Интрегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Космическое путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы.

Задачи:

  • Обогащать представление детей о планетах Солнечной Системы, о космосе; о людях, прославивших нашу страну;
  • Совершенствовать умение составлять изображение по расчлененному образцу;
  • Упражнять детей в обратном счете от 10;
  • Совершенствовать навыки сложения и вычитания чисел;
  • Содействовать развитию логического мышления путем определения недостающего элемента в схеме;
  • Совершенствовать умение составлять предложения из деформированного текста;
  • Расширять словарный запас детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран); конверты с заданиями, медали, игра «Танграм» на каждого ребёнка, портрет Ю.А. Гагарина, игрушка-инопланетянин, карточки к дидактическому упражнению «Найди девятое», метеоритные осколки (имитация) с примерами на сложение и вычитание.

План занятия:

1. Приглашение в путешествие
2. Разгадывание ребуса
3. Игра «Танграм»
4. Упражнение «Составь предложение»
5. Физкультминутка
6. Игровое упражнение «Сложи осколки»
7. Разгадывание кроссворда
8. Упражнение «Найди девятое»
9. Чтение о Гагарине
10. Рефлексия

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Презентация

– Ребята, вы когда-нибудь видели звездное небо? (Ответы детей) Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожи на солнце. Вокруг нашего Солнца вращается девять планет. Кто может назвать, какие? (Ответы детей)
МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА, ЗЕМЛЯ, МАРС, ЮПИТЕР, САТУРН, УРАН, НЕПТУН, ПЛУТОН.
– Это Солнечная система. А на какой планете мы живем? Как называется люди на этой планете?
Вы хотите отправиться в космос и познакомится со всеми планетами? На чем можно отправиться в космос? Тогда занимаем места в космическом корабле и отправляемся в путешествие! Внимание! Пристегнули ремни безопасности!
– Чтобы взлететь на корабле, нам нужно разгадать его название.
– Наш корабль называется Восток. Я буду командиром корабля, а вы космонавтами. Объявляется пятиминутная готовность! Надели скафандры! Проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Внимание! 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос. Можно расслабиться, отстегнуть ремни, снять шлемы! Смотрите в иллюминаторы! Прямо перед нами Меркурий! Эта планета самая близкая к Солнцу.
– На планете температура + 417о С. Для живых существ это очень высокая t. Меркурий лишен атмосферы – значит, жизнь на нем невозможна. Как вы думаете, можно нам на Меркурий опускаться? (Нет, нас на нем даже скафандры не спасут).
– А почему на Меркурии так жарко? (Меркурий очень близко находится к Солнцу).
– Какая ближайшая от Меркурия планета? (Венера).
– Давайте полетим туда. Смотрите в иллюминаторы. Вот и Венера. Одна из красивейших светил неба. Венера окружена очень плотной атмосферой и мощным слоем облаков (t облаков – 40о С), a t – поверхности + 470о С. Но в атмосфере обнаружены опасные для человека соединения. Поверхность Венеры состоит из огромных равнин с горными цепями и возвышенностями. На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний, значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Что же делать?
– Давайте отправим на поверхность Венеры робота! Он передаст нам информацию о том, что происходит на этой планете. Но нам нужно самим сделать робота из игры «Танграм».
Сложили? Вот и молодцы!
Передаю  сообщение! Бушуют ветры, сверкают молнии.   Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться, не спускаться!
– Да, надо срочно вернуть робота на корабль. Лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Посмотрите на схему Солнечной системы. Следующая планета – Земля, но пока мы не будем возвращаться домой, а полетим дальше – на Марс. Направляем наш космический корабль в сторону Марса. Смотрите в иллюминаторы. Вот он, Марс.
– Поверхность Марса состоит из высокогорий и равнин. Средняя t около – 40о С. Над Марсом часто дуют сильные ветры. Здесь недавно прошла пыльная буря, и пыль осела на каменистую поверхность. Довольно холодно, но если надеть скафандры и включить утеплитель, то можно спуститься на поверхность Марса. Внимание! Приготовиться к посадке! При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило запасов воздуха. Выйти на Марс можно только тогда, если мы правильно составим предложения.

Дидактическое упражнение «Составь предложение»:

1) корабль, на, летит, Луна;
2) яркие, на, небо, звезды;
3) мы, Земля, живем, планета, на;
4) девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет;
5) космонавты, по, скафандрах, ходят, Марсу;
6) родную, на, космонавты, Землю, возвращаются (летят).

– Вот мы с вами вышли на поверхность Марса.

На поверхность Марса вышли
Я и все мои друзья.
От нехватки кислорода
Долго двигаться нельзя.
Нужно взять нам пробы грунта,
Пробы воздуха забрать,
И назад вернуться нужно,
Чтобы дальше путь начать.

– Хотите полететь на другие, более дальние планеты? (Да). Значит летим на Юпитер?
Посмотрите в иллюминатор.
– Юпитер – это планета гигант: он в 130 раз больше Земли. Вокруг него клубятся большие белые облака с неприятным запахом, красноватой окраски и очень часто происходят сильные разряды молний.
– Ребята, поступил сигнал тревоги.          
– К нашему кораблю приближаются осколки метеорита.
Мы спасемся только в том случае, если правильно вычислим каждый осколок.

4 + 3 = 7 – 2 = 5 + 5 = 2 + 5 = 6 + 4 = 5 – 1 =
6, 5, 7 4, 5, 1 8, 4, 10 6, 9, 7 8, 5, 10 2, 4, 3

– Кто поможет нам спастись и правильно подберет ответ?
– Молодцы! Спасли корабль от осколков.
– А мы продолжаем наш путь. Посмотрите в иллюминатор, мы приближаемся к Сатурну. У Сатурна огромное количество спутников, которые вращаются вокруг него. И есть кольца, которых нет у других планет.
– Продолжаем наше путешествие, а вот название следующей планеты вы узнаете, если правильно решите кроссворд.
Загадки:

1. Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (луна)
2. Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.
(Ракета)
3. Рассыпалось ночью зерно,
Глянули утром – нет ничего.
(Звезда)
4. Бродит одиноко
Огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

– Правильно, мы пролетаем мимо планеты Уран.
– Следующие планеты в нашей Солнечной системе это Нептун и Плутон, но нам к ним приблизится невозможно, они очень далеко от Земли, наш космический корабль не имеет технической возможности приблизится к ним. А вдруг там живут инопланетяне?..
– Рассмотрите инопланетян и определите, какого инопланетянина не хватает. Вставьте его в пустое окно.
– А мы с вами возвращаемся к нашей родной планете – планете Земля. Посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите?

Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.

– Как вы думаете, кто первым увидел Землю из космоса?
– Кто был первый космонавт? (Юрий Алексеевич Гагарин)
– 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.
– А нам пора на Землю! Внимание экипаж! Приближаемся к Земле! Вот и приземлились!
– Снимите свои скафандры! Вот мы и возвратились на нашу любимую планету Земля, наш родной дом.
– Ребята, понравился вам наш полет на космическом корабле?
– Мимо каких планет мы сегодня пролетали? (Ответы детей). Мне, как командиру корабля тоже понравился экипаж, с которым мы совершили полёт в космос. Я хочу наградить вас медалями!
– А вы, когда вырастете, может быть, полетите в космос, и откроете новые галактики!!!!

Слайд 1


Слайд 2

Дети проходят на стулья

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Схема «Робот», Игра «Танграм» на каждого ребёнка

Фонограмма

Слайд 9

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

Слайд 11
Иллюстрация с изображением Юпитера и Земли
Фонограмма «Тревога»
Слайд 12

Многоугольники – «осколки» на доске

 

Слайд 13

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15
Слайд 16

Игровое упражнение «Найди девятое» (карточки на каждого ребёнка)
Слайд 17

 

 

На мольберт выставляется портрет Ю.А. Гагарина
Слайд 18

Рефлексия

Вручение медалей