"Ритмическое сольфеджио". Программа для хореографических отделений детских школ искусств

Разделы: Музыка


Пояснительная записка.

Ритмическое сольфеджио (РС) – специальная музыкально-теоретическая дисциплина для хореографических отделений детских школ искусств, первоначально задуманная как вспомогательный предмет, с целью облегчить и ускорить осознание материала, изучаемого в классе хореографии. В то же время, задачи, которые можно решить в рамках этой дисциплины, значительно шире – это повышение общей музыкальности, развитие слуха, памяти, чувства ритма; знание основ музыкальной грамоты; знакомство со множеством различных произведений, ведущее к расширению музыкального кругозора.

В базисные учебные планы для Детских школ искусств, имеющих хореографические отделения, включена дисциплина “Слушание музыки и музыкальная грамота”, аналогичные разделы – “Слуховой анализ”, “Теоретические сведения. Музыкальная грамота” – содержатся и в программе РС. Наряду с этим новая дисциплина, в рамках предусмотренного учебным планом количества часов, содержит много других разделов и форм работы. В связи с этим программа РС более полно соответствует поставленным целям и задачам курса обучения хореографии: “развитие общей музыкальности, чувства ритма, умения слушать музыку…, формирование координационных навыков…, освоение танцевальной программы…, формирование навыков в коллективных формах творческой деятельности” [2].

Задания этого курса (например, разнообразные формы работы с текстом, участие в детском ударно-шумовом оркестре, творческие задания, содержащиеся во всех разделах этой программы) вполне доступны и могут дополнить и эмоционально украсить уроки музыки в общеобразовательных школах.

“И самое главное то, что с первых уроков по ритмическому воспитанию формируются навыки, помогающие измерять время внутренним чувством и управлять своим поведением, ощущать различную скорость совершения необходимых действий, что существенно влияет на способность принимать решения в ситуациях, встречающихся в жизни” [6].

Программа РС включает некоторые разделы и задания дисциплин “сольфеджио” и “ритмика”, разработанных для музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, но имеет ряд особенностей:

  • основным разделом курса РС является воспитание чувства метроритма, осознанное восприятие его через движение, тогда как развитие вокально-интонационных навыков играет сопутствующую роль;
  • при обучении используется музыкальный материал, а также, в значительной мере, речевой, стихотворный;
  • обучение музыкальной грамоте проводится более сжато, в качестве закрепления осознанного материала;
  • домашние задания минимальны и носят, как правило, творческий характер;
  • огромную роль на уроках РС играет музицирование в детском ударно-шумовом оркестре, оно позволяет освоить на практике пройденный материал, получая большую радость от музыкального творчества.

Особенности РС связаны с такой спецификой обучения на хореографических отделениях, при которой, развитие вокально-интонационных навыков не является приоритетом (так же как и на уроках музыки в общеобразовательных школах), и исполнение интонационных упражнений, обязательных в курсе сольфеджио музыкальных школ, представляло бы для детей значительную и не оправданную трудность.

Вокальный материал в курсе РС может быть сведен к исполнению мелодических фраз, песен с сопровождением, содержащих те или иные длительности, ритмические обороты, представлять собой эмоционально окрашенный фон для воспроизведения, например, ритмических партитур, ostinati и т.п. Понравившаяся песня значительно ускоряет запоминаемость нового материала.

Вместе с тем, значительно возрастает роль слухового анализа, способствующего расширению музыкального кругозора, приобретению слушательского опыта, повышению общего культурного уровня, а так же совместного музицирования в ударно-шумовом оркестре в разнообразных доступных формах, дающего детям радость творчества.

Курс обучения по РС рассчитан на 5 лет при протяженности занятия 45 мин.

Необходимые условия для занятий – просторный класс, в котором достаточно места для выполнения двигательных упражнений, пианино, доска, стулья, столы (парты).

Программа курса РС включает следующие разделы:

Воспитание чувства метроритма.
Ритмический диктант.
Ритмическое многоголосие.
Слуховой анализ.
Теоретические сведения. Музыкальная грамота.
Совместное музицирование (детский оркестр).

Воспитание чувства метроритма.

Музыка и танец подчинены единым законам ритма. Все задания курса РС так или иначе связаны с развитием чувства ритма, основополагающего в комплексе музыкальных способностей.

Работа над метроритмом начинается с осознания метрической доли. Дети могут это прочувствовать во время движения под музыку, например, при ходьбе, где шаг соответствует доле. ““Шаги в музыке” слушать надо обязательно, но предшествовать этому слушанию должны реально осознаваемые шаги. В этом единая основа музыки и движения (простой физкультуры, а в истории человечества – танца)” [6]. В дальнейшем процессе обучения этому постоянно уделяется значительное время и внимание, так как четкое попадание в долю, осознанное ощущение затакта является необходимым условием успеха в классе хореографии. С этой целью на уроках РС изучение музыкального, речевого материала сопровождается движениями, жестами, соответствующими метрическим долям.

Тактирование – следующий этап, позволяющий наглядно воспроизвести услышанное соотношение сильных и слабых долей, определить размер.

Дирижирование позволяет закрепить осознание доли и размера, а также соотношение длительностей в такте. Кроме того, работа над дирижерским жестом, исполнение ритмов, стихов с дирижированием способствует развитию координации, что очень важно для исполнения танцевальных движений.

Творческие задания.

Воспроизведение сильных и слабых долей такта различными звучащими жестами (термин К. Орфа), придуманными ребятами; импровизация движений, соответствующих сильным и слабым долям, позволяющих протанцевать доли такта и увидеть метр; воспроизведение долей такта различными инструментами шумового оркестра.

Работа над осознанием длительностей.

Ритмические длительности четверти и восьмые, их соотношение, дети начинают ощущать, двигаясь под музыку, вначале интуитивно, затем – осознанно. “Они начинают понимать, что на четверти, как правило, удобнее идти, а на восьмые – бежать” [9]. Первоначально ритмические рисунки повторяются ногами. Воспроизведение разных длительностей различными звучащими жестами значительно облегчает их осознание (например, восьмые – щелчками, а четверти – хлопками и т.д., вариантов множество).

Различные ритмические игры помогают научиться четко и ритмично воспроизводить ритм. Яркий музыкальный материал, стихотворные тексты позволяют облегчить прохождение и более сложных ритмов (шестнадцатые, синкопы и т.д.). Проговаривание ритмослогами, исполнение звучащими жестами, музыкальными инструментами помогают их усвоить.

Творческие задания.

Придумывание слова на заданный ритм (ритмоблок);
сочинение стиха на заданный ритм; досочинение окончания (начала) стиха на заданный ритм;
сочинение ритмической фразы, предложения, периода (с определенным заданием – используя ритмическую фигуру, в данном размере, жанре и т.д.);
создание на основе сочиненных ритмов простых форм, рондо, вариаций.

Ритмический диктант.

Умение запомнить и графически отобразить услышанное – одна из самых сложных форм работы в курсе сольфеджио, требующая развития памяти, внимания, осознанности, знания графических обозначений длительностей, навыков нотной записи.

Работа над ритмическими диктантами проводится поэтапно:

  1. Определение размера.
  2. Анализ структуры (количество фраз, наличие или отсутствие повторности).
  3. Анализ ритмического рисунка диктанта. Запоминание фразы и воспроизведение ее ритмослогами, звучащими жестами, позволяющими отобразить разные длительности.
  4. Ритм диктанта на первом этапе выкладывается карточками, затем (как правило, дома) – записывается в тетрадь.
  5. Исполнение. Ритмический диктант исполняется с дирижированием, с придуманным аккомпанементом (инструментами, звучащими жестами), каноном.

Ритмический диктант сначала может представлять собой слово, фразу, а затем – предложение, период.

Различные упражнения на развитие памяти: исполнение ритмических фраз, предложений “вслух – про себя”, по-очереди с роялем, в другой последовательности и т.д.; устные формы диктанта.

В подвинутых группах возможны несложные 2-х-голосные диктанты (с ostinato, имитационной полифонией) с разными тембрами голосов.

Творческие задания.

Досочинение ненаписанных фрагментов в диктанте (начальной или завершающей фразы);
придумывание ритмического диктанта на заданное количество тактов с последующим четким воспроизведением для запоминания группой;
диктант – “Исправление ошибок” – найти несоответствие между услышанным и его графическим изображением;
сочинение варианта ритмического диктанта с определенным заданием (ритм, форма, тембр);
сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту и т.д.

Ритмическое многоголосие.

На уроках РС этот вид работы представляет собой простейшие аккомпанементы (ostinato), исполняемые звучащими жестами, а так же шумовыми инструментами детского оркестра. Сопровождение различных разделов музыкальной формы соответствующими аккомпанементами помогают осознать логику ее строения.

Канон, и, позже, канон, исполняемый с несложным аккомпанементом.

Первоначально задания, включающие ритмическое многоголосие – это двухголосие “ученики – педагог”, затем – производится деление на партии внутри группы учащихся, и, наконец, исполнение ритмической партитуры каждым учеником (различными звучащими жестами, для подвинутых групп – двумя руками), что требует хорошей координации движений.

Творческие задания.

Придумывание ритмического сопровождения к стиху, партии в оркестре, составление и запись (рисование) различных фактурных формул [6] аккомпанемента; исполнение стихотворных текстов каноном (для более подвинутых групп – канон с ритмическим аккомпанементом). Импровизация.

Слуховой анализ.

Слуховой анализ – одна из важнейших форм работы в курсе РС, т.к. учит слушать музыку, позволяет расширить музыкальный кругозор, развить музыкальную память.

Слуховой анализ тесно связывает РС с обучением в классе хореографии, т.к. навыки его необходимы, чтобы почувствовать и передать в исполнении характер музыкального произведения. Кроме того, слуховой анализ в курсе РС формирует необходимые представления о жанрах и формах музыки в непосредственной связи с их метрическими и ритмическими особенностями.

Слуховой анализ непосредственно связан со всеми формами работы.

Теоретические сведения. Музыкальная грамота.

Предпочтение отдается тем теоретическим сведениям, средствам музыкальной выразительности, которые ребята могут познать на слуховом опыте, в движении. Обучение музыкальной грамоте сопровождает все формы работы.

Начальные зрительные представления о записи длительностей ребята приобретают, работая с ритмическими карточками, выкладывая ритм стиха, музыкальной фразы; воспроизводя звучащими жестами ритм, “записанный” карточками (на доске, в нотном тексте). Навык чтения ритма позволяет в дальнейшем почувствовать и отразить характер, жанровые особенности, структуру произведения.

Обучение записи ритма проводится преимущественно в виде домашних заданий, написание звуков осваивается в игровой форме – придумывание ребусов (слов, содержащих названия звуков) и запись их на нотном стане с использованием нот и букв.

Совместное музицирование (детский оркестр).

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию более яркого эмоционального восприятия музыки, музыкальных и творческих способностей у детей. Доступность исполнения партии в ударно-шумовом оркестре приносит большую радость и позволяет в непринужденной, приподнятой атмосфере закрепить многие слуховые навыки, узнать в ощущениях средства музыкальной выразительности, освоить на практике азы музыкальной грамоты.

Оркестровая партия может быть основана на пройденном материале, а может и содержать новый (например, новую ритмическую группу), в этом случае эмоциональное восприятие помогает быстрому усвоению его в дальнейшем.

Совместное музицирование позволяет развить чувство темпа, связь темпа с характером музыки, чутко откликаться на темповые изменения, продиктованные требованиями выразительности (агогика); а так же учит обращать внимание на динамические оттенки и отражать их в собственной игре, танце.

Исполнение оркестровой партии приучает слушать, позволяет почувствовать себя частью звучащего, пусть небольшого, оркестра. Приобретенный опыт совместного музицирования будет очень полезен для выполнения заданий в классе хореографии.

Формы инструментального музицирования могут представлять собой исполнение аккомпанементов к пьесам по данным ритмическим партитурам; диалоговые стихотворные построения (например, вопросо-ответной структуры), озвученные инструментами ударно-шумового оркестра; сочинение и исполнение аккомпанементов к пьесам. Задания на повторение с вариантными изменениями – первый шаг к импровизации.

Для исполнения детским оркестром можно использовать музыкальный материал, включенный в учебники сольфеджио 1– 5 классов Ж..Металлиди и А.Перцовской “Мы играем, сочиняем и поем”, содержащиеся в методическом пособии Н.Бергер “Сначала – РИТМ”, а так же:

Майкапар С. В садике; Полька; Маленький командир; Дождик; Вальс;
Гедике А. Заинька;
Чайковский Полька (Детский альбом);
Аннушка;
Шостакович Д. Вальс-шутка;
Госсек Гавот;
Вольфарт Х. Маленький барабанщик;
Градески Э. Мороженое.

Приложение 1.

Приложение 2. Отзывы на программу.

Литература:

  1. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. Москва, 1984;
  2. Базисные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по хореографическому искусству. СПб: “Гармония”, 2005;
  3. Б.М.Теплов Психология музыкальных способностей. Избранные труды в 2-х томах. М., 1985;
  4. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. Театр и искусство – 1922;
  5. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978;
  6. Нина Бергер Сначала – РИТМ. Санкт-Петербург, 2006;
  7. Ж.Металлиди, А.Перцовская Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем 1– 5 классы. СПб 1997г.
  8. Калинина Рабочая тетрадь по сольфеджио 1 кл. М., 2007г.
  9. Г.Франио, И.Лифиц Методическое пособие по ритмике. Москва, 1987;
  10. И.Г.Лаптев Детский оркестр в начальной школе. М., 2001;