Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
В последние десятилетия для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом.
Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность проведения мероприятий, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости беречь свое здоровье.
Цель: обучение подростков активным формам работы со сверстниками в области пропаганды здорового образа жизни.
Задачи:
- Вызвать интерес к проблемам укрепления своего здоровья.
- Дать практические рекомендации по укреплению здоровья.
- Создать условия для развития коллективизма, коммуникабельности, инициативы, предприимчивости, организованности.
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7–9 классов (12–15 лет). Проводится в форме интерактивной игры с применением элементов технологии “Равный обучает равного”. Мероприятие может проводится в любом образовательном учреждении, в котором имеются классные комнаты, спортивный и актовый зал.
Оборудование: мультипроектор, музыкальная аппаратура, ватманы, гуашь, маршрутные листы, ключи, таблички с названием станций.
Методические советы на подготовительный период.
Что необходимо сделать при подготовке к проведению Слета?
- Сообщить участником Слета (школам района) о проведении данного мероприятия, о домашнем задании (Ролик – реклама “Мы за здоровый образ жизни”).
- Подготовить с учащимися выступление агитбригады.
- Продумать станции и их содержание интерактивной игры.
- Выбрать из учащихся школы руководителей данных станций и проработать с ними их содержание.
- Подготовить необходимое оборудование.
Сценарный план.
- Выступление агитбригады, открытие Слета.
- Интерактивная игра “Ключи от страны “Здоровье”.
- Представление роликов – реклам “Мы за здоровый образ жизни” (домашнее задание).
- Закрытие слета.
Сценарий районного слета волонтеров “Здоровье – это образ жизни”.
1. Выступление агитбригады учащихся
Я – Надя, люблю рисовать.
Я – Алеша, люблю танцевать.
Я – Анжелика, люблю читать.
Я – Сережа люблю спорт.
Я – Лена, люблю шить.
Я – Оля, люблю петь!
Вместе.
Мы – за здоровье, мы – за счастье,
Мы – против боли и несчастья! Вместе
За трезвый разум, за ясность мысли,
За детство, юность, за радость жизни!
1-й ученик. Жизнь – возможность, используйте ее,
2-й ученик. Жизнь – красива, восхищайтесь ею,
3-й ученик. Жизнь – блаженство, вкушайте его,
4-й ученик. Жизнь – мечта, осуществляйте ее,
5-й ученик. Жизнь -вызов, примите его,
6-й ученик. Жизнь – игра, сыграйте в нее,
1-й ученик. Жизнь – богатство, дорожите им,
2-й ученик. Жизнь – здоровье, берегите его,
3-й ученик. Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею,
4-й ученик. Жизнь – тайна, познайте ее,
5-й ученик. Жизнь – шанс, воспользуйтесь им,
6-й ученик. Жизнь – песня, спойте ее,
1-й ученик. Жизнь – прекрасна, не губите ее,
2-й ученик. Жизнь – это жизнь, боритесь за нее.
Вместе.
Мы – за здоровый образ жизни!
Мы за светлый 21 век!
3-й ученик.
Я выбираю жизнь и этим я горжусь
От алкоголя, табака я откажусь
4 -й ученик.
Здоровье, счастье и успех принес я в 21 век
Я выбрал жизнь, я современный человек.
2. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на районном слете волонтеров “Здоровье – это образ жизни”. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” страны. Если мы не будем заботься о своем здоровье, – у нас не будет будущего. Будущие нашей страны – это вы, молодежь, подростки, дети.
Ведущий: Слово предоставляется директору школы. (Приветственное слово директора школы.)
Ведущий: Разрешите районный слет волонтеров считать открытым. (Звучит гимн РФ.)
3. Ведущий: Сегодня здесь собрались действительно те, для которых здоровье – это образ жизни. Основной принцип нашей работы – “равный обучает равного”, когда информацию, необходимую для сохранения и укрепления здоровья вам же представят ваши сверстники, учащиеся нашей школы.
А наша задача с вами собрать как можно больше ключей для того, чтобы мы смогли открыть большой замок, который преграждает нам путь в страну “Здоровье”. На каждой станции по пути в страну “Здоровье”, вспоминая все правила ЗОЖ мы сможем заработать необходимые нам ключи. Итак, в путь!
Ведущий: Сейчас мы разделимся на 7 команд. В течение 5 минут игроки каждой команды должны будут познакомится друг с другом и выбрать капитана. Каждой команде необходимо будет пройти 7 станций, которые будут отмечены в ваших маршрутных листах. Выполняя на каждой станции предложенные задания – вы сможете заработать необходимый вам ключ. Всего для того, чтобы мы смогли попасть в страну “Здоровье”, каждой команде нужно получить по 7 ключей. Работа на каждой станции заканчивается по звонку. Переходим на следующую станцию, указанную в маршрутном листе и т.д. После прохождения всех станций, все собираемся в зале. Таблички с названием станций – вы увидите на дверях. Начнем!
Ведущий: У каждого из вас на груди есть эмблема – подойдите пожалуйста к большой эмблеме, которая соответствует вашей. (Деление на команды.)
Ведущий: Мы разделились на команды. В течение 5 минут познакомьтесь и выберите капитана. (Работа в командах.)
Ведущий: Командиры подойдите за маршрутными листами.
Выдача маршрутных листов (см. Приложение 1)
4. Игра “Ключи от страны “Здоровье”.
1-я станция “Улыбка и смех – здоровье для всех”.
2-я станция “Правильный выбор”.
3-я станция “Отдыхай – ка”.
4-я станция “Подвижные игры”.
5-я станция “Художественная”.
6-я станция “Правильное питание”.
(Задания каждой станции см. в Приложении 2.)
Ведущий: После игры все собираемся в зале.
Ведущий: Вы прошли все испытания, которые встретились по пути в страну “Здоровье”. И сейчас мы узнаем смогли ли вы заработать необходимые ключи. Капитаны команд подойдите. Посмотрим, сколько ключей получила каждая команда. (подсчет ключей)
Ведущий: Мы получили все возможные ключи. Это значит, мы знаем, что необходимо делать, выполнять для того, чтобы никогда не покидать страну “Здоровье”.
Ведущий: Ну, а если среди нас все же остались единицы тех, кто считает, что вести ЗОЖ не нужно, что все это чепуха – мы попробуем их в этом сейчас переубедить и доказать им, что ЗОЖ – нужно, ЗОЖ – необходимо, ЗОЖ – круто!
Первыми нам докажут – это ребята ___________школы.
По порядку ребята каждой школы представляют свой ролик – рекламу “Мы за здоровый образ жизни”, что являлось их домашним заданием.
Ведущий: Ребята очень хорошо показали и рассказали нам о том, что дает ЗОЖ. И я думаю, что если у кого – то были хоть маленькие сомнения насчет того, что вести ЗОЖ – просто необходимо, сейчас они полностью развеялись.
Ведущий: Только при здоровом образе жизни, который включает в себя:
- оптимальный режим труда и отдыха,
- правильное питание,
- достаточную двигательную активность,
- личную гигиену и закаливание,
- искоренение вредных привычек,
- любовь к близким, позитивное восприятие жизни.
Мы сохраним свое здоровье на долгие годы.
Ведущий: На этом разрешите районный слет волонтеров считать закрытым. А сейчас я предлагаю спеть всем вместе песню “Счастье – это мир в цветах”
(Песня на мотив “Мы желаем счастья вам”.)
1. Пусть струится солнца нежный свет,
За рассветом новь придет рассвет,
Ничего прекраснее в этом мире нет.
Пусть сияет чистый небосвод,
Все вокруг рычит, свистит, поет,
Пусть прекрасен будет мир миллионы лет.
Припев:
Счастье – это мир в цветах
И полет орла в облаках.
Ты помни, человек,
Этот мир в твоих руках.
Ты вперед иди смелей,
Сохраняя все на земле.
Мир ты спаси
Добротой души своей.2. Жизнь она, как хрупкое стекло,
И не надо действовать назло.
Изгони из сердца ты гнев, обиду, зло.
Пусть нас окружает красота.
Мир спасет лишь наша доброта.
Мы должны понять, что нам крупно повезло.
Припев:
Счастье – это мир в цветах
И полет орла в облаках.
Ты помни, человек,
Этот мир в твоих руках.
Ты вперед иди смелей,
Сохраняя все на земле.
Мир ты спаси
Добротой души своей
Методические советы организаторам.
1. Первую и заключительную часть сценария (выступление агитбригады, открытие, представление роликов) лучше проводить в актовом зале школы.
2. Для работы станций в игре “Ключи от страны “Здоровья” можно использовать кабинеты и спортивный зал. На каждом кабинете должна быть табличка с названием станции.
3. Для того, чтобы разделить участников на команды, при регистрации каждому из них выдается жетон в форме какой – либо фигуры. При делении на команды каждый подходит к большой эмблеме, которые расположены в зале, соответствующей его жетону.
4. При подборе и составлении заданий станций важно помнить, чтобы были соблюдены три этапа: актуализация знаний игроков, предложение новых знаний, закрепление полученных знаний.
5. Занятие на каждой станции начинается и заканчивается по звонку.
6. После прохождения всех станций капитаны команд подсчитывают ключи и открывают ими символический замок в страну “Здоровье”.
7. Важно заранее подготовить программу защиты рекламных роликов, чтобы участники знали порядок и могли подготовиться.
8. В конце мероприятия проводится письменное анкетирование участников: Какое впечатление произвело на вас мероприятие? Была ли для вас какая либо информация новой? Возникли ли какие либо трудности? Ваши пожелания организаторам и т. д.
Список литературы.
- Дереклеева Н.И. Справочник клссного руководителя (10-11 класс), М.:”ВАКО”, 2006.
- Дереклеева Н.И. “Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья”, М.:, “ВАКО” 2004.
- Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии, М.:, “ВАКО” 2004.
- “Педсовет” № 5, 2004.
- “Педсовет” № 4, 2007.