Граница знания: при изучении буквы К узнали, что у неё есть парная согласная буква Г.
Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой Г, г и звуками, которые она обозначает.
Задачи урока:
- формировать умение выделять и характеризовать звуки [г], [г,],
- учить узнавать букву, обозначающую согласные звуки [г], [г,],
- формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
- закреплять знания о признаках “опасных” мест и родственных словах;
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- расширять коммуникативные способности детей.
Оборудование: презентация; схемы (Приложение), схемы звуков, индивидуальные листы для учащихся (Приложение).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация знаний и определение
темы урока.
Презентация. Слайд 1. Слайд 2.
Слайд 3. |
- Ребята, на уроке обучения грамоте я
желаю вам успеха и удачи! Те, кто готов работать и
узнавать новое, кто не боится новых испытаний –
тихо садитесь. - Сегодня на уроке нам предстоит встреча с новой буквой. Как вы думаете, какой? - Предлагаю позвать на помощь сказочного героя. Прочитайте стихотворение, подумайте, какие слова закрыты и о каком герое идет речь.
- Сегодня встретиться с новой буквой нам поможет КОЛОБОК. Вместе с ним я предлагаю отправиться к ней в гости в ГОРОД БУКВ. - Кто согласен, поднимите руки. - Тогда сядьте удобнее и в путь! |
Могут быть разные предположения учащихся.
Читают стихотворение с экрана про себя, затем вслух хором: Из муки он был печён, Был он весел,
- Это колобок. |
II. Повторение пройденного материала. Слайд 4.
1. Подсчет количества букв и звуков в словах. Слайд 5. Слайд 6.
Слайд 7. |
- Вот и ГОРОД БУКВ. Но что это, у входа в
город стоят стражники. Что нам делать?
- А ведь нам, ребята может помочь КОЛОБОК. Прочитайте, что он говорит.
- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: ХОДИЛ ЕХАЛ РЫСЬ ПИСЬМО - Почему в этих словах букв больше, чем звуков?
- Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. - Почему в слове букв меньше? - А теперь посмотрите, по какому признаку слова распределены в два столбика: рысь, ехал, - Задайте вопрос к каждому слову. - Молодцы! Путь в город свободен! Мы в ГОРОДЕ! |
Предположения учащихся.
Читают с экрана: Нужно выполнить задание!
- Это слова: рысь, письмо.
- Потому что в словах есть мягкий знак, который не обозначает звука.
- Это слово: ехал. - Потому что буква Е в начале слова обозначает два звука [й,э]. - В первом столбике - слова, обозначающие предметы, а во втором столбике - слова, обозначающие действия предметов.
- Кто? Рысь. … |
2. Повторение знаний о буквах. Слайд 8.
Приложение 1 (Схема 1.) Слайд 9. |
- Посмотрите, домики некоторых букв
закрыли тучки. Давайте вспомним, какие буквы
живут в этих домиках. - Что вы знаете о буквах, живущих на улице ТВЁРДЫХ КОМАНД? - Что вы знаете о буквах, живущих на улице МЯГКИХ КОМАНД? - Как называются буквы, живущие на улице САМЫХ ЗВУЧНЫХ? - Как называются буквы, живущие на улице ЗВОНКИХ и ГЛУХИХ? - Назовите буквы согласных звуков, которые обозначают только твердые звуки. - А только мягкие звуки? - Я вас поздравляю, вы много знаете о буквах. - Продолжаем путешествие по ГОРОДУ БУКВ. |
Называют буквы, живущие в закрытых
тучками домах.
- Буквы а, о, у, э, ы показывают на твердость предыдущего согласного. - Буквы я, ё, ю, е, и показывают на мягкость предыдущего согласного. - Эти буквы называются сонорными.
- Это парные согласные.
- Буквы: ж, ш, ц.
- Буквы: ч, щ, й.
Слушают звуки гитары. |
III. Фиксация нового материала. Слайд 10. 1. Лексическое значение слова ГИТАРА. Приложение 2 (Лист 1).
|
- Звуки какого инструмента вы услышали? - Что такое гитара? - Прочитаем на карточке статью о значении этого слова.
- Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гитара. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог. |
- Мы слышали звуки гитары.
Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГИТАРА. Работают на индивидуальных карточках. Проверка работы фронтально. Хоровое чтение слова по слогам. |
2. Выделение звуков [г], [г,].
Приложение1 (Схема 2). |
- Кто играл на гитаре в ГОРОДЕ БУКВ? - Чтобы узнать, к какой букве мы сегодня зайдем в гости, мальчики составят звуковую схему слова ГУСИ, а девочки составят звуковую схему слова ГИТАРА.
- Произнесите первый звук в слове гуси. - Произнесите первый звук в слове гитара. - Дайте характеристику звукам. - Какой буквой обозначаются эти звуки? - Произнесите звуки [г], [г,] громко, тише, шепотом. В какие звуки они превратились? -Что вы знаете о букве Г? |
- Гусь и гусыня. Два ученика составляют схемы у доски, а остальные учащиеся работают индивидуально, используя карточки звуков:
- Звуки согласные, звонкие. - Буквой Г.
- Они превратились в звуки [к] и [к,]. - Буква Г обозначает звуки [г], [г,]. Они согласные, звонкие. У буквы Г есть парная согласная буква К. |
3. Умение слышать звуки устной речи. | - Послушайте стихотворение и
постарайтесь запомнить встретившиеся слова со
звуками [г], [г,]. Гусь купил себе
гитару, |
- Звуки встретились в словах: гусь, гитару, гусынею, гогочут, галки, голуби, грачи, могли. |
4. Чтение слов с буквой Г. | - Какую песенку про гусей вы знаете? - Прочитаем слова из песни в “Азбуке” на с. 23. |
- Песенку “Два веселых гуся”. Читают про себя, вслух слова песенки. |
IV. Динамическая пауза. Слайд 11. Слайд 12. |
- Что же нам говорит КОЛОБОК? - Слушайте КОЛОБКА и выполняйте за мной танцевальные движения. |
Читают с экрана: Ребята! Я тоже умею играть на гитаре! |
V. Первичное закрепление учебного
материала. Слайд 13. 1. Лексическое значение слова ГУСЕНИЦА. Родственные слова. Слайд 14.
(Лист 2). |
- Спасибо КОЛОБКУ!
- Ребята, а кто появился на веселые звуки музыки? - Прочитаем, какой разговор происходит между гусями и гусеницей в “Азбуке” на с. 23.
- А как вы думаете, являются ли слова гусь, гусыня, гусята, гусеница родственными? - Прочитаем на карточке статью о значении этого слова.
- Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гусеница. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог. |
- Гусеница. Читают про себя, вслух.
- Эти слова не родственные, так как гусеница имеет другое значение. Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГУСЕНИЦА. Работают на индивидуальных карточках. Проверка работы фронтально. Хоровое чтение слова по слогам. |
2. Упражнения в умении различать буквы Г
и К. Работа в парах. Слайд 15. Слайд 16.
Слайд 17.
Приложение 2 (Лист 3).
Слайд 18. |
- В городе букв мы встретили гусей и
гусеницу, но мы отправились в гости к новой букве.
- К какой букве зайдем? - Встречает нас хозяйка, прочитайте, что она говорит?
- Поработайте в парах. В предложения вставьте пропущенные буквы: Тане поставили у…ол. - Чтобы не искажался смысл речи, нужно правильно употреблять парные согласные. - Кусочки праздничного пирога на доску прикрепят те пары, которые справились с этим заданием. |
- К букве Г. Читают с экрана: Здравствуйте, гости дорогие! Помогите мне, пожалуйста, закончить печь праздничный пирог!
На листах 3 изображение кусочка пирога. На обратной стороне выполнят задание. Сравнивают с эталоном на доске.
На доске из кусочков составляется праздничный пирог. |
VI. Рефлексия. Слайд 19. Слайд 20.
Слайд 21. |
-Вот и закончилось наше путешествие в
Город Букв. Букве Г мы говорим ……. - Спасибо КОЛОБКУ за помощь. С ним мы еще встретимся на других уроках. - Какая буква была главной сегодня на уроке? -Что вы о ней запомнили?
- Поднимите руки, кому понравилось наше путешествие. - А что больше всего понравилось на уроке? - В чем вы затруднялись? - Спасибо за урок! |
Читают с экрана: До свидания!
- Буква Г. - Буква Г обозначает звуки [г], [г,]. Они согласные, звонкие. У буквы Г есть парная согласная буква К. При ответе дети опираются на схему 2. |