Цели урока:
- Научить детей вязать крючком тапочки.
- Продолжить формирование знаний по технологии изготовления вязаных изделий, совершенствовать навыки чтения схем.
- Создать условия для воспитания бережливости, потребности в творческом труде, заинтересованности в конечном результате труда.
Перечень оборудования: Крючки, ножницы, пряжа. Схемы. Компьютер, проектор, экран.
Технологические сведения: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования, правила безопасности труда. Приемы вязания квадратов. Вязание изделий из мотивов.
Наглядные пособия: Инструкции по технике безопасности, схемы выполнения “простых петель” и “столбиков с накидом”, схемы выполнения элемента № 1 и № 2. Образцы готовых изделий, презентация.
Межпредметные связи: Математика, изо, ОБЖ.
Практическая работа: Вязание тапочек
Методы обучения: Рассказ, беседа, объяснение; демонстрация, практическая работа
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Тип урока: Мастер-класс.
План занятия:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Повторение пройденного материала.
- Объяснение нового материала. Технология выполнения вязания квадратов.
- Практическая работа. Выполнение образцов вязания квадратов..
- Заключительная часть. Итог, домашнее задание.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- 1. Контроль посещаемости.
- 2. Проверка готовности класса к занятию.
- 3. Сообщение темы и целей урока. (Презентация.) (Слайд 1)
II. Повторение пройденного материала.
– Какие инструменты и материалы нам необходимы для вязания крючком? (Крючки,
ножницы, нитки.) (Слайд 2)
– Вспомните, какие правила безопасности вы должны соблюдать, работая с
крючком?
Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:
1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить
их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее
окончания.
3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить
пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками — они
портят пряжу, нитки.
5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную
коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.
6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие
осталось по возможности между слоев ткани.
7. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их
кольцами к себе, сомкнув лезвия.
Санитарно-гигиенические требования при вязании:
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с
левой стороны.
2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до
работы должно быть не менее 35–40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза
не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное
полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
III. Объяснение нового материала. Технология выполнения вязания квадратов.
Объяснение нового материала сопровождается показом презентации “Вязаные тапочки”
– Очень часто при вязании остается много маленьких клубочков ниток, которые уже не пригодны для вязания больших изделий, но их можно использовать, связав такие замечательные тапочки, которые можно носить самим, а можно подарить родным и близким. На пару таких тапочек понадобиться от 60 до 100 граммов цветных ниток. Хорошо если у вас в запасе есть хотя бы два цвета, а если больше – просто замечательно.
Вариантов вязания тапочек много. (Слайд 3)
Мы с вами остановимся на тапочках, связанных из квадратов. (Слайд4)
И так, приступаем к работе. Посмотрите внимательно на схему и скажите, какие условные изображения здесь использованы? (Слайд 5)
IV. Практическая работа
– Возьмите нить и крючок и свяжите цепочку из 6 воздушных петель и замкните
ее в кольцо. (Слайд 60
– Свяжите три воздушные петли подъема и 11 столбиков с одним накидом. (Слайд
7)
Обрезаем нить и аккуратно протягиваем по краю круга с помощью крючка.
Аналогично выполняем еще 7 элементов. (Слайд 8)
– Присоединяем нить другого цвета и вяжем по схеме 2-й ряд. (Слайд 90
– Присоединяем нить третьего цвета и вяжем по схеме 3-й ряд. (Слайд 10)
– Присоединяем нить четвертого цвета и вяжем по схеме 4-й ряд. (Слайд 11)
– Теперь нам с вами нужно проверить достаточный ли размер у нашего квадрата или
нужно связать еще один ряд. Складываем квадрат по диагонали и прикладываем к
шаблону подошвы. Диагональ = половине длины стопы. (Дети заранее обводят
свою стопу на листе бумаги, проводят линию от большого пальца к центру пятки0.
(Слайд 13, 14)
– Приступаем к вязанию квадратов подошвы. Для этого к основной нитке добавляем
синтетическую нитку, чтобы подошва была прочней и вяжем цепочку из воздушных
петель длиной равной стороне ажурного квадрата по схеме № 2. (Слайд 14, 15)
Вяжем квадрат столбиками без накида.
Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь, дает советы и разъяснения.
V. Подведение итогов урока.
– Как у вас настроение?
– Молодцы, вы хорошо работали!
– Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
На доску прикрепляют ажурные квадраты.
Учитель группирует их в разных комбинациях и говорит о том, что из этих квадратов при желании можно выполнить и прихватку, и коврик, покрывало, сумку, жилет и многое другое. Главное, чтобы было желание и терпение и тогда у вас все получится.
VI. Домашнее задание.
– Дома вам нужно довязать недостающие квадраты (8по схеме № 1 и 4 по схеме № 2), а на следующем уроке мы с вами продолжим работу по сборке тапочек.
На следующем уроке продолжается работа по данной теме. Ведется сборка тапочек в той последовательности, которая дана в презентации. (Слайды 17–24)
В конце урока проводится выставка детских работ, выставляются оценки.
Литература для учителя.
- Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко
Интернет-ресурсы:
http://images.yandex.ru/?lr=2
vse-sama.ru›Домашние тапочки
kruchcom.ru›archives/2468
http://azzbuka.ru/vyazanie-kryuchkom/vyazanie-tapochek-kryuchkomsxema.html