Игра как форма повторительно-обобщающего урока

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Учебные игры являются хорошим помощником учителя на уроках и во внеурочное время. По мнению В.А. Сухомлинского, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты игры. Достаточно эффективно игры можно использовать на повторительно-обобщающих уроках по истории и обществознанию.

Основная черта обобщающих уроков – это систематизация и обобщение уже имеющихся знаний и приобретение школьниками на их основе новых; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Важнейшая функция повторения – это установление связи новых представлений с ранее уже известными данными. Уроки повторения приучают рассуждать, анализировать, подводить конкретный случай под общее правило, делать выводы, выявлять связи между общественными явлениями и понятиями. В этом помогают приемы сравнения. В процессе повторения активизируются воображение, память, происходит дальнейшее развитие мышления ученика. Повторение очень важно для создания полной и цельной картины всего изучаемого раздела или исторического периода, для его осмысления.

На уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала, создаются другие условия и формы работы, чтобы ученики сумели соотнести новые полученные знания и старые. Такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения: от практических занятий до дидактических игр.
В среднем школьном возрасте задачи обобщения и систематизации материала, ликвидации пробелов в знаниях учащихся помогает успешно решать игровая деятельность (викторины, разнообразные игры, конкурсы).

Мне хотелось бы рассказать об играх, сделанных и оформленных самими учащимися, а это уже бесспорно труд, причем труд творческий, плодотворный. От коллектива ребят, занятых таким видом деятельности, требуется усидчивость, трудолюбие, терпение, любознательность, изобретательность и масса других навыков и умений.
Совместное итоговое обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением выявленных в игре недостатков. Безусловно, деловая игра помогает выявить в классе ребят, обладающих лидерскими качествами, с другой стороны, в игру вовлекаются и слабые учащиеся, активно проявляющие себя в игре.

И еще одна важная черта познавательных игр: они всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся должны мобилизовывать все свои знания, накопленные за предыдущий период, привлекать материал из разнообразных источников, обогащать себя интеллектуально, развиваться духовно, становиться зрелой личностью.
Роль учителя на таких уроках: он должен стать не только организатором игры, но и ее участником, он должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру, затем взять на себя роль судьи во время возникающих споров и разногласий по тем или иным вопросам.

Игры на уроках повторения по истории и обществознанию мы начали делать с ребятами, когда они учились в 11-м классе. Это тот возраст, когда у ребенка, уже достаточно развит интеллект, творческое воображение, смекалка, еще сильно эмоциональное поле, располагающее к творчеству.

Хочу предложить игру по обществознанию, сделанную в виде презентации - называется " Общество – не простая сумма индивидов…", в нее можно играть в конце 10-го, 11-го класса, здесь есть вопросы по всем разделам курса.

За месяц до игры, в классе, создается инициативная группа из 4-5 человек, которая под руководством учителя, разрабатывает вопросы игры по следующим разделам: "Экономика", "Политика", "Социология", "Духовная сфера", "Социальная сфера"; делает презентацию, а затем проводит данную игру. Класс делится на несколько команд, играют по очереди, пока не останется две команды, набравшие наибольшее количество баллов в первом раунде. Между ними проводится второй раунд и определяется победитель с последующим награждением в виде положительных оценок и возможно ценных призов.

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по следующим основным направлениям:

1) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2) учебная деятельность подчиняется правилам игры, которые были разработаны и озвучены в начале урока;
3) учебный материал используется в качестве ее средства;
4) в учебную деятельность вводится элемент соревнования;
5) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Результат зачастую превосходит все ожидания. В игре участвуют все ученики класса, демонстрируя разный уровень знаний. Учащиеся пытаются анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; слаженно и четко действовать в игровой группе, продолжая осваивать способы коммуникативной практической деятельности; показывают свои умения пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главный итог игры – это победа интеллекта, радость и удовлетворение от творчества, желание в следующий раз создать еще более совершенный проект, чем предыдущий.
В.А.Сухомлинский советует всем учителям: «…берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

Литература:

1. Сухомлинский В.А. "Павлышская средняя школа", М., 1969г.
2. Степанова О.А. Игровая школа мышления, М., 2003г.
3. Штолина Т.П. Игры на уроках и во внеклассной работе, Санкт-Петербург, 2006г.
4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории, М., 2003г.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры, М., 1978г.

Приложение 1