ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Уточнить и расширить знания детей о признаках осени, о сезонных изменениях в природе.
2. Активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме “Осень”.
3. Совершенствовать навык образования относительных прилагательных.
4. Совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
5. Развивать общую и мелкую моторику.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
7. Воспитывать эстетический вкус и прививать любовь к природе.
МАТЕРИАЛ:
- картина “Осенний лес”;
- мячик, украшенный осенними листьями;
- набор осенних листочков;
- разрезные листочки;
- заготовка дерева без листьев;
- прямоугольники из цветной бумаги;
- ножницы, клей, кисточки для клея.
ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ:
- осень, лес, листья, листопад, деревья, береза, рябина, осина, клен, трава, дождь, солнце, ветер, небо, грибы, ягоды, погода.
СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ:
- желтые, красные, оранжевые, разноцветные, косые, сильные, частые, серое, хмурое, пасмурное, холодный, осенний, порывистый, ветреная.
ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ:
- желтеют, краснеют, опадают, высыхает, идут, светит, улетают, кружатся, ложатся, шуршат, шелестят, впадают, меняют, одевают, вырастает.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Педагог наряжается в костюм Осени.
Осень: “Здравствуйте, ребята. Вы уже догадались кто я? Нет? Ну, тогда попробуйте отгадать загадку обо мне”.
Загадка: “Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает,
Когда это бывает?” (осенью)
Осень: “Правильно ребята, я – Осень. И я приглашаю вас в путешествие в осенний лес”.
2. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ “ОСЕНЬ”.
Выставляется картина с изображением осенних признаков.
Осень: “Мне очень хочется послушать, что вы знаете обо мне”.
- Какая погода бывает осенью? (пасмурная, холодная, ветреная)
- Ветер осенью, какой? (сильный, порывистый, холодный)
- Небо, какое? (серое, хмурое)
- Что происходит с травой? (желтеет, высыхает)
- Как светит солнце? (солнце светит, но не греет)
3.КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ “ДОЖДИК”
Осень: “А вы знаете, какой дождь бывает
осенью?” (холодный, частый)
- Давайте поиграем с вами в игру “Дождик”
“Капля раз, капля два. (2 прыжка на носках)
Очень медленно сперва. (4 прыжка на носках)
А потом, потом, потом, (8 прыжков на носках)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли”. (руки полукругом над головой)
Осень: “Какие подарки приносит осень? Что появляется в лесу после дождя? (ягоды, грибы)
Осень: “Я бываю не только холодной и ненастной, но и нарядной, праздничной. И очень люблю, когда меня хвалят”.
4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.
Осень: “Назовите ласково: солнце-солнышко (дерево, туча, облако, лист, ветер, дождь, трава, береза, рябина)”.
5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “СКАЖИ СО СЛОВОМ “ОСЕННИЙ”
Осень: “Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.
- Солнце “какое?” осеннее и т.д.
6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “СОБЕРИ ЛИСТОЧЕК”.
Осень: “Молодцы ребята, все вы обо мне знаете, но у меня для вас есть еще вот такие конвертики с заданием”.
Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.
Осень: “Попробуйте собрать листочки из нескольких частей.
А теперь скажите мне, какие листочки бывают осенью? (разноцветные, красные, желтые, оранжевые).
7. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА “ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”.
Осень: “Какие вы все молодцы. Теперь давайте дадим нашим пальчикам отдохнуть и поиграем с ними в осенние листья.
“1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики)
Будем листья собирать: (сжимают, разжимают кулачки)
Листья березы, листья осины, (загибают пальчики, начиная с Листики тополя, листья рябины, большого)
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем”. (“шагают” пальчиками по столу)
8. КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ “ЛИСТЬЯ”.
Осень: “Ребята, а хотите узнать, что листочки делают осенью?
Давайте сыграем в игру “Листья”.
“Листья осенние тихо кружатся. (волнообразные движения
Листья нам под ноги тихо ложатся, руками)
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится, хотят”.
9. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Осень: “Давайте, покажем, как ветер сдувает листочки”.
Дети кладут листочки на ладошки и сдувают их. Делают глубокий вдох носом, выдох ртом.
Осень: “Скажите, что делали листочки, когда мы на них дули?” (ответы детей)
10. КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ “ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО”,
Осень: “А теперь, ребята, послушайте стихотворение:
“Озорники”
Закружился надо мною дождь из листьев озорной,
До чего же он хорош, где такой еще найдешь-
Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, - дождь из листиков и я”.
Осень: “Какое веселое стихотворение. А что это за дождь из листиков?” (листопад)
- Посмотрите, в моем лесу есть одно дерево, которому очень грустно.
Как вы думаете, почему? (на мольберте заготовка дерева без листьев). Дети отвечают.
- А давайте мы с вами оденем его в красивый, праздничный наряд из листьев.
Дети выполняют аппликацию из цветной бумаги.
Осень: “Большое спасибо вам ребята. А вам нравится дерево? Какое оно стало?” (ответы детей)
Осень: “Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?” (ответы детей)