УМК: Математика 6, авторы Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Издательство “Мнемозина”, 2011 г.
Тип урока: Урок формирования знаний. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний)
Цели урока:
дидактическая: познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции; верная и неверная пропорции; научить чтению пропорции и составлению пропорций из отношений; познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.
развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать память, логическое мышление;
воспитательная: воспитывать уважение к труду, работе в коллективе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Технологическая карта к уроку
Этапы урока и их содержание | № слайда | Действия учителя. | Действия обучающихся. |
Организационный момент. | №1 | Приветствие, сообщает тему и цели урока. | Приветствие. Подготовка к уроку. Записывают тему в тетради. |
Актуализация опорных знаний. | №2 | 1) Что называют отношением двух
чисел? 2) Что показывает отношение двух чисел? 3) Развернутый угол разделили лучом на два угла в отношении 2 : 7. Найдите эти углы. 4) Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого? 5) Сформулируйте свойство отношений. |
Устно отвечают на вопросы, приводят свои примеры, выполняют устные упражнения. |
Введение знаний | №3 | Сообщает эпиграф урока. | Анализируют, выделяют основную мысль. |
№4 - №5 | Сообщает сведения из истории возникновения слова “пропорция”, где встречается в окружающей жизни это понятие, понятие золотой пропорции. | Делают мини-сообщения (приготовленные дома) по ходу рассказа учителя | |
№6 | Предлагает обучающимся определить, какие из отношений равны. | Вычисляют, анализируют, сопоставляют | |
№ 7 | Предлагает записать эти равенства. Сообщает им, что они записали пропорции. Предлагает сформулировать определение. | Анализируют, формулируют определение, используя математические термины. Учатся чтению пропорции и составлению пропорций из отношений. | |
№8 | Предлагает записать пропорцию в общем виде. Знакомит с названиями членов пропорции | Записывают пропорцию в тетрадь | |
№9 | Предлагает записать пропорцию в виде дроби и указать в ней средние и крайние члены пропорции. | Сопоставляют записи, анализируют, высказывают предположения. | |
№10 | Ставит проблему: как определить, являются ли выражения пропорциями? | Высказывают предположения, находят способ определения верной или неверной пропорции. | |
№11 | Предлагает исследовать заданную
пропорцию: 1. Определить ее истинность 2. Найти произведение ее крайних и средних членов. 3. Придумать самим пропорцию и провести ее исследование. |
Вычисляют, анализируют, делают предположения и выводы. | |
№12 | Помогает обучающимся сформулировать основное свойство пропорции. | Записывают формулы в тетрадь | |
№13 | Предлагает сформулировать обратное утверждение и проверить его истинность на заданном примере. | Формулируют, анализируют, вычисляют. | |
№14 | Показывает на примерах применение основного свойства пропорции, в форме эвристической беседы. | Анализируют, называют члены пропорции, высказывают предположения, вычисляют, записывают в тетрадь. | |
Задание д\з | №15 | Предлагает записать в дневник и дает комментарии. | Записывают в дневник. |
Закрепление изученного. | № 760, № 761, № 762 |
Консультирует и оценивает учащихся. | Решают у доски и в тетрадях. |
Подведение итогов урока | Подведение итогов урока: Что вы узнали сегодня на уроке? Какие бывают пропорции? Основное свойство пропорции. Чему вы научились сегодня на уроке? Как можно определить является пропорция верной или неверной? |
Отвечают на вопросы | |
Рефлексия | №16 |
|
Ученики рисуют смайлики в
тетради. Некоторые дают пояснения своим ответам |
Литература
1. Математика 6. Учебник В.Я. Виленкина, В.И. Жохова.
2. Поурочные планы по учебнику В.Я. Виленкина, В.И. Жохова. Авторы составители Л.А.Тапилина, Т.Л. Афанасьева.
3. Дидактические материалы по математике для 6 класса. Авторы А.С. Чесноков, К.И. Нешков.
4. История математики в школе. Автор: Г.И. Глейзер