Ученическое самоуправление как эффективный фактор сплочения коллектива

Разделы: Классное руководство


Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

Поэтому, одной из самых главных целей воспитательной работы я вижу – сплочение классного коллектива через организацию системы ученического самоуправления. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. И если говорить в целом, то самоуправление – это демократичный способ организации коллективной  (общественной) жизни.

Воспитательный процесс для меня, как классного руководителя 11б класса, неразрывно вписывается в  систему моей методической деятельности. Вот уже четвертый год  я  стараюсь правильно воспитывать   и  помогать  ученикам добиваться высоких учебных результатов. За эти годы у нас сложилась определенная система  ученических и человеческих взаимодействий и взаимоотношений.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы в области ученического самоуправления и познакомить вас со своей творческой командой под названием 11Б. Давайте знакомиться! Поскольку учащиеся  обучаются в профильном классе, с углубленным изучением литературы и английского языка. Отсюда и название нашего коллектива  – «Англичане».

Наш Девиз: WE ARE TOGETHER! WE ARE UNIT! (Мы вместе, мы едины!)

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!

Целью  классного самоуправления в нашем коллективе является – формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Для себя мы обозначили основные принципы:

  • добровольность;
  • демократизм;
  • гуманизм;
  • социальная направленность;
  • творчество;
  • самостоятельность.

Каждый учебный год мы намечаем цель воспитательной работы и задачи, реализуемые в году. Планирование воспитательной работы осуществляем коллективно, проводя классное собрание в начале учебного года. При помощи анкет,  мы совместно с учащимися  класса анализируем итоги работы за прошедший учебный год и выстраиваем проект мероприятий на текущий год. В реализации плана участвуют рабочие группы (сектора), которые и входят в структуру самоуправления. Каждый ребенок выполняет общественно-значимое поручение и работает по своему направлению.

Поручения в классе я разделяются по характеру деятельности:

  • Общественные
  • Трудовые
  • Учебные
  • Спортивно-игровые
  • Организационные

Опираясь на характер значимости поручений в классе, формируется структура самоуправленческих органов. Она включает в себя 7 секторов.

Сектор  образования «Гимназист», по сути своей является учебным сектором. Он подразделяется на два направления:

Урочная деятельность «с 8.00-до 14.00»

Ответственные за организацию урочной деятельности составляют рейтинг успеваемости,  Ведут табель успеваемости каждого ученика в классе, помогают классному руководителю в проверке дневников, осуществляют выпуск « Экрана успеваемости», отслеживают посещаемость уроков. Возглавляет направление староста класса, он же осуществляет контроль за классным журналом и отвечает за его сохранность во время уроков.

Внеурочная деятельность уч-ся « Урок+»

Функциями сектора по внеурочной деятельности является  формирование команд к участию в олимпиадах, ученических конкурсах, викторинах, интеллектуальных марафонах. Осуществление контроля посещаемости практикумов и спецкурсов. Важным аспектом работы данного сектора является вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. В течение  года руководитель внеурочного сектора ведет портфолио  достижений учащихся, осуществляет мониторинг участия и результативности. Данные рейтинга освещаются в анализе воспитательной работы за год.

«Арт-сектор» занимается организацией классных часов, праздников. В классе работает сценарная группа, которая активно принимает участие в общешкольных и городских мероприятиях. Учащиеся  театрального сектора обеспечивают участие класса в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах.

Трудовой сектор «Грин-тим» отвечает за организацию дежурства по школе. Учащиеся в конце каждой четверти осуществляют ремонт учебной и словарной литературы в кабинете, обеспечивает работу по озеленению кабинета. В полномочия данного сектора входит организация и вовлечение  учащихся  класса в трудовые акции и мероприятия.

Спортивный сектор «Рекорд» занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается формированием команд. Участвует в подготовке и проведении Смотра строя и песни в рамках месячника патриотического воспитания. Осуществляет шефскую помощь в организации месячника младшим классам.

Сектор  «Медиа» – репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фото-сюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фото-сюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением летописи класса и работает над проектом « Когда уйдем со школьного двора», снимает сюжеты из жизни класса.

Сектор «ЗОЖ» занимаетсяпроведением инструктажей по ТБ (технике безопасности) при подготовке к спортивным и массовым мероприятиям,  осуществляет  агитацию и пропаганду здорового образа жизни. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок. Занимается организацией и проведением тематических мероприятий, агитацией правил дорожного движения и противопожарной безопасности. Проводят тематические инструктажи.

Информационный сектор «Палитра» отвечает за  оформление стендов в классе, оформление плакатов и выпуском стенгазет. Осуществляет оформление классного уголка, а также занимается дизайном кабинета. Задача сектора своевременно доносить информацию до учащихся о школьных и классных мероприятиях.

Помимо работы секторов в классе работает независимая  Служба «Согласие». В нее входят: классный руководитель, председатель родительского комитета, лидер класса и ответственные по секторам. Работа данной службы является эффективным способом решения конфликтных ситуаций между учащимися в коллективе, между учащимися и педагогами предметниками и урегулировании  сложных ситуации в семье.

Задача всех органов самоуправления под руководством актива класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика. Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.

Надо добавить, что деятельность органов ученического самоуправления положительно влияет  не только на учебные и общественные дела, но и способствует    формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Воспитывать коллективный дух нам помогают правила, разработанные ребятами. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе и родителей.

Правила для учащихся класса:

  • Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
  • Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
  • Принимать активное участие в жизни коллектива.
  • Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
  • Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
  • Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
  • Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
  • Не опаздывать на урок.
  • Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
  • Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
  • Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:

  • Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
  • Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
  • Самоуправление способствует  сплочению коллектива через совместное творческое дело.

В заключение, хочу поделиться  волшебными словами, которые помогают учащимся идти к намеченной цели, не отчаиваться в трудные минуты и добиваться успеха в жизни:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
найди своё дело и  стань самой яркой звездой…