Экология как наука обладает мощным потенциалом для развития совершенно новых способов взаимоотношения общества и природы, при котором возможно полное снятие угрозы экологических катастроф.
Человечество сейчас находится перед жесткой необходимостью изменить свое отношение к природе и экологическое образование в школах на современном этапе развития является очень актуальным и значимым.
На уроках естественно-научного цикла большое значение приобретают деловые игры. Этот способ преподавания официально одобрен и соответственно рекомендован для использования в средних учебных заведениях Российской Федерации.
При проведении деловой игры: «Экология села» мы более подробно говорим с учащимися о самом, пожалуй, главном – мусоре. Ежедневно в городах и селах образуется огромное количество бытовых отходов и статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем.
Методическая разработка продолжает концепцию соединения экологического образования учащихся с основами фундаментальных биологических наук.
Цели урока:
- Обучающая: обобщить знания о влиянии хозяйственной и бытовой деятельности человека на окружающую среду. Показать пути решения экологических проблем на селе.
- Развивающая: научить строить логические цепочки, выявлять причинно – следственные связи.
- Воспитывающая: воспитать экологическую позицию школьников через игровую форму.
Вид и тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: листы бумаги на группу, стики, яблоко, тарелка, нож, песочные часы.
Оформление доски: яркие картины природы, эпиграф «Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. Де Сент-Экзюпери)
ХОД УРОКА
– Добрый день!
Сегодня у нас несколько необычный урок. Мы будем
выявлять причинно – следственные связи
загрязнения бытовым мусором территории нашего
села. В конце ХХ века человечество оказалось
перед лицом резко обострившихся проблем,
получивших название «глобальных».
– Это значит, какие, как вы думаете?
– Глобальными называют проблемы общечеловеческого характера, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие мира. Глобальные экологические проблемы наносят огромный урон окружающей среде. Нарушенная среда может быть опасной для здоровья человека.
– Перед вами яблоко. Представьте себе, что это Земля. Разделим его на 4 части: 3 из них вода, 1 – суша. Эту четверть разделим на 2 части: получим кусочек, где живут люди, 1\8 часть Земли. Разделим ее на 3 части: 2 из них – это населенные пункты, леса, дороги. А 1 часть, совсем маленькая – это земля, которая кормит все человечество.
– Как вы думаете, нуждается ли этот маленький кусочек Земли в нашей поддержке?
– И мы сегодня на нашем уроке рассмотрим глобальную экологическую проблему в рамках нашего родного села. По своим размерам она не больше песчинки, но именно из таких песчинок и складывается наша планета. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова великого Экзюпери: «Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
– И на сегодняшнем уроке мы выявим важную проблему нашего села: накопление бытового мусора и попытаемся определить причинно-следственные связи загрязнения и пути решения данной проблемы.
Ведь, чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, необходимо, чтобы каждый из нас понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него самого.
Класс разделен на две группы, имеется все необходимое оборудование. Если класс большой, можно на несколько групп по 4-5 человек.
Каждая группа получает таблицы на 1/4 листа ватмана.
Проблема: Накопление бытового мусора на территории села | ||
Причины накопления бытового мусора на территории села | ||
Последствия, к которым приводят накопление мусора в нашем селе | ||
Способы решения проблемы накопления бытового мусора на селе | ||
1 задание:
На каждом отдельном стике написать причину накопления бытового мусора на территории нашего села. Прикрепить стики на лист бумаги под проблемой. На работу – 1-2 минуты.
2 задание:
Составить ранжированный ряд по наиболее важным
причинам загрязнения села. Причем первые три
места. Если у вас более трех причин, то разделить
их все равно на три части.
– Английский ученый Барри Коммонер
сформулировал закон экологии: «Все связано со
всем!» – т.е. нарушение любого звена приближает
гибель природы. Поэтому мы должны просчитывать
все последствия, которые нас ожидают при
массовом загрязнении села.
3 задание:
На новых стихах написать последствия, к которым приводят накопление мусора в нашем селе Дон. Прикрепить их на лист бумаги под причинами загрязнений. 1-2 минуты.
4 задание:
Составить ранжированный ряд по значимости
последствий, к которым приводит загрязнение
села. Также первые три места. Если последствий
больше, распределить как в первом случае.
– Опять обратимся к мудрому Экзюпери. Он говорил:
«Если человечество не найдет сил, средств и
разума. Чтобы поладить с природой, то на умершей
безжизненной Земле стоит установить надгробный
камень с надписью – «Каждый хотел лучшего для
себя!».
5 задание:
На новых стиках написать способы решения проблемы накопления бытового мусора в селе. 1-2 минуты.
6 задание:
Составить ранжированный ряд по важности путей преодоления проблемы. Как в первых двух случаях.
Затем каждая группа зачитывает причинно-следственные связи преодоления проблемы загрязнения села.
Рефлексия:
Итак, мы сегодня рассмотрели важную проблему экологии нашего села, привели серьезные доводы и пути преодоления данной проблемы. А теперь продолжите фразу:
– Я сегодня на уроке работал…
– Я понял проблему…
– Я никогда не буду…
– Я люблю…
Заключительное слово учителя:
Да, на сегодняшнем уроке мы не решили глобальную проблему человечества, но мы теперь знаем, как сохранить прекрасной наше село.
Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
Прикоснуться к красоте можно только сердцем!
Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел
себя в порядок – и сразу же приведи в порядок
свою планету!
По итогам урока, красочно оформив все выводы и предложения, вывешивается плакат на информационном стенде администрации сельского поселения «Дон».