То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно
Л. Выготский
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», которая выступает как фактор, порождающий умение. Она заключается в способности установить связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, умение обнаружить проблему и решить ее. Важно не столько то, что человек знает, а то, насколько хорошо человек разбирается в конкретном материале и использует его, т.е. как у него сформированы универсальные учебные действия.
Среди педагогических технологий, отвечающих современным требованиям, особое место занимает проектная деятельность, которая в свете модернизации образования является его структурообразующим принципом.
В начальной школе мы уделяем время формированию навыка проектирования. Особенно важно, по нашему мнению, формировать при этом в ребенке экологическое мышление. В связи с этим ряд проектов носят у нас экологическую направленность.
Для нас важно, чтобы экологический проект был ориентирован на развитие практического опыта, опыта личного участия школьников в выявлении, изучении проблем и содействии в их решении. Это играет большую роль в формировании у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Опыт создания индивидуальных проектов, в которых реализуется взаимодействие ученика и педагога и где результатом совместной деятельности является творческая работа, имеется у каждого учителя. В настоящий момент наиболее интересными являются групповые экологические проекты, способные вовлечь в работу большое число участников. Нам удалось создать коллектив единомышленников, куда входят учителя разных учебных предметов, обучающиеся, их родители, педагоги дополнительного образования, которые результативно сотрудничают с нами в организации и реализации экологических проектов.
Экологический проект мы рассматриваем как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.
Начальный опыт в создании проектов обучающиеся гимназии получают в урочной деятельности. Начиная с 1 класса, мы учим понимать учебную задачу и осознавать цель учебной деятельности, что формирует регулятивные универсальные учебные действия . Стало традицией выполнение всеми обучающимися начальной школы летних заданий на тему «Большой секрет для маленькой компании», «Мое маленькое открытие», «Обыкновенное чудо». Результатами данной работы является оформление гербариев, коллекций камней, выставок фотографий, рисунков, поделок, создание презентаций и буклетов.
Умения и навыки, приобретенные в этой работе, собранная информация помогают нам в создании серьезных проектов, в том числе проектов в рамках интеллектуально-творческой игры «ЭкоКолобок».
Непосредственно вся подготовительная работа по проекту в рамках экологического проекта начинается с организационной линейки и охватывает всех младших школьников гимназии. Обучающиеся по желанию распределяются в творческие мастерские и делятся на «специалистов». Они имеют возможность получить более подробную и основательную информацию по определенному направлению, обращаясь к помощи педагогов различных специальностей, обучающихся, родителей, педагогов дополнительного образования, представителей организаций и предприятий городского округа. Это объясняется межпредметным характером содержания проекта и позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия.
Попав в ситуацию необходимости решения проблемы, наши обучающиеся пытаются выработать свое отношение к ней и найти способы решения этой проблемы. Участвуя в проекте, они осваивают схему принятия решений, что является подтверждением формирования познавательных универсальных учебных действий.
Младшие школьники учатся:
- выявлять проблемы, определять цели;
- уточнять исходную ситуацию (собирать и анализировать информацию);
- формулировать возможные варианты решения;
- оценивать предложенные решения;
- оценивать альтернативные варианты решения;
- выбирать оптимальный вариант решения и реализовывать его;
- обобщать накопленный опыт для использования в решении других проблем.
Кроме того, участвуя в проекте, ребята учатся представлять информацию в различных видах (схемах, таблицах, диаграммах, графиках), использовать ее для создания буклетов, пропагандистских листовок, журнальных статей, знакомятся с правилами интервьюирования, получают навыки работы в коллективе. В этой работе развиваются коммуникативные, методологические, информационные компетентности обучающихся.
Работа по созданию проекта основана
- на сотрудничестве и сотворчестве команды учителей и обучающихся;
- на развитии интереса обучающихся в форме одобрения, поддержки;
- на удовлетворении интеллектуальных, эстетических и творческих потребностей;
- с учётом индивидуальных особенностей ребенка;
- на создании особой образовательной среды, в которой учитель помогает ученикам выработать собственное мнение, обосновать свою позицию.
Таким образом, развиваются личностные универсальные учебные действия.
Проект «требует» оформления результатов для
предъявления его окружающим. Младшие школьники
при помощи педагогов учатся создавать
компьютерные презентации, осваивают основы
ораторского искусства, представляют продукты
своей деятельности: видеофильмы, фотоальбомы,
сборники стихов, сказок, рассказов. Результаты
работы представляем на итоговом мероприятии для
обучающихся начальной школы, на родительских
собраниях, освещаем в СМИ. Гимназия имеет свою
страницу в одном из муниципальных изданий. Члены
экологического отряда сотрудничают с
корреспондентами детского издательства
«Альтаир».
Наиболее интересными стали проекты: «Мы в
согласии с природой продлеваем жизни годы»,
«Космические туристы», «Семейный круг –
надёжный самый», «Всегда и везде вечная слава
воде!», «Памяти павших».
Мы считаем, что овладение основами проектирования в начальной школе поможет обучающимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной школе.