"Страны Запада в 1945-2011 гг." Методическая разработка темы

Разделы: История и обществознание


Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, является технология блочно-модульного обучения. Данная технология имеет следующие преимущества:

  • возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
  • создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход;
  • создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов;
  • уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.

Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.

  • При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.

Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:

1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.

2-й модуль (3–4 урока) – использование теоретического материала при защите проектов, работа над которыми группами (по 2-3 человека) велась в течение месяца: обучающиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, представляют материалы тем, обсуждают, дискутируют.

3-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, обучающимся предлагается контрольная или зачетная работы.

Предлагаю вашему вниманию планирование раздела всеобщей истории в 11 классе по теме “Страны Запада 1945- 2011 ”

Цель: Систематизировать знания обучающихся по теме “Страны Запада в 1945-2011 г”

Задачи:

Обучающие: 1. Определить общее и особенное в развитии стран Европы СЩА в период времени с 1945 по 2011 год;

2. Попытаться определить значение этих стран в современном мире, спрогнозировать сценарии развития стран.

Развивающие: 1. Развивать способность анализировать информацию, представлять результаты своей деятельности в различных формах, способность самостоятельно организовывать и регулировать свою деятельность.

Воспитательные: 1. Воспитание личности обучающегося через осмысление исторического опыта стран.

План работы:

1 урок: Лекция “Основные тенденции развития стран Запада после II Мировой войны до 2011 года”.

  • послевоенное устройство мира, истоки и причины “холодной войны”;
  • сравнительная характеристика 2 моделей развития: Восток и Запад;
  • основные тенденции развития стран Запада: политические, экономические, социальные, духовные;

2-4 уроки: Семинарские занятия “Защита проектов по странам”- США, Англия, Франция, ФРГ и Япония.

Представление страны по плану:

1. Особенности послевоенного положения страны.

2. Основные направления внутренней и внешней политики страны с 1945 по 2011 год.

3. Характеристика современного положения страны:

  • схема государственного устройства;
  • форма правления;
  • форма национально- государственного устройства;
  • лидер(ы) государства на сегодняшний день;
  • итоги последних парламентских(президентских) выборов;
  • новости из страны ( за период времени, в течение которого идет работа над проектом).

Критерии оценки проекта отражают следующие аспекты: достоверность информации, четкая структура работы, оформление в соответствии с планом, Наличие презентации, схем для стендового доклада, газетных вырезок, использование интернет-ресурсов, наличие своей точки зрения, публичное выступление.

5 урок: Контрольная работа

Итог работы:

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:

  • повысить мотивацию изучения предмета;
  • повысить качество знаний;
  • повысить уровень образовательного процесса в целом.

Приложение. Дидактический материал для проведения контроля знаний

Контрольная работа по всеобщей истории для 11 класса

Тема “Страны Запада 1945-2011”

I. Исторический диктант

Соотнесите понятия и страны. Около страны поставьте цифры, за которыми стоят понятия, связанные с той или иной страной или группой стран.

США

Англия

Франция

ФРГ

Япония

Италия

1.Конституционная монархия

2.Запрет прибегать к войне как способу решения конфликтов

3.Мощное движение Сопротивления в годы Второй Мировой войны

4.Демоктатическая партия левых сил и ХДП

5.Республиканская и демократическая партии

6.Христианские демократы и социал- демократы

7.Режим Пятой республики

8.Мафия

9.Проблемы Ольстера

10. Принята в ЕЭС в 1973 году

11.Движение за гражданские права

12.Первая ядерная держава

13.Вьетнамская война

14.Парламентская республика

15.Проблема островов Хабомаи и Шикотан

16.Маргарет Тэтчер и Энтони Блэр

17. “Экономическое чудо”

18.Крупнейшая метрополия после Второй Мировой войны

19.Алжирская проблема

20. В 2012 году пройдут выборы Президента

II. Выполните задания по теме

Задание №1. Найди стране лидера.

Название страны Лидер государства
1.Италия А)Кристиан Вульф
2.ФРГ Б)Йосихито Нода
3.США В)Джорджо Наполитано
4.Великобритания Д)Марио Монти
5.Япония Г)Ангела Меркель
6.Франция Е)Николя Саркози
  Ж)Барак Обама
  З)Дэвид Кэмерон

Ответ оформите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

           

Задание №2. Соотнесите страны с их формами правления

Название страны Форма правления
1.Италия Президетская республика
2.ФРГ Парламентская республика
3.США Смешанная респуюлика
4.Великобритания Конституционная монархия
5.Япония Абсолютная монархия
6.Франция Федерация

Ответ оформите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

           

Задание №3. Соотнесите даты и события

Дата

Событие

1999

Подписание Шенгенского соглашения

1949

Объединение Германии

1957

Введение единой европейской валюты — евро

1962

Карибский кризис

1985

Образование НАТО

1990

Создание ЕЭС

Задание №4 Ответьте на вопросы:

1.Что такое интеграция? Какие интеграционные процессы произошли в странах Запада с 1945 по 2011 год? Каковы последствия этих процессов?

2.Сравните причины “экономических чудес” в странах Запада. Результат оформите в таблицу в формате ЕГЭ.