Конспект комплексного занятия в старшей коррекционной (логопедической) группе "Путешествие в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Уточнить и расширить знания детей о признаках осени, о сезонных изменениях в природе.

2. Активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме “Осень”.

3. Совершенствовать навык образования относительных прилагательных.

4. Совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

5. Развивать общую и мелкую моторику.

6. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

7. Воспитывать эстетический вкус и прививать любовь к природе.

МАТЕРИАЛ:

- картина “Осенний лес”;

- мячик, украшенный осенними листьями;

- набор осенних листочков;

- разрезные листочки;

- заготовка дерева без листьев;

- прямоугольники из цветной бумаги;

- ножницы, клей, кисточки для клея.

ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ:

- осень, лес, листья, листопад, деревья, береза, рябина, осина, клен, трава, дождь, солнце, ветер, небо, грибы, ягоды, погода.

СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ:

- желтые, красные, оранжевые, разноцветные, косые, сильные, частые, серое, хмурое, пасмурное, холодный, осенний, порывистый, ветреная.

ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ:

- желтеют, краснеют, опадают, высыхает, идут, светит, улетают, кружатся, ложатся, шуршат, шелестят, впадают, меняют, одевают, вырастает.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Педагог наряжается в костюм Осени.

Осень: “Здравствуйте, ребята. Вы уже догадались кто я? Нет? Ну, тогда попробуйте отгадать загадку обо мне”.

Загадка: “Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает,
Когда это бывает?” (осенью)

Осень: “Правильно ребята, я – Осень. И я приглашаю вас в путешествие в осенний лес”.

2. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ “ОСЕНЬ”.

Выставляется картина с изображением осенних признаков.

Осень: “Мне очень хочется послушать, что вы знаете обо мне”.

- Какая погода бывает осенью? (пасмурная, холодная, ветреная)

- Ветер осенью, какой? (сильный, порывистый, холодный)

- Небо, какое? (серое, хмурое)

- Что происходит с травой? (желтеет, высыхает)

- Как светит солнце? (солнце светит, но не греет)

3.КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ “ДОЖДИК”
Осень: “А вы знаете, какой дождь бывает осенью?” (холодный, частый)

- Давайте поиграем с вами в игру “Дождик”

“Капля раз, капля два. (2 прыжка на носках)

Очень медленно сперва. (4 прыжка на носках)

А потом, потом, потом, (8 прыжков на носках)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли”. (руки полукругом над головой)

Осень: “Какие подарки приносит осень? Что появляется в лесу после дождя? (ягоды, грибы)

Осень: “Я бываю не только холодной и ненастной, но и нарядной, праздничной. И очень люблю, когда меня хвалят”.

4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.

Осень: “Назовите ласково: солнце-солнышко (дерево, туча, облако, лист, ветер, дождь, трава, береза, рябина)”.

5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “СКАЖИ СО СЛОВОМ “ОСЕННИЙ”

Осень: “Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.

- Солнце “какое?” осеннее и т.д.

6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “СОБЕРИ ЛИСТОЧЕК”.

Осень: “Молодцы ребята, все вы обо мне знаете, но у меня для вас есть еще вот такие конвертики с заданием”.

Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.

Осень: “Попробуйте собрать листочки из нескольких частей.

А теперь скажите мне, какие листочки бывают осенью? (разноцветные, красные, желтые, оранжевые).

7. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА “ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”.

Осень: “Какие вы все молодцы. Теперь давайте дадим нашим пальчикам отдохнуть и поиграем с ними в осенние листья.

“1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики)

Будем листья собирать: (сжимают, разжимают кулачки)

Листья березы, листья осины, (загибают пальчики, начиная с Листики тополя, листья рябины, большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем”. (“шагают” пальчиками по столу)

8. КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ “ЛИСТЬЯ”.

Осень: “Ребята, а хотите узнать, что листочки делают осенью?

Давайте сыграем в игру “Листья”.

“Листья осенние тихо кружатся. (волнообразные движения

Листья нам под ноги тихо ложатся, руками)

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится, хотят”.

9. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Осень: “Давайте, покажем, как ветер сдувает листочки”.

Дети кладут листочки на ладошки и сдувают их. Делают глубокий вдох носом, выдох ртом.

Осень: “Скажите, что делали листочки, когда мы на них дули?” (ответы детей)

10. КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ “ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО”,

Осень: “А теперь, ребята, послушайте стихотворение:

“Озорники”

Закружился надо мною дождь из листьев озорной,
До чего же он хорош, где такой еще найдешь-
Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, - дождь из листиков и я”.

Осень: “Какое веселое стихотворение. А что это за дождь из листиков?” (листопад)

- Посмотрите, в моем лесу есть одно дерево, которому очень грустно.

Как вы думаете, почему? (на мольберте заготовка дерева без листьев). Дети отвечают.

- А давайте мы с вами оденем его в красивый, праздничный наряд из листьев.

Дети выполняют аппликацию из цветной бумаги.

Осень: “Большое спасибо вам ребята. А вам нравится дерево? Какое оно стало?” (ответы детей)

Осень: “Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?” (ответы детей)