Цели.
Образовательная: Способствовать освоению основных технических понятий, терминов и формированию первоначальных навыков сверления.
Развивающая: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: планировать, анализировать, сравнивать, оценивать.
Воспитательная: Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учащихся на уроке: фронтальная и групповая работа.
Методы обучения: проблемное изложение, практическая работа.
Методическое оснащение урока.
- Наглядные пособия: презентация “Машины для сверления ”, видеофрагмент “Сверла”, образцы инструментов и приспособлений для сверления.
- Раздаточный материал: заготовки для пробного сверления, изделия обучающихся.
Оборудование: ноутбук, проектор, верстаки универсальные, инструменты и приспособления для сверления, электровыжигатель.
Межпредметные связи: изобразительное искусство.
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть. - 3 мин.
- Приветствие учащихся
- Проверка посещаемости и готовности к уроку.
- Домашнее задание: стр.43-45, исследовательская работа в тетради “Как соединены детали мебели моей комнаты”?
- Организация рабочего места: распределение по группам (с учетом возможностей и способностей учащихся).
II. Активизация познавательной деятельности обучающихся. - 10 мин.
Учащиеся, работая в группах, получают по 3 задания на развитие технического мышления (слайды 2-4). Задания одинаковые, учитывается скорость нахождения решения и правильность. Победившая группа получает дополнительный бал.
III. Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы и цели урока) - 2 мин.
- На предыдущих уроках мы познакомились с технологией разметки. Пиления и строгания древесины, получили навыки работы с различными инструментами.
Вопрос: давайте перечислим известные нам инструменты, которыми мы пользовались.
Вопрос: скажите что нам необходимо сделать с нашим изделием?
- Вот поэтому сегодня, чтобы закончить наше изделие мы освоим еще одну операцию, которая называется - сверление.
IV. Теоретическая часть. - 15 мин.
1. Изучение нового материала.
Вопрос: как вы понимаете понятие сверление?
- Ответы обучающихся.
Демонстрация презентации “Машины для сверления”. (Слайд 5)
Вопрос: мне сказали что бывает 2 вида отверстий – глухое и сквозное. Но я не знаю как это понимать. Сможет мне кто-нибудь объяснить?
- Ответы обучающихся.
- А теперь посмотрим правильно ли вы мне подсказали.
Демонстрация презентации “Машины для сверления”. (Слайд 6)
- В понятии сверление сказано о сверле. Давайте теперь попробуем разобраться что же это за инструмент.
Демонстрация презентации “Машины для сверления”. (Слайд 7, 1 часть)
- На слайде представлены 4 вида сверл. Это спиральное, ложечное, винтовое (шнековое), центровое (перьевое). Попробуем классифицировать их по командам (каждая команда отвечает на 2 вопроса).
- Ответы обучающихся.
- А теперь посмотрим правильно ли вы мне ответили.
Демонстрация презентации “Машины для сверления”. (Слайд 7, 2 часть).
Победившая команда получает 1 балл.
Демонстрация различных сверл.
- Спиральные сверла с различными хвостовиками.
- Центровые сверла.
- Винтовые сверла.
- Фланцевое сверло-ножовка.
- Видов сверл существует большое множество вот некоторые из них.
Демонстрация презентации “Машины для сверления” (Слайд 8, 9, 10, 11).
- Давайте теперь посмотрим из каких частей состоит спиральное сверло.
Демонстрация презентации “Машины для сверления”. (Слайд 12).
- Итак, ребята мы изучили инструмент для сверления, но мы же не можем сверлить отверстия голыми руками! Как вы думаете, что еще необходимо для сверления.
- Ответы обучающихся.
- Сейчас мы и подведем итог всему что вы сказали.
Демонстрация презентации “Машины для сверления”. (Слайд 13, 14).
- Сверла закрепляют в патроне коловорота или дрели. Коловорот один из самых простых механизмов для сверления.
- В ручной дрели вращение сверла обеспечивается благодаря специальному механизму — зубчатой передаче. С ее помощью вращение ручки дрели передается патрону. Простейшая зубчатая передача состоит из двух зубчатых колес, находящихся в зацеплении друг с другом. Они могут быть одного или разных диаметров, с разным количеством зубьев. Зубчатые колеса, как и винты, гайки и другие детали, используются не только в дрели, но и в других машинах и механизмах.
Демонстрация презентации “Машины для сверления” (Слайд 15).
Основные правила техники безопасности при сверлении:
1. Надежно закреплять сверло, заготовку, подкладную доску.
2. Не допускать перекоса сверла при сверлении отверстий.
3. В начале и в конце сверления нажим на упор коловорота (дрели) должен быть небольшим, а вращение — медленным.
4. Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.
5. Нельзя во время сверления придерживать сверло руками.
6. Нельзя проверять качество отверстия пальцами.
7. Запрещается выдувать стружку из отверстия.
2. Контроль усвоения нового теоретического материала. - 10 мин.
Давайте ребята попробуем теперь подвести итог нашей работы.
- Что такое сверление?
- Инструменты для сверления.
- Механизмы и машины для сверления.
- Какие правила безопасности необходимо соблюдать?
У меня к вам есть ещё один вопрос. У вас на верстаках есть зажимы. Они прикручены с помощью болтов к столешнице, но головок болтов не видно. Как вы думаете, какова технология изготовления данного устройства?
После предложенных вариантов обучающихся демонстрируется фильм.
Я приготовил вам фрагмент фильма. Давайте посмотрим и оценим ваши ответы.
V. Практическая работа: сверление отверстий, зачистка, выжигание и лакирование указки - 30 мин.
Демонстрация презентации “Машины для сверления”. (Слайд 16)
План работы.
1. Выполнить пробное сверление на специальной заготовке.
2. Разметить и просверлить отверстие в указке.
3. Произвести окончательную зачистку изделия.
4. Нанести разметку контуров для выжигания и выжечь необходимый рисунок.
5. Лакировать изделие акриловым лаком.
Вводный инструктаж учителя.
Обучающиеся разбиваются на группы по 3 человека и выполняют пробное сверление на специальной заготовке. Затем наносят центр отверстия и сверлят отверстие в указке. Проводят зачистку изделия, наносят контуры рисунка и группами по 3 человека выполняют выжигание. Лакирование производится по мере окончания предыдущих действий.
Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.
Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью:
- Соблюдение приемов сверления.
- Правильного положения коловорота и дрели при работе.
- Соблюдение приемов зачистки изделия и выбор инструмента.
- Соблюдение приемов выжигания
- Соблюдение техники безопасности.
Заключительный инструктаж. - 5 мин.
1. Уборка рабочих мест.
VI. Подведение итогов. - 5 мин.
1. Команде набравшей большее количество баллов выставляю оценки за теоретический материал в журнал.
2. Готовые работы оцениваю по качеству сверления отверстий, по наличию сколов.
3. Сообщение о достижении цели урока.
4. Отметить наиболее активных учащихся и лучшие работы.