Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, является технология блочно-модульного обучения. Данная технология имеет следующие преимущества:
- возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
- создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход;
- создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов;
- уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.
Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.
- При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.
Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:
1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.
2-й модуль (3–4 урока) – использование теоретического материала при защите проектов, работа над которыми группами (по 2-3 человека) велась в течение месяца: обучающиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, представляют материалы тем, обсуждают, дискутируют.
3-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, обучающимся предлагается контрольная или зачетная работы.
Предлагаю вашему вниманию планирование раздела всеобщей истории в 11 классе по теме “Страны Запада 1945- 2011 ”
Цель: Систематизировать знания обучающихся по теме “Страны Запада в 1945-2011 г”
Задачи:
Обучающие: 1. Определить общее и особенное в развитии стран Европы СЩА в период времени с 1945 по 2011 год;
2. Попытаться определить значение этих стран в современном мире, спрогнозировать сценарии развития стран.
Развивающие: 1. Развивать способность анализировать информацию, представлять результаты своей деятельности в различных формах, способность самостоятельно организовывать и регулировать свою деятельность.
Воспитательные: 1. Воспитание личности обучающегося через осмысление исторического опыта стран.
План работы:
1 урок: Лекция “Основные тенденции развития стран Запада после II Мировой войны до 2011 года”.
- послевоенное устройство мира, истоки и причины “холодной войны”;
- сравнительная характеристика 2 моделей развития: Восток и Запад;
- основные тенденции развития стран Запада: политические, экономические, социальные, духовные;
2-4 уроки: Семинарские занятия “Защита проектов по странам”- США, Англия, Франция, ФРГ и Япония.
Представление страны по плану:
1. Особенности послевоенного положения страны.
2. Основные направления внутренней и внешней политики страны с 1945 по 2011 год.
3. Характеристика современного положения страны:
- схема государственного устройства;
- форма правления;
- форма национально- государственного устройства;
- лидер(ы) государства на сегодняшний день;
- итоги последних парламентских(президентских) выборов;
- новости из страны ( за период времени, в течение которого идет работа над проектом).
Критерии оценки проекта отражают следующие аспекты: достоверность информации, четкая структура работы, оформление в соответствии с планом, Наличие презентации, схем для стендового доклада, газетных вырезок, использование интернет-ресурсов, наличие своей точки зрения, публичное выступление.
5 урок: Контрольная работа
Итог работы:
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
- повысить мотивацию изучения предмета;
- повысить качество знаний;
- повысить уровень образовательного процесса в целом.
Приложение. Дидактический материал для проведения контроля знаний
Контрольная работа по всеобщей истории для 11 класса
Тема “Страны Запада 1945-2011”
I. Исторический диктант
Соотнесите понятия и страны. Около страны поставьте цифры, за которыми стоят понятия, связанные с той или иной страной или группой стран.
США
Англия
Франция
ФРГ
Япония
Италия
1.Конституционная монархия
2.Запрет прибегать к войне как способу решения конфликтов
3.Мощное движение Сопротивления в годы Второй Мировой войны
4.Демоктатическая партия левых сил и ХДП
5.Республиканская и демократическая партии
6.Христианские демократы и социал- демократы
7.Режим Пятой республики
8.Мафия
9.Проблемы Ольстера
10. Принята в ЕЭС в 1973 году
11.Движение за гражданские права
12.Первая ядерная держава
13.Вьетнамская война
14.Парламентская республика
15.Проблема островов Хабомаи и Шикотан
16.Маргарет Тэтчер и Энтони Блэр
17. “Экономическое чудо”
18.Крупнейшая метрополия после Второй Мировой войны
19.Алжирская проблема
20. В 2012 году пройдут выборы Президента
II. Выполните задания по теме
Задание №1. Найди стране лидера.
Название страны | Лидер государства |
1.Италия | А)Кристиан Вульф |
2.ФРГ | Б)Йосихито Нода |
3.США | В)Джорджо Наполитано |
4.Великобритания | Д)Марио Монти |
5.Япония | Г)Ангела Меркель |
6.Франция | Е)Николя Саркози |
Ж)Барак Обама | |
З)Дэвид Кэмерон |
Ответ оформите в таблицу.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Задание №2. Соотнесите страны с их формами правления
Название страны | Форма правления |
1.Италия | Президетская республика |
2.ФРГ | Парламентская республика |
3.США | Смешанная респуюлика |
4.Великобритания | Конституционная монархия |
5.Япония | Абсолютная монархия |
6.Франция | Федерация |
Ответ оформите в таблицу.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Задание №3. Соотнесите даты и события
Дата |
Событие |
1999 |
Подписание Шенгенского соглашения |
1949 |
Объединение Германии |
1957 |
Введение единой европейской валюты — евро |
1962 |
Карибский кризис |
1985 |
Образование НАТО |
1990 |
Создание ЕЭС |
Задание №4 Ответьте на вопросы:
1.Что такое интеграция? Какие интеграционные процессы произошли в странах Запада с 1945 по 2011 год? Каковы последствия этих процессов?
2.Сравните причины “экономических чудес” в странах Запада. Результат оформите в таблицу в формате ЕГЭ.