Конспект урока "Из чего рождаются сказки?"

Разделы: Начальная школа


Цель: 1) Обучающая

  • начать учить детей узнавать олицетворение, как художественный прием;
  • создать условия для творческого освоения детьми приема олицетворения по материалам авторской сказки.

2) Развивающая

  • развивать творческое воображение, обогащать словарный запас,
  • развивать устную связную речь.

3) Воспитывающая

  • воспитывать доброту, отзывчивость, взаимопомощь, интерес к чтению сказок.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: пособие “Учись читать”, портрет Джанни Родари, индивидуальные карточки, овощи, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, таблички со словами.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

У: Ребята, вы любите загадки?
Тогда все у нас в порядке.
Начнем скорее мы урок,
Чтоб каждый поработать смог.

2.Актуализация знаний учащихся.

Цель: актуализировать знания учащихся, необходимые для усвоения нового материала; создать ситуацию для мотивации учебной деятельности.

У: Ребята, отгадайте загадки.

- Из нее много блюд
Приготовить можно.
И простых, и сложных.
Ее варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.

Артем: Это картошка.

( На доску вывесить картинку с изображением картошки).

У: Сидит девица в темнице,
А коса на улице.

Виоллета: Это морковь.

( На доску вывесить картинку с изображением моркови).

У: Сто одежек
И все без застежек.

Сережа: Это капуста.

(На доску вывесить картинку с изображением капусты).

У: Посмотрите, какие аппетитные овощи здесь изображены.

Аня: Овощи очень полезны.

Рустам: В овощах много витаминов.

У: Ребята, а вы можете представить эти овощи героями сказок?

Диана: Да, можем. Я читала сказку, где героями были фрукты.

У: Вот и Джанни Родари, итальянский писатель - сказочник, тоже считает так.

(Показать портрет Джанни Родари).

У: А вам знакомы сказки этого писателя – сказочника?

Толик: Да. Я читал сказку про Чиполлино.

У: Джанни Родари говорил: “ Нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки”.

3. Знакомство с новым материалом.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемого материала; формировать начальные представления о художественном приеме.

У: А вы знаете, как рождаются сказки? Хотите узнать? Сейчас нам и предстоит это сделать. Давайте обратимся к сказке Джанни Родари, где герои – овощи.

Живут они в фантастической стране, заселенной такими же человечками – овощами и человечками – фруктами. Но отношения между ними, как в настоящей жизни, потому что Джанни Родари оживил их и наделил характерами. Такой прием в литературе называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.

У: Главный герой этой сказки – луковый человечек – Чиполлино.

- Предположите, какой характер может быть у нашего героя?

Таня: Он очень добрый.

Вова: Наш герой справедливый.

У: Давайте теперь познакомимся с семьей Чиполлино. Об этом мы прочитаем в нашем учебнике. Обратимся к нашему учебнику на страницу 57.

(Читают 1 -й абзац). Читает ученик.

У: Ребята, а на самом ли деле так, что где лук, там и слезы?

Сережа: Да. Когда моя мама режет лук, она всегда плачет.

У: Давайте это проверим. Я разрежу лук, а кто-нибудь понюхает его.

Дети нюхают лук. У некоторых ребят выступают слезы.

У: Правильно подметил Джанни Родари. На самом деле, где лук, там и слезы.

- Давайте продолжим знакомиться с жителями этой страны. При чтении вам встретятся незнакомые слова: камергер, дюжина, казармы.

( Слова записаны на доске).

Камергер – служитель при дворе.

Дюжина – двенадцать штук.

Казарма – специальное здание для размещения воинских частей.

У: Давайте прочитаем еще раз эти слова и продолжим чтение сказки.

(Чтение сказки по цепочке).

У: Ребята, кого еще очеловечил Джанни Родари?

Артем: Он очеловечил лимон.

У: Как вы думаете, какие по характеру лимоны?

Марина: Лимоны грубые и сердитые.

У: А вы можете представить этих луковых и лимонных героев? У вас на столах лежат листы, где изображены луковицы и лимоны. Хотите их очеловечить? Мальчики оживляют лук, а девочки – лимон.

( Самостоятельная работа)

У: Ребята, вы очень хорошо потрудились, давайте теперь отдохнем.

5. Физминутка

Чиполлино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Вишенку он не нашел.
Чтобы вишенку достать,
Надо на носочки стать.

У: Вот теперь давайте посмотрим, удалось вам оживить овощи и фрукты.

(Выставка работ)

У: Чей рисунок вам больше понравился?

(Ответы детей)

У: У вас получились очень интересные персонажи. Вы сейчас стали волшебниками, потому что оживили овощи и фрукты. Здорово, что каждый из вас представляет этих героев по - своему.

- А теперь давайте посмотрим, как оживили эти же фрукты и овощи в мультфильме.

(Просмотр эпизода из мультфильма “Приключение Чиполлино”).

У: Чей же рисунок больше похож на персонажей из мультфильма?

Даша: Мне кажется, что это рисунок Никиты. У него Чиполлино получился веселым и озорным.

Артем: А я думаю, что это рисунок Паши. У него герой добрый, готов помочь своим близким.

Марина: Лимон получился у Ульяны. Он очень важный, наверное, любит только себя.

У: Ребята, а лук, как овощ, он какой?

Таня: Лук горький, он плохо пахнет.

У: Давайте попробуем на вкус.

Вова: Лук полезный, но очень горький.

У: А Чиполлино какой? Выберите подходящие слова для определения характера героя.

( На доске таблички со словами для определения характера).

Дети: Чиполлино честный, веселый, умный, отважный, хитрый, безобидный, добрый.

У: А помидор, как овощ, он какой? Давайте попробуем его на вкус.

Максим: Помидор аппетитный, вкусный, сладкий.

У: Синьор Помидор, он какой? Выберите подходящие слова для определения.

Дети: Синьор Помидор недовольный, глупый, ленивый, сердитый, злой, жадный.

У: Ребята, один овощ горький, а когда его оживили, то герой оказался положительным. Другой овощ очень вкусный, но когда его очеловечили, то наделили плохими качествами. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Судить о человеке надо не по внешнему виду, а по его делам и поступкам.

6. Обобщение изученного материала.

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.

У: Ребята, вам понравилось оживлять фрукты и овощи? А можете предположить, какой характер у клубнички?

Рустам: Клубничка добрая и веселая.

Аня: А я думаю, что клубничка хвастливая, потому что ее все любят кушать.

У: А какой характер у ореха?

Даша: Орех злой, потому что когда его кушаешь, он остается в зубах.

Марина: Характер у ореха твердый.

У: Какой характер у банана?

Максим: Банан добрый, потому что он вкусный и мягкий.

У: Ребята, а вы хотите сочинить сказку, где героями будут овощи и фрукты.

- Сейчас вы будете работать в парах. На столах лежат карточки. Вам надо вставить в текст имена ваших героев. Это будет начало к нашей сказке.

Карточка №1

Жила – была в одном фруктовом городке __________. Ей стало очень скучно и решила она отправиться в путешествие. Долго шла ___________ по дороге, пока не повстречала __________. Дальше пошли они вместе. Идут, идут, смотрят – впереди город. Подошли поближе и видят, сидит на камне __________ и горько плачет.

У: Сочинили начало к сказке?

(Дети читают сказки).

У : Ребята, так из чего рождаются сказки?

Марина: Сказки рождаются из нашего воображения.

У: А чтобы овощи и фрукты стали героями, что мы должны сделать?

Ангелина: Мы должны их очеловечить, оживить.

У: А как такой прием в литературе называется?

Аня: Это олицетворение.

У: Вот и закончилось наше знакомство с замечательными героями.

Но на следующем уроке мы продолжим нашу работу и посмотрим, где, же еще можно применит литературный прием “олицетворение”.

7 Рефлексия.

У: На уроке мы встретились с разными героями. Кто из вас хочет быть похожим на Чиполлино, поднимите лук, а те ребята, кто хочет быть похожим на синьора Помидора, поднимите помидор.

Результаты рефлексии.

Все дети подняли лук.

8. Подведение итога урока.

У: Чему научились на уроке?

Таня: Научились сочинять сказки.

У: А что нужно для того, чтобы сочинить сказку?

Даша: Надо оживить любые предметы.

Алена: Это литературный прием “ олицетворение”.

9. Домашнее задание.

Завершить сочинение сказки, начало к которой придумали на уроке.