Хотелось уйти от сухих математических формул и показать материал в более интересной, наглядной форме, связанной с реальными практическими задачами. Показать связь с окружающим миром.
Людям свойственно подмечать закономерности в окружающих явлениях. Мир чисел – не исключение!
Простейших навыков счета достаточно, чтобы подметить систему в последовательности: 1,7,13, 19, 25,… или 1, 2, 4, 8, 16,…
Но математика математикой, а в жизни с растущими геометрическими прогрессиями надо обращаться осторожно.
Если в геометрической прогрессии растет стадо – скоро ему не хватит пастбища.
Если число распадов в куче плутония – дело идет к атомному взрыву!
А если доходы фирмы – ой,… не связывайтесь с этими “благодетелями”.
Дидактические цели проекта:
1. Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов на основе самостоятельной деятельности.
2. Создание условий для наглядного представления учащимися результатов деятельности с помощью презентации, буклета.
Методические задачи:
1. Учить осознавать теоретический материал, его значение в жизни человека.
2. Научить применять теоретический материал в задачах.
3. Продолжить развивать навыки самообразования, самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать индивидуально, в парах, в группах.
4. Совершенствовать использование Microsoft Power Point для оформления результатов исследований.
Тема “Прогрессии” в планировании курса алгебры в 9 классе составляет 16 уроков.
В процессе изучения темы я предлагаю учащимся поработать над проектами, в которых нужно ответить на основополагающий вопрос: Отражается ли окружающий мир в зеркале математических прогрессий?
Вместе с этим ставлю перед учащимися проблемные вопросы:
- Почему в жизни с растущими геометрическими прогрессиями надо обращаться осторожно?
- Заполонят ли кролики весь Земной шар, если они размножаются в геометрической прогрессии?
- А в геометрических построениях встречаются прогрессии?
Этапы и сроки проведения проекта.
- “Мозговой штурм” (выбор тем исследований учеников) – 7 урок данной темы.
- Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 8 урок.
- Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) - 8 урок.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуальной или в группе – 9 урок.
- Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 9 урок.
- Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 1 неделя (между 9 и 13 уроками).
- Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя – 14 урок.
Защита ученических проектов – 16 урок.
Оформление результатов проекта:
- публикация (буклет, брошюра),
- презентация.
Критерии оценки проекта:
1. Актуальность работы
“5” баллов – работа актуальна и эта актуальность доказана;
“3” балла – работа актуальна;
“1” балл – работа неактуальна.
2. Научно-исследовательский подход
“5” баллов – в основе работы лежит знание теории, с помощью которой обобщены данные самостоятельного экспериментального исследования;
“3” балла – работа носит характер обобщения литературы, заканчивается предложением новой идеи, но не подкреплена исследовательской базой;
“1” балл – работа носит реферативный характер.
3. Содержательность и логичность изложения
“5” балов – работа выполнена содержательно, материал изложен логично и последовательно, наглядный материал уместен;
“3” балла – работа выполнена содержательно, однако выводы логически не обоснованы;
“1” балл – работа выполнена несодержательно, отсутствует логичность и последовательность в изложении материала.
4. Презентация проекта
“5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;
“3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;
“1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.
5. Защита проекта
“5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;
“3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;
“1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.