Открытое заседание кафедры начального обучения "Новая школа – новые подходы"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Участники:

  • администрация школы,
  • специалисты школы,
  • педагоги кафедры начального обучения,
  • представители Управления образования г.Норильска,
  • представители педагогических коллективов школ.

Цель: активизировать педагогов на применение новых идей и технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • дать краткий обзор особенностей ФГОС;
  • показать на конкретном учебном материале способы и методы формирования УУД по отдельному предмету – математике в 1 классе по двум образовательным программам – «Школа 2100» и «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

Оборудование: мобильные стенды, магниты, жетоны трёх цветов, флажки трёх цветов, конверты с разрезанными прямоугольниками с тезисами для проведения деловой практической игры, мультимедийная аппаратура, расстановка столов по периметру, мобильные стенды для демонстрации, фломастеры, лист формата А3.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

I. Вступительное слово заведующей кафедрой об основных направлениях внедрения новых ФГОС

Цель: создать положительные установки по отношению к перспективам обновления образования.
– Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости заседания. Разрешите представиться – зав.кафедрой начального обучения – …
Предлагаю в качестве секретаря заседания … .
– Мы начинаем работу заседания кафедры начального обучения, которое пройдёт в форме семинара-практикума. Тема заседания: Новая школа – новые подходы.
Вся методическая работа кафедры текущего учебного года строится на подготовке к введению ФГОС.
(Приложение 1, слайд 1) Не лишним будет напомнить, что ФГОС – «Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование», ст.43 Конституция РФ
(Приложение 1, слайд 2) Введение ФГОС базируется на трёх основных требованиях – требования к результатам освоения ООП (основной образовательной программы), требования к структуре ООП, требования к условиям реализации ООП.
(Приложение 1, слайд 3) Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

II. Практическая деловая игра

Цель: разграничить понятия, относящиеся к новой школе, к новому уроку и новому учителю и «увидеть» новую виртуальную школу.

– Чтобы сформировать у обучающихся данные компетентности, нужна «новая школа».
– А какой должна стать в будущем школа?
– Я предлагаю попытаться вместе построить виртуальную школу в практической деловой игре. Предлагаю всем присутствующим разделиться на три группы при помощи жетонов разных цветов. Флажки на столах укажут место работы каждой группы.
– На столах конверты, в которых находятся половинки кирпичиков с тезисами. Нам нужно будет соединить начало и конец тезиса и определить, какие из полученных тезисов относятся к новому учителю, какие к новому уроку, какие к новой школе.

Участники групп по очереди зачитывают тезисы на кирпичиках одного цвета, относящиеся:

а) к новой школе,
б) к новому учителю,
в) к новому уроку.

На слайдах выводятся поочерёдно фундамент (новый учитель) центр здания (новый урок) и крыша (новая школа).
На слайдах 4, 5, 6 (Приложение 1) поочерёдно появляется фундамент дома, центр здания и крыша с соответствующими кирпичиками с тезисами.

III. Формирование универсальных учебных действий в курсе математики по программе «Школа 2100» и «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

Цель: показать на примере заданий разных УМК способы, методы, формы работы по формированию УУД.

Работа в программных группах. (5 мин. – подготовка, 20 мин. – защита)

– Остановимся более подробно на уроке. Какой он, новый урок, в контексте системно-деятельностного подхода?
(Приложение 1, слайды 7, 8) В соответствии со стандартами 2004 года, в основе урока лежал репродуктивный метод обучения. Стандарты нового поколения предполагают совместную деятельность учителя и ученика на занятии, и активные формы проведения урока
(Приложение 1, слайды 9, 10) На таких уроках формируются не только предметные, но и метапредметные (универсальные) учебные действия, наиболее ценные из формируемых. (Зачитываю со слайда функции универсальных учебных действий).

– Сегодня я предлагаю рассмотреть способы и методы формирования УУД (универсальных учебных действий) по отдельному предмету – математике в 1 классе по двум образовательным программам – «Школа 2100» и «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».
– Для продолжения работы предлагаю педагогам разделиться на две группы по программам.
– Из учебников математики 1 класса двух УМК нам нужно выбрать урок и на примере заданий показать, какие УУД будем формировать у обучающихся, какие формы проведения и методы работы предложим ученикам на уроке нового типа.

(Работа в группах)

– Прошу представителей групп показать продукт своего труда.

Защита каждой группой своей работы: Приложение 1, слайды 11, 12, 13 – система Л.В.Занкова, математика (И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина), 1 класс, урок 87 «Составление таблицы сложения»;
Приложение 1, слайды 14, 15, 16, 17 – программа «Школа 2100», математика (Т.Е.Демидова, Ф.А.Козлова, А.П.Тонких), 1класс, урок 61 «Задачи на разностное сравнение».

IV. Подведение итогов работы. Проект решения

– Для того, чтобы универсальные учебные действия обучающихся были сформированы оптимально, необходим учитель, обладающий совокупностью компетенций, обеспечивающих решение функциональных основных задач педагогической деятельности (слайд 18).
– Мы предложили формы работы с заданиями, выяснили, какие УУД формируются у обучающихся в ходе работы. Это поможет нам в написании программы формирования УУД. Данный вопрос прошу внести в проект решения.
– Далее нам необходимо выяснить, как отследить достижения, сформированность у учеников универсальных учебных действий.
– Предлагаю тему следующего заседания кафедры: Система оценки УУД.
– К заседанию кафедры нам нужно (до 20.04.) посмотреть контрольно-диагностические материалы по отслеживанию УУД.

V. Рефлексия

Игра с коллегами и гостями, подготовленная психологом гимназии.

(Звучат треки из школьных песен)

– Виртуальную школу мы сегодня построили, некоторые формы и методы формирования УУД показали, каким должен быть новый учитель уяснили. А теперь пора открыть двери нашей новой школы и новому ученику!
– Предлагаю всем принять участие в заключительной игре по созданию образа «нового ученика».
– На листе (А3), который вы будете передавать друг другу по кругу, при помощи рисунков частей тела, предметов одежды и т.п., слов, словосочетаний, предложений попробуйте изобразить ученика.

Проект решения:

1. Продолжить разработку программы формирования УУД до 28.04.2011г. Ответственные – … .
2. Продолжить работу по обновлению, обогащению и коррекции содержания рабочих программ до 25.05.2011г. Ответственные – … .
3. Ознакомиться с контрольно-диагностическими материалами по оценке результатов освоения ООП НОО до 20.04.2011г.

Приложение 2