Мастер-класс "Вязаные тапочки"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Научить детей вязать крючком тапочки.
  • Продолжить формирование знаний по технологии изготовления вязаных изделий, совершенствовать навыки чтения схем.
  • Создать условия для воспитания бережливости, потребности в творческом труде, заинтересованности в конечном результате труда.

Перечень оборудования: Крючки, ножницы, пряжа. Схемы. Компьютер, проектор, экран.

Технологические сведения: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования, правила безопасности труда. Приемы вязания квадратов. Вязание изделий из мотивов.

Наглядные пособия: Инструкции по технике безопасности, схемы выполнения “простых петель” и “столбиков с накидом”, схемы выполнения элемента № 1 и № 2. Образцы готовых изделий, презентация.

Межпредметные связи: Математика, изо, ОБЖ.

Практическая работа: Вязание тапочек

Методы обучения: Рассказ, беседа, объяснение; демонстрация, практическая работа

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

Тип урока: Мастер-класс.

План занятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала. Технология выполнения вязания квадратов.
  4. Практическая работа. Выполнение образцов вязания квадратов..
  5. Заключительная часть. Итог, домашнее задание.

Ход занятия

I. Организационный момент.

  1. 1. Контроль посещаемости.
  2. 2. Проверка готовности класса к занятию.
  3. 3. Сообщение темы и целей урока. (Презентация.) (Слайд 1)

II. Повторение пройденного материала.

– Какие инструменты и материалы нам необходимы для вязания крючком? (Крючки, ножницы, нитки.) (Слайд 2)
– Вспомните, какие правила безопасности вы должны соблюдать, работая с крючком?

Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:

1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах. 
2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания. 
3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы. 
4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками — они портят пряжу, нитки. 
5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты. 
6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани. 
7. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия. 

Санитарно-гигиенические требования при вязании:

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35–40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа. 
3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон. 
4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

III. Объяснение нового материала. Технология выполнения вязания квадратов.

Объяснение нового материала сопровождается показом презентации “Вязаные тапочки”

– Очень часто при вязании остается много маленьких клубочков ниток, которые уже не пригодны для вязания больших изделий, но их можно использовать, связав такие замечательные тапочки, которые можно носить самим, а можно подарить родным и близким. На пару таких тапочек понадобиться от 60 до 100 граммов цветных ниток. Хорошо если у вас в запасе есть хотя бы два цвета, а если больше – просто замечательно.

Вариантов вязания тапочек много. (Слайд 3)

Мы с вами остановимся на тапочках, связанных из квадратов. (Слайд4)

И так, приступаем к работе. Посмотрите внимательно на схему и скажите, какие условные изображения здесь использованы? (Слайд 5)

IV. Практическая работа

– Возьмите нить и крючок и свяжите цепочку из 6 воздушных петель и замкните ее в кольцо. (Слайд 60
– Свяжите три воздушные петли подъема и 11 столбиков с одним накидом. (Слайд 7)

Обрезаем нить и аккуратно протягиваем по краю круга с помощью крючка.

Аналогично выполняем еще 7 элементов. (Слайд 8)

– Присоединяем нить другого цвета и вяжем по схеме 2-й ряд. (Слайд 90
– Присоединяем нить третьего цвета и вяжем по схеме 3-й ряд. (Слайд 10)
– Присоединяем нить четвертого цвета и вяжем по схеме 4-й ряд. (Слайд 11)
– Теперь нам с вами нужно проверить достаточный ли размер у нашего квадрата или нужно связать еще один ряд. Складываем квадрат по диагонали и прикладываем к шаблону подошвы. Диагональ = половине длины стопы. (Дети заранее обводят свою стопу на листе бумаги, проводят линию от большого пальца к центру пятки0. (Слайд 13, 14)
– Приступаем к вязанию квадратов подошвы. Для этого к основной нитке добавляем синтетическую нитку, чтобы подошва была прочней и вяжем цепочку из воздушных петель длиной равной стороне ажурного квадрата по схеме № 2. (Слайд 14, 15)

Вяжем квадрат столбиками без накида.

Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь, дает советы и разъяснения.

V. Подведение итогов урока.

– Как у вас настроение?
Молодцы, вы хорошо работали!
– Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

На доску прикрепляют ажурные квадраты.

Учитель группирует их в разных комбинациях и говорит о том, что из этих квадратов при желании можно выполнить и прихватку, и коврик, покрывало, сумку, жилет и многое другое. Главное, чтобы было желание и терпение и тогда у вас все получится.

VI. Домашнее задание.

– Дома вам нужно довязать недостающие квадраты  (8по схеме № 1 и 4 по схеме № 2), а на следующем уроке мы с вами продолжим работу по сборке тапочек.

На следующем уроке продолжается работа по данной теме. Ведется сборка тапочек в той последовательности, которая дана в презентации. (Слайды 17–24)

В конце урока проводится выставка детских работ, выставляются оценки.

Литература для учителя.

  1. Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко Программы общеобразовательных учреждений. Технология 1–4, 5–11 классы Москва “Просвещение”, 2005.
  2. Журналы: “Валя-Валентина”.
  3. Л.В.Волынкина Энциклопедия вязания крючком. Москва “Мода и рукоделие”, 2002.

Интернет-ресурсы:

http://images.yandex.ru/?lr=2
vse-sama.ru›Домашние тапочки
kruchcom.ru›archives/2468
http://azzbuka.ru/vyazanie-kryuchkom/vyazanie-tapochek-kryuchkomsxema.html