Цели: ввести понятие признаков предметов (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т. п.); научить описывать предметы по их признакам, группировать предметы по какому-либо признаку.
Оборудование:
- учитель – компьютер, проектор, слайдовая презентация PowerPoint (Приложение)
- для учащихся – компьютеры.
ХОД УРОКА
Учитель обращает внимание на то, что нас
окружают всевозможные предметы и живые существа.
Все они разные и у каждого свои признаки, то есть
свойства.
Включается презентация (Приложение)
- Слайд 2 – Почти все предметы имеют цвет. Какие бывают предметы по цвету? Ученики назвают всевозможные цвета: красный, синий, жёлтый и т. п.
- Слайд 3 – Учитель предлагает рассмотреть форму предметов. Ученики должны назвать формы геометрических фигур: круглая, треугольная и т. п., присоединяя названия цвета предмета.
- Слайд 4 – Каждый предмет может иметь свой размер. Ученики должны попытаться подобрать слова, характеризующие размер: большой, маленький, средний и т. д.
- Слайд 5 – Очень часто требуется сказать, из чего сделан некоторый предмет, то есть назвать его материал. Примеры: карандаш (деревянный), тетрадь (бумажная), монета (металлическая), ручка (пластмассовая), лампочка (стеклянная), шуба (меховая), свитер (шерстяной) и т. п.
- Слайд 6 – По весу предметы тоже могут быть разные. (Легкие, тяжелые, очень тяжелые и т. п.)
- Слайд 7 – Какие бывают предметы по вкусу? (Кислый, сладкий, соленый, горький и т. п.)
- Слайд 8 – Учитель говорит, что каждый предмет имеет свое название. Но еще предмет может иметь общее название, которое обозначает целую группу предметов.
- Слайд 9 – Таким образом предметы могут обладать разными признаками: цветом, формой, размером, материалом, весом, вкусом, названием, назначением.
Игра «Укажи лишнего»
- Слайды 10-12 – учащиеся определяют главный признак предметов и указывают лишний.
Игра «Опиши предмет»
а) Учитель показывает детям изображение предмета.
Вызванный ученик должен перечислить как можно больше признаков этого предмета. Учитель может затем указать на пропущенный им признак.
Примеры:
помидор: круглый, красный, съедобный;
лимон: желтый, овальный, кислый, съедобный;
сыр: желтый, мягкий, съедобный, треугольный;
мяч: круглый, кожаный, несъедобный;
будильник: круглый, стеклянный, твердый.
б) Учитель только называет предмет, а дети представляют его и описывают.
Примеры:
иголка: металлическая, серая, тонкая,
острая;
карандаш: деревянный, длинный, твердый,
цветной.
Игра «Угадай предмет»
Учитель подробно описывает признаки какого-либо предмета, а ученики отгадывают его.
Примеры:
овощ, овальный, зеленый, с пупырышками – огурец;
предмет личной гигиены, прямоугольный, мягкий,
сделан из ткани – полотенце;
предмет одежды, вязаный, мягкий, теплый, длинный
– шарф.
Ученики должны отгадать предмет по его признакам и нарисовать этот предмет. Задание аналогично игре «Угадай предмет».
Игра «Сложи числа»
Сложи числа на самом большом и самом маленьком
шариках. (5 + 3 = 8.)
Сложи числа на круглом и овальном шариках. (5 + 2 =
7.)
Сложи числа на зеленом и синем шариках. (2 + 4 = 6.)
Загадки, задачи-шутки
ПР. Последние 5 минут работа в
программе Paint на компьютере.
Задание – нарисовать такое количество шариков,
сколько ребёнку лет.
Инструменты: Эллипс, заливка, карандаш.
Литература:
1. Методические рекомендации для учителя по
программе Образовательная система «Школа 2100»,
автор Горячев В.В. «Информатика в играх и
задачах» М.: Баласс, 2003
2. http://nachalkanosova.ucoz.ru/index/os_quot_shkola_2100_quot/0-18
Персональный сайт учителя Носовой О.М.