Активация мыслительной деятельности учащихся начальной школы на уроках математики

Разделы: Математика, Начальная школа


Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"- сказал Л.Н.Толстой.

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом.

Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся. Отсюда вывод, что проблема активизации мыслительной деятельности учащихся начальной школы на уроках математики актуальна. Выбор один, это задача должна решаться системно, комплексно при активном участие учителя, учащихся и родителей.

Цель моей работы - это формировать творческую, самостоятельно активную личность, умеющую учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчинятся основным задачам современного образования.

Я считаю, что развивать мышление следует с первых дней жизни ребёнка: дома, в детском саду и школе. Но к сожалению, большинство моих первоклассников не получают дошкольного образования из-за отсутствия ДОУ. Следовательно, мне приходится работать над развитием самостоятельности мышления у ребёнка, развивать его речь, которая организует и уточняет мысль. У своих ребят я развиваю положительные черты характера и потребность к развитию в себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убеждённость, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать. Всё это крайне необходимо для дальнейшей жизни моих учащихся.

В процессе обучения математике моя задача состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Для этого я применяю технологии развивающего обучения, педагогическую технологию на основе системы эффективных уроков А.А.Окунева, которые делают учебный процесс интересным, познавательным и повышается работоспособность у детей.

У меня пока небольшой опыт. За пять лет работы мне удалось сформировать копилку средств повышения активизации познавательной деятельности:

1.Дидактические игры

2.Уроки - путешествия: "Путешествие в страну Дисней Лэнд", "Путешествие в страну Геометрии", "В цирк".

3. Веселые задачи в стихах;

4. Математические загадки (Приложение №1);

5. Кроссворды;

6. Головоломки;

7. Логические задачи

8. Проведение не традиционных уроков: Урок-сказка "Гуси-лебеди", "Чья ракета быстрее долетит до луны?"

9. Применение игр - соревнований.

При использование выше перечисленных средств мои учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит моих учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания. Это приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике. И главное, никто не скучает на уроке. При этом я не забываю о том, что игровой и занимательный материал должен быть связан с темой урока и помогать раскрывать цели и задачи урока. При использовании занимательности я всегда слежу за ее дозировкой и ролью, отводимой ей на конкретном уроке. Использую занимательный материал для активизации мышления детей в разных направлениях: по отработке какого-то конкретного навыка или умения, т.е. на уроках закрепления или обобщения или же на разных этапах урока. В качестве устного счета - всевозможные варианты игр и во время объяснения новой темы или подготовке к ней.

Для отслеживания действенности применяемой технологии, в 2010-2011 учебном году в школе был проведен мониторинг по математике для первых классов. В процессе выполнения заданий учащимися выявились следующие результаты обучения: Если в первой четверти с заданием справилось четыре учащихся из шести, то в конце учебного года пять из шести.

Чтобы достичь в своей работе результата я всегда в тесном контакте с учителями начальных классов, родителями и учащимися. Традицией школы стало проведения "Дня открытых дверей" для родителей, где я обязательно провожу открытые уроки и по математике.

В марте 2011 года мой опыт был обобщен на КМО учителей начальных классов. Провела урок по педагогической технологии на основе системы эффективных уроков А.А.Окунева на тему "Сложение и вычитание вида +,- 1,2,3". На муниципальном конкурсе для молодых педагогов "Мой первый урок" с разработкой урока на эту тему я заняла III место (Приложение № 2)

Я убеждена, что моя система работы поможет ученикам добиться своих достижений и результатов. Я счастлива тем, что мои выпускники с удовольствием продолжают обучение во второй ступени, активно сотрудничают с учителями, имеют хорошее качество обучения, и по математике.

Приложение 3.

Литература.

  1. "Современные образовательные технологии" Учебное пособие. Селевко Г.К. - М.: 1998 г.
  2. "Занимательные головоломки" Белов Н.В.М.: АСТ; МН.: Харвест, 2005г.
  3. "Веселые задачки",Остер Г.,М., 2000.
  4. "Веселые задачи", Перельман Я.И., М., АСТ*Астрель, 2005.
  5. "Занимательные материалы к урокам математики", Лазуренко Л.В., В., 2005.
  6. "Логика", Нежинская О.Ю., В., 2004.
  7. "Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать", Волина В.,М.,2002.