. Поэтому будет нелишним напомнить статью 54 Семейного кодекса, в которой сказано, что “каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание”.
1. Основанием для регистрации расторжения брака являются:
- совместное заявление супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей (заявление подается прямо в орган ЗАГС при личном присутствии обоих супругов);
- заявление одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным, а также осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (заявление подается в отдел ЗАГС после решения суда и при наличии приговора).
2. Если у вас есть общие несовершеннолетние дети, то решение о расторжении брака принимается в суде. Исковое заявление подается в суд того района, где прописан ответчик. Если вашему ребёнку нет ещё года, вы можете обратиться в суд, расположенный по вашему месту жительства. Чтобы лишний раз не посещать это учреждение, сразу после решения суда подайте исковое заявление на взыскание алиментов. Свидетельство о расторжении брака выдается органом ЗАГС в течение месяца со дня подачи заявления и при наличии выписки из решения суда.
3. Фамилию супруга Вы можете сохранить и после расторжения брака. Но если Вы хотите вернуть себе добрачную фамилию, то обязательно укажите это в заявлении. Лучше сделать это сразу, чтобы не тратить лишнее время и деньги (Приложение 10,п.3).
3.4.Регистрация усыновления (удочерения)
1. Основанием для регистрации усыновления (удочерения) является решение суда об установлении усыновления ребёнка. Регистрации производится органом ЗАГС по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребёнка или по месту жительства усыновителей. Изменения в запись акта о рождении ребёнка вносятся на основании записи акта об усыновлении. Новое свидетельство о рождении выдается в органе ЗАГС по месту хранения первичной записи акта о рождении.
2. Тайна усыновления охраняется законом, и сотрудники органов ЗАГС не вправе сообщать сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями ребёнка (Приложение 10,п.4).
3.5.Регистрация установления отцовства
1. Основанием для регистрации установления отцовства является совместное заявление отца и матери ребёнка, не состоящих между собой в браке на момент его рождения, или решение суда об установлении отцовства.
2. Если мужчина готов признать себя отцом ребёнка, но не намерен жениться на его матери, необходимо подать совместное заявление в орган ЗАГС, где отец подтверждает признание отцовства, а мать даёт согласие на установление отцовства. Личное присутствие обоих родителей при подаче заявления обязательно. Совместное заявление об установлении отцовства лучше подавать одновременно с заявлением о рождении ребёнка.
3. При отсутствии совместного заявления родителей вопрос о происхождении ребёнка разрешается судом. Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика. Его могут подать мать, опекун (попечитель), лицо, на иждивении которого находится ребёнок, или сам ребёнок, достигший совершеннолетия. По таким делам срок исковой давности не установлен. Суд принимает любые доказательства, подтверждающие рождение ребёнка от данного лица. На практике подобные дела относятся к категории наиболее сложных, поэтому наберитесь терпения и стойте до конца. Заявление в орган ЗАГС о выдаче свидетельства об установлении отцовства подает заинтересованное лицо после решения суда. После установления отцовства подайте заявление о взыскании алиментов (Приложение 10,п.5)
3.6.Перемена имени
1. Переменить имя, фамилию может любое лицо, достигшее 14 лет. Перемена имени детям, не достигшим четырнадцати лет, производится при согласии обоих родителей, с разрешения органа опеки и попечительства или на основании решения суда (при отсутствии согласия родителей).
2. Заявление подается в орган ЗАГС лично и рассматривается в течение месяца. Однако проверка документов может затянуться по объективным причинам, поэтому срок рассмотрения заявления может быть увеличен (Приложение 10,п.6)
3.7.Регистрация смерти
1. Основанием для регистрации смерти являются документы, удостоверяющие факт смерти, или решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим.
2. Заявление о смерти должно быть сделано не позднее, чем через три дня со дня смерти или обнаружения тела. Заявить о смерти в органы ЗАГС обязаны родственники умершего или иные лица. Без свидетельства о смерти вы не сможете похоронить человека и снять его с регистрационного учета. Регистрация смерти производится органом ЗАГС по последнему месту жительства умершего или по месту наступления смерти. Если смерть наступила во время следования транспортного средства (в самолете, поезде и т.д.), то регистрация производится органом ЗАГС, расположенным на территории, где умерший был снят с транспортного средства.
3. Постарайтесь очень бережно хранить свидетельства о смерти близкого человека, так как оно может ещё не раз понадобиться вам для решения различных вопросов (Приложение 10, п.7).
I\/. Нотариальное оформление
4.1.Все действия, которые совершаются у нотариуса, называются нотариальными действиями.
Нотариус – это специально уполномоченное должностное лицо. Нотариус проверяет законность составленных документов, а также следит за соблюдением прав граждан. Он удостоверяет, что документ подписан именно тем лицом, которое в нём указано, что это лицо полномочно подписывать документ, что изложенное в документе соответствует воле лица и т.д.
Нотариусы объединены по нотариальным округам, которые, как правило, соответствуют административно-территориальным единицам, например, городу или району. В каждом нотариальном округе существует своя нотариальная палата. В ней вы сможете узнать место нахождения любого нотариуса и запросить некоторые другие полезные вам сведения.
При обращении к нотариусу не забудьте взять с собой паспорт. Если Вы не можете лично прийти к нотариусу ввиду болезни, нотариус может быть вызван на дом. Для этого заранее запишитесь у нотариуса и предоставьте ему сведения, необходимые для составления проекта документа. Это может сделать по вашей просьбе любой человек.
Интересы несовершеннолетних до 14 лет в нотариальной конторе представляют родители (опекуны). При этом обязательно возьмите с собой свидетельство о рождении и документ, подтверждающий установление опеки.
Если нотариальные действия совершает несовершеннолетний от 14 до 18 лет, необходимо согласие на это одного из его законных представителей, которыми являются родители или опекуны. При этом в нотариальную контору придется явиться и самому несовершеннолетнему, и его представителю. Необходимо предъявить свидетельство о рождении и паспорта, явившихся к нотариусу.
Если нотариус отказывает Вам в совершении нотариального действия, требуйте постановление об отказе. Оно должно быть Вам выдано в течение десяти дней и содержать мотивированный отказ в совершении нотариального действия. Такой отказ может быть обжалован Вами в суде.
4.2.Копии документов
Очень часто встречаются ситуации, в которых у Вас требуют нотариально удостоверенную копию документа. Для этого необходимо просто представить нотариусу подлинный документ и его копию.
1. Копию вы делаете сами, ксерокопируя документ или переписывая (перепечатывая) его. При этом обратите внимание, чтобы текст документа читался, были различимы дата выдачи документа, подпись должностного лица, подписавшего документ, а также печать учреждения выдавшего его.
2. Предъявляются особые требования к подлиннику – в нем ни в коем случае не должно быть неоговоренных исправлений. Документ должен сохранять свою целостность, то есть не быть разорванным. Листы многостраничных документов должны быть сшиты и пронумерованы.
3. Государственная пошлина за удостоверение верности копии документа составляет 10 рублей за одну страницу, но, может быть, вам придется заплатить и больше с учётом технической работы по изготовлению копии.При обращении к нотариусу помните некоторые несложные правила (Приложение 11).
Кто поможет защитить Ваши права?
Какие бы проблемы и трудности у Вас не возникали, первый , к кому Вы можете и должны обратиться, - это специалист по охране прав детства (Приложение 12)
См. презентацию.