Цель: 1) Обучающая
- начать учить детей узнавать олицетворение, как художественный прием;
- создать условия для творческого освоения детьми приема олицетворения по материалам авторской сказки.
2) Развивающая
- развивать творческое воображение, обогащать словарный запас,
- развивать устную связную речь.
3) Воспитывающая
- воспитывать доброту, отзывчивость, взаимопомощь, интерес к чтению сказок.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: пособие “Учись читать”, портрет Джанни Родари, индивидуальные карточки, овощи, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, таблички со словами.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
У: Ребята, вы любите загадки?
Тогда все у нас в порядке.
Начнем скорее мы урок,
Чтоб каждый поработать смог.
2.Актуализация знаний учащихся.
Цель: актуализировать знания учащихся, необходимые для усвоения нового материала; создать ситуацию для мотивации учебной деятельности.
У: Ребята, отгадайте загадки.
- Из нее много блюд
Приготовить можно.
И простых, и сложных.
Ее варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.
Артем: Это картошка.
( На доску вывесить картинку с изображением картошки).
У: Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
Виоллета: Это морковь.
( На доску вывесить картинку с изображением моркови).
У: Сто одежек
И все без застежек.
Сережа: Это капуста.
(На доску вывесить картинку с изображением капусты).
У: Посмотрите, какие аппетитные овощи здесь изображены.
Аня: Овощи очень полезны.
Рустам: В овощах много витаминов.
У: Ребята, а вы можете представить эти овощи героями сказок?
Диана: Да, можем. Я читала сказку, где героями были фрукты.
У: Вот и Джанни Родари, итальянский писатель - сказочник, тоже считает так.
(Показать портрет Джанни Родари).
У: А вам знакомы сказки этого писателя – сказочника?
Толик: Да. Я читал сказку про Чиполлино.
У: Джанни Родари говорил: “ Нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки”.
3. Знакомство с новым материалом.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемого материала; формировать начальные представления о художественном приеме.
У: А вы знаете, как рождаются сказки? Хотите узнать? Сейчас нам и предстоит это сделать. Давайте обратимся к сказке Джанни Родари, где герои – овощи.
Живут они в фантастической стране, заселенной такими же человечками – овощами и человечками – фруктами. Но отношения между ними, как в настоящей жизни, потому что Джанни Родари оживил их и наделил характерами. Такой прием в литературе называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.
У: Главный герой этой сказки – луковый человечек – Чиполлино.
- Предположите, какой характер может быть у нашего героя?
Таня: Он очень добрый.
Вова: Наш герой справедливый.
У: Давайте теперь познакомимся с семьей Чиполлино. Об этом мы прочитаем в нашем учебнике. Обратимся к нашему учебнику на страницу 57.
(Читают 1 -й абзац). Читает ученик.
У: Ребята, а на самом ли деле так, что где лук, там и слезы?
Сережа: Да. Когда моя мама режет лук, она всегда плачет.
У: Давайте это проверим. Я разрежу лук, а кто-нибудь понюхает его.
Дети нюхают лук. У некоторых ребят выступают слезы.
У: Правильно подметил Джанни Родари. На самом деле, где лук, там и слезы.
- Давайте продолжим знакомиться с жителями этой страны. При чтении вам встретятся незнакомые слова: камергер, дюжина, казармы.
( Слова записаны на доске).
Камергер – служитель при дворе.
Дюжина – двенадцать штук.
Казарма – специальное здание для размещения воинских частей.
У: Давайте прочитаем еще раз эти слова и продолжим чтение сказки.
(Чтение сказки по цепочке).
У: Ребята, кого еще очеловечил Джанни Родари?
Артем: Он очеловечил лимон.
У: Как вы думаете, какие по характеру лимоны?
Марина: Лимоны грубые и сердитые.
У: А вы можете представить этих луковых и лимонных героев? У вас на столах лежат листы, где изображены луковицы и лимоны. Хотите их очеловечить? Мальчики оживляют лук, а девочки – лимон.
( Самостоятельная работа)
У: Ребята, вы очень хорошо потрудились, давайте теперь отдохнем.
5. Физминутка
Чиполлино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Вишенку он не нашел.
Чтобы вишенку достать,
Надо на носочки стать.
У: Вот теперь давайте посмотрим, удалось вам оживить овощи и фрукты.
(Выставка работ)
У: Чей рисунок вам больше понравился?
(Ответы детей)
У: У вас получились очень интересные персонажи. Вы сейчас стали волшебниками, потому что оживили овощи и фрукты. Здорово, что каждый из вас представляет этих героев по - своему.
- А теперь давайте посмотрим, как оживили эти же фрукты и овощи в мультфильме.
(Просмотр эпизода из мультфильма “Приключение Чиполлино”).
У: Чей же рисунок больше похож на персонажей из мультфильма?
Даша: Мне кажется, что это рисунок Никиты. У него Чиполлино получился веселым и озорным.
Артем: А я думаю, что это рисунок Паши. У него герой добрый, готов помочь своим близким.
Марина: Лимон получился у Ульяны. Он очень важный, наверное, любит только себя.
У: Ребята, а лук, как овощ, он какой?
Таня: Лук горький, он плохо пахнет.
У: Давайте попробуем на вкус.
Вова: Лук полезный, но очень горький.
У: А Чиполлино какой? Выберите подходящие слова для определения характера героя.
( На доске таблички со словами для определения характера).
Дети: Чиполлино честный, веселый, умный, отважный, хитрый, безобидный, добрый.
У: А помидор, как овощ, он какой? Давайте попробуем его на вкус.
Максим: Помидор аппетитный, вкусный, сладкий.
У: Синьор Помидор, он какой? Выберите подходящие слова для определения.
Дети: Синьор Помидор недовольный, глупый, ленивый, сердитый, злой, жадный.
У: Ребята, один овощ горький, а когда его оживили, то герой оказался положительным. Другой овощ очень вкусный, но когда его очеловечили, то наделили плохими качествами. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Судить о человеке надо не по внешнему виду, а по его делам и поступкам.
6. Обобщение изученного материала.
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.
У: Ребята, вам понравилось оживлять фрукты и овощи? А можете предположить, какой характер у клубнички?
Рустам: Клубничка добрая и веселая.
Аня: А я думаю, что клубничка хвастливая, потому что ее все любят кушать.
У: А какой характер у ореха?
Даша: Орех злой, потому что когда его кушаешь, он остается в зубах.
Марина: Характер у ореха твердый.
У: Какой характер у банана?
Максим: Банан добрый, потому что он вкусный и мягкий.
У: Ребята, а вы хотите сочинить сказку, где героями будут овощи и фрукты.
- Сейчас вы будете работать в парах. На столах лежат карточки. Вам надо вставить в текст имена ваших героев. Это будет начало к нашей сказке.
Карточка №1
Жила – была в одном фруктовом городке __________. Ей стало очень скучно и решила она отправиться в путешествие. Долго шла ___________ по дороге, пока не повстречала __________. Дальше пошли они вместе. Идут, идут, смотрят – впереди город. Подошли поближе и видят, сидит на камне __________ и горько плачет.
У: Сочинили начало к сказке?
(Дети читают сказки).
У : Ребята, так из чего рождаются сказки?
Марина: Сказки рождаются из нашего воображения.
У: А чтобы овощи и фрукты стали героями, что мы должны сделать?
Ангелина: Мы должны их очеловечить, оживить.
У: А как такой прием в литературе называется?
Аня: Это олицетворение.
У: Вот и закончилось наше знакомство с замечательными героями.
Но на следующем уроке мы продолжим нашу работу и посмотрим, где, же еще можно применит литературный прием “олицетворение”.
7 Рефлексия.
У: На уроке мы встретились с разными героями. Кто из вас хочет быть похожим на Чиполлино, поднимите лук, а те ребята, кто хочет быть похожим на синьора Помидора, поднимите помидор.
Результаты рефлексии.
Все дети подняли лук.
8. Подведение итога урока.
У: Чему научились на уроке?
Таня: Научились сочинять сказки.
У: А что нужно для того, чтобы сочинить сказку?
Даша: Надо оживить любые предметы.
Алена: Это литературный прием “ олицетворение”.
9. Домашнее задание.
Завершить сочинение сказки, начало к которой придумали на уроке.