Урок биологии "Лишайники"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.
  • вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником, находить в тексте сведения для заполнения схем, расширять кругозор,
  • развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска SMART Board, проектор, компьютер, диск «1С:Репетитор. Биология», гербарный материал, живые объекты, справочная литература, учебник, рабочие листы, карточки-задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы послушали стихотворение и сказали о каком организме сегодня на уроке пойдет речь. (Слайд 1)

Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне – между мхами – причуды кладоний.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник – как рюмочка, рядом – как гранистый лед.
А наросты центрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук – вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал.

(Ответы учащихся)

II. Изучение нового материала.  Тема нашего урока: «Лишайники» (Слайд 2)

– А что вы знаете про эту группу организмов? (Работа со слайдом  2, дописываем то, что известно по теме)

нет корней, листьев, цветов, очень разнообразные по внешнему виду, цвету

– А сможете вы мне помочь в решении вот  такого вопроса: (слайд 3) «Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?»

Ответы учащихся.

– Достаточно ли у вас знаний, что бы дать обоснованный ответ на данный вопрос?
– Как вы думаете, а что необходимо узнать о лишайниках, что бы ответить на поставленный вопрос?

(Работа со слайдом 3, дописываем план изучения темы, при необходимости учитель дополняет ответ)

Должна появиться запись на 3 слайде:

Размножение
Строение
Значение (в качестве дополнительного пункта изучения лишайников)

– На сегодняшнем уроке  я предлагаю вам выступить в качестве ученых,  и в конце урока мы с вами станем специалистами в такой науке, которая называется лихенология (слайд 4)
– В настоящее время изучено около 20 тыс. видов лишайников и с каждым годом этот список пополняется. Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю разделиться на группы.

1 группа изучает многообразие форм (Рома, Валера)
2 группа – размножение (Максим, Марина, Влад)
3 группа – значение (Коля, Рустам, Паша)
4 группа – строение лишайников (Саша, Андрей, Наташа)

Каждая группа получает свое задание  и рабочий лист, который вам необходимо будет заполнить в ходе урока. (Работа в группах – 7-10 минут)

Слово предоставляется 1 группе (Приложение 1). Во время ответа (слайд 5) остальные учащиеся делают записи в рабочих листах
Ответы  учащихся на поставленные вопросы (+работа на интерактивной доске – делают подписи типов слоевищ)
Вопрос к классу: Посмотрите гербарный материал и определите тип слоевища? (Ответ учащихся)

Слово предоставляется 2 группе (Приложение 1). Ответы учащихся на поставленные вопросы (+ работа на интерактивной доске – делают надписи составных частей слоевища) (слайды 6, 7)
А как вы думаете, как питаются лишайники? (Ответы учащихся)

Работа с термином «АВТОГЕТЕРОТРОФЫ» (слайд 8) (слово «гетеротрофы»  вам уже знакомо – организмы, питающиеся  готовыми органическими веществами – этот тип питания характерен для грибов;
«автотрофы» – это организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических – наличие пигмента – хлорофила  – этот тип питания характерен для водорослей)
Т.о., гриб предоставляет воду и минеральные вещества, растворенные в ней, а водоросль – органические вещества.

Слово предоставляется 3 группе (Приложение 1). Ответ учащегося (дописывают схему на интерактивной доске) (слайд 9)

Задание всему классу: (слайд 10) Какой тип размножения представлен на слайде?

Слово предоставляется 3 группе. Ответ учащихся и заполнение схемы на интерактивной доске (слайд 11)
(Учитель) Двум ученикам класса заранее было дано задание –  Где чаще всего встречаются лишайники, и какой тип слоевища они имеют?
Ответы учащихся: В нашей деревне лишайники встречаются повсеместно, Чем ближе к дорогам, тем их количество уменьшается. В основном это накипные и кустистые лишайники.
(учитель) Ребята,  в  научной литературе отмечено что: (слайд 12)

При слабом загрязнении исчезают кустистые лишайники.
При среднем загрязнении исчезают листовые лишайники.
При сильном загрязнении исчезают накипные лишайники

Сделайте вывод  о чистоте воздуха в нашей деревне.

Подведем итог нашей работы, а для этого я прошу вернуться к нашему проблемному вопросу: (слайд 13) Почему лишайники существуют во всех природных зонах?

Теперь у вас достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Обусловлено способностью противостоять неблагоприятным условиям, легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость переноса отдельных частей слоевища)

(Делаются записи под вопросом)

III. Закрепление материала

– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или  «–».

Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд  14)

1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6)    +

Поставьте себе оценку за выполненную работу:

если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Объявление своих результатов учащимися.

IV. Рефлексия (использование методики незаконченных предложений) (Слайд 15)

– Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения:

  • Я узнал …
  • Я научился …
  • Мне понравилось …
  • Я бы хотел …
  • Новые знания мне пригодятся …

– Хочу закончить наш урок такими словами (слайд  16): Помните, природа в отличие от человека, ничего не создает зря. Берегите ее!

(Слайд 17)

Домашнее задание: стр. 32-36, вопросы 1-8

Дополнительное: презентация по теме «Лишайники» (слайд 18)

– Спасибо за урок!