Занятие по информатике в школе раннего развития по теме "Признаки предметов"

Разделы: Информатика


Цели: ввести понятие признаков предметов (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т. п.); научить описывать предметы по их признакам, группировать предметы по какому-либо признаку.

Оборудование:

  • учитель – компьютер, проектор, слайдовая презентация PowerPoint (Приложение)
  • для учащихся – компьютеры.

ХОД УРОКА

Учитель обращает внимание на то, что нас окружают всевозможные предметы и живые существа. Все они разные и у каждого свои признаки, то есть свойства.
Включается презентация (Приложение)

  • Слайд 2 – Почти все предметы имеют цвет. Какие бывают предметы по цвету?  Ученики   назвают всевозможные цвета: красный, синий, жёлтый  и т. п.
  • Слайд 3 – Учитель предлагает рассмотреть форму предметов. Ученики должны назвать формы геометрических фигур: круглая, треугольная и т. п., присоединяя названия цвета предмета.
  •  Слайд 4 – Каждый предмет может иметь свой размер. Ученики должны попытаться подобрать слова, характеризующие размер: большой, маленький, средний и т. д.
  • Слайд 5 – Очень  часто требуется сказать, из чего сделан некоторый предмет, то есть назвать его материал. Примеры: карандаш (деревянный), тетрадь (бумажная), монета (металлическая), ручка (пластмассовая), лампочка (стеклянная), шуба (меховая), свитер (шерстяной) и т. п.
  • Слайд 6 – По весу предметы тоже могут быть разные. (Легкие, тяжелые, очень тяжелые и т. п.)
  • Слайд 7 – Какие бывают предметы по вкусу? (Кислый, сладкий, соленый, горький и т. п.)
  • Слайд 8 – Учитель говорит, что каждый предмет имеет свое название. Но еще предмет может иметь общее название, которое обозначает целую группу предметов.
  • Слайд 9 – Таким образом предметы могут обладать разными признаками: цветом, формой, размером, материалом, весом, вкусом, названием, назначением.

Игра «Укажи лишнего»

  • Слайды 10-12 – учащиеся определяют главный признак предметов и указывают лишний.

Игра «Опиши предмет»

а) Учитель показывает детям изображение предмета.

Вызванный ученик должен перечислить как можно больше признаков этого предмета. Учитель может затем указать на пропущенный им признак.

Примеры:

помидор: круглый, красный, съедобный;
лимон: желтый, овальный, кислый, съедобный;
сыр: желтый, мягкий, съедобный, треугольный;
мяч: круглый, кожаный, несъедобный;
будильник: круглый, стеклянный, твердый.

б) Учитель только называет предмет, а дети представляют его и описывают.

Примеры:

иголка: металлическая, серая, тонкая, острая;
карандаш: деревянный, длинный, твердый, цветной.

Игра «Угадай предмет»

Учитель подробно описывает признаки какого-либо предмета, а ученики отгадывают его.

Примеры:

овощ, овальный, зеленый, с пупырышками – огурец;
предмет личной гигиены, прямоугольный, мягкий, сделан из ткани – полотенце;
предмет одежды, вязаный, мягкий, теплый, длинный – шарф.

Ученики должны отгадать предмет по его признакам и нарисовать этот предмет. Задание аналогично игре «Угадай предмет».

Игра «Сложи числа»

Сложи числа на самом большом и самом маленьком шариках. (5 + 3 = 8.)
Сложи числа на круглом и овальном шариках. (5 + 2 = 7.)
Сложи числа на зеленом и синем шариках. (2 + 4 = 6.)

Загадки, задачи-шутки

ПР.  Последние 5 минут работа в программе Paint на компьютере.
Задание – нарисовать такое количество шариков, сколько ребёнку лет.
Инструменты: Эллипс, заливка, карандаш.

Литература:

1. Методические рекомендации для учителя по программе Образовательная система «Школа 2100», автор Горячев В.В. «Информатика в играх и задачах» М.: Баласс, 2003
2. http://nachalkanosova.ucoz.ru/index/os_quot_shkola_2100_quot/0-18 Персональный сайт учителя Носовой О.М.