Статья посвящена жизни и творчеству С.Я. Маршака. Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – С.Я. Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил детей с поэзией, научил их радоваться красоте поэтического слова.
Цели:
- знакомство с творчеством С.Я.Маршака;
- развитие логического мышления при отгадывании загадок;
- привитие интереса к чтению детских книг.
Группа учащихся:
- учащиеся начальной школы.
Оформление:
- портрет писателя;
- книжная выставка “В гостях у С.Я. Маршака”;
- шары, цветы.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник - в гостях у нас детская книга. Да не одна, а много книг. И у всех у них один автор – Самуил Яковлевич Маршак. Садитесь удобнее и послушайте, что за человек был Самуил Яковлевич Маршак.
Ведущий 2: Самуил Яковлевич Маршак родился в далеком 1887 году, в маленьком городке Острогожске в большой и дружной семье. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырех лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация. Неожиданно судьба его изменилась: он оказался в Петергурге, где познакомился со многими известными писателями, музыкантами, художниками. Но из-за слабого здоровья ему пришлось покинуть северную столицу. Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Дружба Маршака с детьми началась в трудное для России время. И тогда он понял, что его настоящее дело в жизни – работать для детей, писать для них книжки, учить их, помогать им расти, радовать их. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми, чтобы они любили книгу, и книга помогала им жить.
Ведущий 1: Чтобы ближе познакомиться с творчеством С.Я. Маршака я предлагаю вам принять участие в литературной игре по творчеству писателя “Поле чудес”.
Правила игры:
- игра проводится в 3 тура;
- в каждом туре принимают участие 3 игрока, и среди них выбирается победитель;
- победители 3 туров примут участие в 4 заключительном туре;
- каждый тур включает 6 вопросов по творчеству и биографии писателя;
- игроки вращают барабан и на выпавший вопрос дают ответ;
- жюри в протоколе игры фиксируют правильные ответы игроков;
- по количеству правильных ответов определяется победитель.
А оценивать ваши ответы будет жюри в составе (состав жюри).
Ведущий 2: Перед игрой предлагаю небольшую игру-разминку “Доскажи словечко”. Давайте вспомним песенку, которую пела девочка, укладывая спать котенка в стихотворении “Усатый - полосатый”. Вам нужно будет досказать слово.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … (перинку).- Сверху на перинку
Чистую … (простынку).- Вот тебе под ушки
Белые … (подушки).- Одеяльце на пуху
И платочек … (наверху).
Ведущий 1: Молодцы, ребята! А теперь приступаем к игре “Поле чудес”.
Ведущий 2: В 1 туре принимают участие учащиеся 4 “А” класса. Прошу вас занять места у барабана. Начинаем нашу игру.
(Вопросы 1 тура – см. приложение 1).
Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.
Ведущий 2: Приступаем к выбору игроков для участия во 2 туре. Во второй тур выйдут те из вас, кто назовет пьесы Самуила Яковлевича Маршака. (“12 месяцев”, “Теремок”, “Горя бояться – счастья не видать”, “Петрушка - иностранец”).
Ведущий 1: Прошу вас занять места у барабана. Продолжаем нашу игру.
(Вопросы 2 тура – см. приложение 1).
Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.
Ведущий 2: В 3 туре примут участие те из вас, кто расскажет отрывок из стихотворения С.Я. Маршака.
(Дети читают стихи С.Я. Маршака)
(Вопросы 3 тура – см. приложение 1).
Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.
Ведущий 1: А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть и отгадать загадки.
(См. приложение 2).
Ведущий 2: Вот и настал самый захватывающий момент нашей игры – 4 заключительный тур. В нем примут участие победители первых трех туров. Прошу, ребята, занять свои места у барабана.
(Вопросы 4 тура – см. приложение 1).
Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.
Ведущий 1: Молодцы, ребята! Прошу всех участников игры выйти к барабану. Всем вам вручаются дипломы. А победитель нашей игры получает приз.
Приложение 1
Вопросы I тура:
- Кого приглашала мышка-мать в няньки своему мышонку? (Утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку, кошку)
- Какое стихотворение С.Я. Маршака помогает детям выучить цифры? (“Веселый счет”)
- Куда собирались лодыри и куда они попали?
(“Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток”) - На какой улице жил человек рассеянный?
(“Жил человек рассеянный
На улице Бассейной”) - Назовите новогоднюю пьесу С.Я. Маршака. (“12 месяцев”)
- В какой город ехала дама в стихотворении “Багаж”. (Житомир)
Вопросы II тура:
- Из какой пьесы эти слова
“Ты катись, катись, колечко
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К Новогоднему костру”? (“12 месяцев”) - Как зовут братьев в стихотворении “Вакса - клякса”? (Коля и Вася)
- Кого обхитрили Петя и Сережа в стихотворении “Где тут Петя, где Сережа”? (Перепелкина Гришку)
- Какое стихотворение С.Я. Маршака помогает детям выучить алфавит? (“Веселая азбука”)
- Какие знаки препинания принимали участие вспорео том, кто из них важнее? (Восклицательный знак, вопросительный знак, запятые, двоеточие, многоточие, точка с запятой, точка)
- Что надел вместо шапки человек рассеянный с
улицы бассейной? (“Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду”)
Вопросы III тура:
- Что пожелала в канун Нового года королева – героиня пьесы “12 месяцев”? (Чтобы во дворец доставили корзину подснежников).
- Что сдавала дама в багаж?
(“Дама сдавала в багаж Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку”). - Какой породы была собака Вакса-клякса? (Такса)
- Назовите фамилию братьев Пети и Сережи? (Комаровы)
- Кто в стихотворении “Рассказ о неизвестном
герое” ищет, но не может найти парня какого-то
лет двадцати?
(“Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице…
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати”) - В каком классе учатся братья Коля и Вася? (Коля – в 5 классе, Вася – в 3 классе)
Вопросы IV тура:
- Кому принадлежат слова:
“И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен”? (Коту) - С каким домашним животным не смогла подружиться собака Вакса-Клякса? (С заморским котом)
- Что подарил на память падчерице месяц Апрель? (Колечко)
- Когда родился Самуил Яковлевич Маршак? (В 1887 году)
- Какой подвиг совершил герой стихотворения “Рассказ о неизвестном герое”? (Спас девочку из горящей квартиры)
- Как называется сборникстихов С.Я. Маршака, куда вошли стихи о зверятах из зоологического сада? (“Детки в клетке”)
Приложение 2
Загадки
- Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь) - Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь) - Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы) - Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Сапоги) - В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг) - Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила) - Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед) - Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
Приложение 3
Протокол
литературной игры по творчеству С.Я. Маршака
“Поле чудес”
I тур
№ |
Фамилия, имя |
Вопросы |
Победитель |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
II тур
№ |
Фамилия, имя |
Вопросы |
Победитель |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
III тур
№ |
Фамилия, имя |
Вопросы |
Победитель |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
IV тур
№ |
Фамилия, имя |
Вопросы |
Победитель |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |