Цели:
- разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;
- дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий.
Ход родительского собрания
I. Приветствие. Вступительное слово учителя.
Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.
- Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?
- Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?
- Не кажется ли вам порой, что и мы сами иногда оказываемся в тупике: что делать?
Уверена, что каждый из вас абсолютно все готов сделать для своего ребёнка, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, посоветоваться со специалистами, чтобы осталось как можно меньше вопросов и "белых пятен" на пути адаптации детей к школе.
1. Первые проблемы и трудности.
Большинство из нас помнят свои первые дни в школе. Нетрудно догадаться, почему первое знакомство со школой оказывает неизгладимое впечатление на нас. Переступая порог школы, мы оказываемся в чужом и пугающем нас мире, отличающимся от знакомого и безопасного мира детского сада и своего дома. Этот мир наводнен новыми людьми и впечатлениями, здесь ждут от нас совсем иного поведения. Этот мир исключает всех тех людей, которые любят и заботятся о нас дома.
Перемещение ребенка из знакомого мира в мир пока еще незнакомый - школьный - нужно осуществить с помощью родителей и их терпеливого отношения ко всем проявлениям не всегда спокойного поведения чад.
Каковы первые трудности?
1) Первые впечатления о школе могут не совпасть с мечтами ребенка. Как бы вы не подготовили ребенка, все равно он до конца не понимает, зачем ему надо идти в школу. Вы объяснили ему, что там занимаются мальчики и девочки, но он еще не осознал, почему это необходимо ему. Вы говорите ребенку, что в школе много интересных и увлекательных вещей, с которыми можно играть, но он может быть доволен теми игрушками, которые есть у него дома. Вы говорите ему, что он приобретет себе много новых друзей, но он находит их поведение явно грубым и странным. Возможно, вы рассказали ребенку, что школа - это место, где он может научиться работать, и однажды, став взрослым, он получит хорошую работу. Но "быть взрослым" - долгий и трудный путь.
Одна из наиболее сомнительных сторон школьной жизни видится ему в том, что учитель уделяет ему слишком мало времени. Дома вы с ним часами проводили время за каким-нибудь занятием. Если он что-то хочет от вас, ему достаточно подойти и попросить. А в школе ему приходится делить внимание еще с двадцатью (и более) детьми. Неудивительно, что он чувствует себя одиноким и покинутым и хочет быть с вами.
2) Он может разочароваться в вас. Первый опыт обучения может подействовать на его чувство к вам. До недавнего времени вы были могущественным человеком и, несомненно, самым важным в его жизни. Вы были способны сделать любое дело, справиться с любыми невзгодами и отвратить любые несчастья, а теперь вы вдруг перепоручили его чужому человеку, называемому учителем.
3) Вам тоже не сладко. Возможно, ребенок не знает, что вы чувствуете то же, что и он. Вы можете почувствовать, что вы его предаете, покидая в тот самый момент, когда он в вас нуждается. Адаптация к школе протекает по-разному. Многие привыкают к школе без ярко выраженного эмоционального стресса. Дети-оптимисты, воспитанные в благополучных семьях, находят школу особенно надежным местом, а те, кто перерос многие домашние игры и развлечения, будут готовы к дополнительной стимуляции и новым впечатлениям, предоставляемым школой.
4) Ваш ребенок может стать неуправляемым. Дети, которые чувствуют себя в школе как рыба в воде, могут пройти фазу трудного поведения дома. Возвратившись домой в конце дня, они могут казаться отчаянно задиристыми и недружелюбными. Мы не должны забывать о негативном поведении ребенка, которое было в трехлетнем возрасте, и понимать, что это ни что иное, как возврат к детскости, который быстро проходит.
5) Почему он так себя ведет? Причиной плохого поведения служит физическая усталость после дня, проведенного в школе. Даже если школа приносит много радости, ему все же трудно привыкать к школьному распорядку. Более того, даже если у него не появляется чувства одиночества, ему необходимо ваше внимание и ласка. К тому же ребенку важно обсудить с вами обиды, которые были нанесены ему за время обучения в школе.
6) Неприятности школьной жизни. Время от времени на жизненном пути ребенка будут случаться те или иные неприятности, вызывающие огорчения: кто-то из детей что-то отнимет у него, без очереди станет играть, толкнет по какой-то причине и т. д. Возможно, что учитель рассердится и сделает замечание. Эти проблемы не минуют ребенка, поэтому участливо выслушайте ребенка, освобождая его душу от гнета. Иногда возникает необходимость растолковать ему кое-что. Насмешки за допущенные ошибки - факты, случающиеся с любым из нас, но мы должны учиться объективности, снисходительности, стараться не замечать их, но помнить, что не имеем право быть безучастными к боли других людей, тем более смеяться над этим. Случается, что ребенок нечаянно что-то сломал, успокойте его, это можно починить вместе с ним или заменить, и тогда ребенок не будет переживать так сильно о своей неловкости, но навсегда усвоит полезный урок.
2. Семья и школа - партнёры в воспитании и обучении детей.
1 сентября первоклассник вырывается из рук родных, торжественно поднимается на школьное крыльцо и исчезает внутри здания. И отныне он предоставлен самому себе на фоне непредсказуемых для него трудностей и опасностей.
Но как мало порой успехов первых недель учебы зависит от него самого! Зато как много эти недели определяют во всей его дальнейшей жизни:
Какие советы можно дать родителям первоклассников?
Дорогие родители!
1. Утром будите ребенка спокойно, с улыбкой.
2. Не торопите его, ведь умение рассчитывать время - задача родителей.
3. Не отправляйте ученика в школу, если он не позавтракал.
4. Забирая первоклассника из школы, не спрашивайте его о том, что он сегодня получил. Спрашивайте, что нового он узнал.
5. Если малыш огорчен - ни о чем его не спрашивайте. Пусть он успокоится и расскажет все сам.
6. А когда вы выслушаете замечания учителя, не торопитесь наказывать своего сына или дочь, особенно при учителе.
7. После школы необходимо 2-3 часа отдыха, желателен сон, прогулки на свежем воздухе. Лучшее время для дополнительных занятий - 15-17 часов. Это должно быть рисование, чтение книг, лепка. И помните, уважаемые родители, вы должны хотя бы 30 минут в день принадлежать ребенку!
3. Преодоление утомления и ранней усталости
Это очень серьезная проблема, на которую родители зачастую не обращают внимание. Если ребенок утомлен, то изменяется его поведение. Он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается. Происходит изменение регуляции физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица). Дети часто жалуются на усталость: у некоторых процесс торможения при утомлении столь силен, что они могут заснуть.
Преодоление ранней усталости - задача сложная, и решение ее должно быть комплексным. От родителей требуется, в первую очередь, правильная организация труда и отдыха ребенка. Поэтому необходимо соблюдать следующие п р а в и л а:
- лучшим отдыхом от любого вида работы является смена вида деятельности (с интеллектуальной на физическую и наоборот). Поэтому во время занятий через 20-25 минут необходимо делать перерыв - физкультурную паузу (5-10 минут);
- физические упражнения, выполняемые во время перерыва, должны быть направлены на активизацию позвоночных и глазных мышц, а также рекомендуется легкий массаж головы и дыхательные упражнения;
- рабочее место ученика должно быть чистым, уютным и удобным, должен поддерживаться нормальный световой режим, температура воздуха 18-19?С тепла, исключаются отвлекающие факторы;
- важным моментом является одобрение деятельности ученика, постарайтесь радоваться каждой малейшей удачи вашего ребенка.
4. Как помочь детям с удовольствием делать уроки?
Если ребенок не хочет делать уроки, это может означать только одно: у него что-то не получается. Задача родителей - помочь своему ребенку. Хотелось бы дать несколько советов, как это сделать грамотно и непринужденно.
Как только ученик пришел домой, помогите ему достать из портфеля необходимые учебники и тетради, сложить их на левый угол стола (по мере выполнения заданий будем перекладывать их на правый). А по тому предмету, с которого решено начать, нужно заранее открыть тетрадку и учебник, ведь продолжить любую деятельность легче, чем начать ее. Итак, приступая к урокам, обязательно попросите ребенка вспомнить, что задано на дом. Он не должен считать, что его это не касается, даже если у мамы все записано. И если вспомнил что-нибудь, непременно похвалите.
Если вы видите, что ребенок не в состоянии продолжать работу, нет смысла настаивать. Лучше объявите короткий перерыв, дайте задание попрыгать, например, 10 раз и проползти под стулом. Количество раз должно быть строго регламентировано, иначе вы потеряете контроль над ситуацией.
Если вашему ребенку трудно дается чтение или запоминание каких-либо слов, текстов, правил, стоит прилепить в самых разных местах вашего дома листочки с этими словами или текстами, написанными разным шрифтом, повернутые боком и "вверх ногами" - это поможет ребенку привыкнуть опознавать буквы, слова, тексты в любом положении и будет способствовать выработке автоматизма при чтении или запоминании.
Если ваш сын или дочь все равно не хочет делать уроки, надо принципиально изменить формулировку: "Помоги мне, пожалуйста. Я что-то никак ни могу прочитать, сосчитать:", "У меня испортился почерк. Напомни, пожалуйста, как красиво написать букву:", "Я забыла как написать слово: Помоги мне, пожалуйста". Перед этим не устоит ни один ребенок! И чаще хвалите. Даже за самое маленькое достижение! Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.
5. Заповеди для мамы и папы первоклассника.
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учеными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
10. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.
11. Прежде всего, конечно, вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо "Какую отметку ты получил?" спросите: "Что сегодня было самое интересное?", "Чем вы занимались на уроке чтения?", "Что веселого было на уроке физкультуры?", "В какие игры вы играли?", "Чем вас кормили сегодня в столовой?", "С кем ты подружился в классе?" и т. д. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь.
12. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь "хорошо", а что "плохо". Поддержите его в этой трудной ситуации.
13. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Помните! для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
14. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните! ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
II. Заключительная часть собрания.
Адаптация - это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.
В адаптационный период дети по-разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к играм, игрушкам.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм.
Безусловно, самым лучшим для ребенка в это время будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребенку.
Родительская поддержка - это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:
- сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;
- помогаете ему поверить в себя и свои силы;
- помогаете избегать ошибок;
- не осуждаете в случае неудач.
Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.
Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу.
Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, которому малыш доверяет самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни малыша. Верьте в ребенка, верьте в учителя.