Цели:
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.
- вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником, находить в тексте сведения для заполнения схем, расширять кругозор,
- развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска SMART Board, проектор, компьютер, диск «1С:Репетитор. Биология», гербарный материал, живые объекты, справочная литература, учебник, рабочие листы, карточки-задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы послушали стихотворение и сказали о каком организме сегодня на уроке пойдет речь. (Слайд 1)
Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне – между мхами – причуды кладоний.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник – как рюмочка, рядом – как гранистый лед.
А наросты центрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук – вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал.
(Ответы учащихся)
II. Изучение нового материала. Тема нашего урока: «Лишайники» (Слайд 2)
– А что вы знаете про эту группу организмов? (Работа со слайдом 2, дописываем то, что известно по теме)
нет корней, листьев, цветов, очень разнообразные по внешнему виду, цвету
– А сможете вы мне помочь в решении вот такого вопроса: (слайд 3) «Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?»
Ответы учащихся.
– Достаточно ли у вас знаний, что бы дать
обоснованный ответ на данный вопрос?
– Как вы думаете, а что необходимо узнать о
лишайниках, что бы ответить на поставленный
вопрос?
(Работа со слайдом 3, дописываем план изучения темы, при необходимости учитель дополняет ответ)
Должна появиться запись на 3 слайде:
Размножение
Строение
Значение (в качестве дополнительного пункта
изучения лишайников)
– На сегодняшнем уроке я предлагаю вам
выступить в качестве ученых, и в конце урока
мы с вами станем специалистами в такой науке,
которая называется лихенология (слайд 4)
– В настоящее время изучено около 20 тыс. видов
лишайников и с каждым годом этот список
пополняется. Для более эффективного изучения
отдела лишайники я предлагаю разделиться на
группы.
1 группа изучает многообразие форм (Рома,
Валера)
2 группа – размножение (Максим, Марина, Влад)
3 группа – значение (Коля, Рустам, Паша)
4 группа – строение лишайников (Саша, Андрей,
Наташа)
Каждая группа получает свое задание и рабочий лист, который вам необходимо будет заполнить в ходе урока. (Работа в группах – 7-10 минут)
Слово предоставляется 1 группе (Приложение 1). Во время
ответа (слайд 5) остальные учащиеся делают записи
в рабочих листах
Ответы учащихся на поставленные вопросы
(+работа на интерактивной доске – делают подписи
типов слоевищ)
Вопрос к классу: Посмотрите гербарный материал и
определите тип слоевища? (Ответ учащихся)
Слово предоставляется 2 группе (Приложение 1). Ответы
учащихся на поставленные вопросы (+ работа на
интерактивной доске – делают надписи составных
частей слоевища) (слайды 6, 7)
А как вы думаете, как питаются лишайники? (Ответы
учащихся)
Работа с термином «АВТОГЕТЕРОТРОФЫ» (слайд 8)
(слово «гетеротрофы» вам уже знакомо –
организмы, питающиеся готовыми органическими
веществами – этот тип питания характерен для
грибов;
«автотрофы» – это организмы, которые
синтезируют органические вещества из
неорганических – наличие пигмента –
хлорофила – этот тип питания характерен для
водорослей)
Т.о., гриб предоставляет воду и минеральные
вещества, растворенные в ней, а водоросль –
органические вещества.
Слово предоставляется 3 группе (Приложение 1). Ответ учащегося (дописывают схему на интерактивной доске) (слайд 9)
Задание всему классу: (слайд 10) Какой тип размножения представлен на слайде?
Слово предоставляется 3 группе. Ответ
учащихся и заполнение схемы на интерактивной
доске (слайд 11)
(Учитель) Двум ученикам класса заранее было дано
задание – Где чаще всего встречаются
лишайники, и какой тип слоевища они имеют?
Ответы учащихся: В нашей деревне лишайники
встречаются повсеместно, Чем ближе к дорогам, тем
их количество уменьшается. В основном это
накипные и кустистые лишайники.
(учитель) Ребята, в научной литературе
отмечено что: (слайд 12)
При слабом загрязнении исчезают
кустистые лишайники.
При среднем загрязнении исчезают
листовые лишайники.
При сильном загрязнении исчезают
накипные лишайники
Сделайте вывод о чистоте воздуха в нашей деревне.
Подведем итог нашей работы, а для этого я прошу вернуться к нашему проблемному вопросу: (слайд 13) Почему лишайники существуют во всех природных зонах?
Теперь у вас достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Обусловлено способностью противостоять неблагоприятным условиям, легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость переноса отдельных частей слоевища)
(Делаются записи под вопросом)
III. Закрепление материала
– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и
минеральными солями.
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические
вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и
могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных
пород, в результате чего формируется почва для
поселения других растений.
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым,
копоть, газ) и произрастают там, где воздух
особенно чистый, поэтому их называют
индикаторами чистоты.
Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд 14)
1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) +
Поставьте себе оценку за выполненную работу:
если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3 и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.
Объявление своих результатов учащимися.
IV. Рефлексия (использование методики незаконченных предложений) (Слайд 15)
– Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения:
- Я узнал …
- Я научился …
- Мне понравилось …
- Я бы хотел …
- Новые знания мне пригодятся …
– Хочу закончить наш урок такими словами (слайд 16): Помните, природа в отличие от человека, ничего не создает зря. Берегите ее!
(Слайд 17)
Домашнее задание: стр. 32-36, вопросы 1-8
Дополнительное: презентация по теме «Лишайники» (слайд 18)
– Спасибо за урок!