Тревожность, ее причины и последствия

Разделы: Школьная психологическая служба


Все родители хотят, чтобы их дети росли уверенными в себе, в своих силах и возможностях. Ведь уверенность - это основа успешного общения, радостного отношения к жизни. Однако нередко даже у внимательных и заботливых родителей дети растут с глубоким чувством неуверенности, которая проявляется по-разному. Она может надевать маску стеснительности, застенчивости, что и является причиной тревожного поведения детей.

Что же такое тревожность?

В психологическом словаре даётся следующее определение: тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога - это эпизодическое проявление волнения, беспокойства. Тревожность - это устойчивое состояние, проявляющееся почти всегда. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь приводит к низкой самооценки, неуверенности в себе ("У меня ничего не получится, я не смогу" и т.п.).

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным переживанием. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.п.).

Тревожный ребёнок скрывает свои желания, сдерживает свои чувства, избегает общения с людьми. Такие дети чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем, более на уроке, они могут знать весь учебный материал, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку. О таких детях складывается впечатление, что у них узкий кругозор, неразвитые учебные умения. На фоне этого ребёнок замыкается в себе, не общается с одноклассниками и старается быстрей убежать домой. Тревожность мешает ребёнку показать себя в истинном свете и создает у окружающих неверное представление об их знаниях и способностях.

Ребёнок может прятать тревожность под "маской агрессивности", так и примерность, аккуратность, дисциплинированность скромных и застенчивых детей, носят защитный характер, т. е. ребёнок делает все, чтобы избежать неудачи.

На самом деле ребёнка с повышенной тревожностью легко определить и родителям, и педагогам по соматическим и поведенческим признакам.

Соматические признаки Поведенческие признаки
- учащенное сердцебиение, жар, слабость и дрожь в ногах, дрожание и потливость рук, сухость во рту, появление неуклюжести;

- ребёнок может часто тереть нос, поправлять костюм, часто начинает подкашливать, ерзает, если сидит.

- грызет ногти, царапает руки;

- чтобы избежать неприятностей прибегает к вранью, бывает рассеянным, забывчивым;

- ребёнок может прятать свою тревожность под маску "агрессивного поведения".

Если подвести итог вышесказанному и присмотреться на характерные признаки поведения ребёнка, то можно увидеть " Портрет тревожного ребёнка".

Портрет тревожного ребёнка

  • очень напряжен и робок
  • чрезмерно беспокоен
  • часто ожидает самого худшего
  • чувствует себя беспомощным
  • высокие требования к себе, самокритичен
  • низкая самооценка

Можно предположить, что ребёнок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребёнка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребёнка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребёнке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребёнке "неудачника", заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высоко тревожными, вследствие чего они и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребёнка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребёнка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребёнка. Так, иногда "неподготовленные" родители, узнав о возникновении у ребёнка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребёнка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.

Так же формированию тревожности способствуют частые упрёки, вызывающие чувство вины (Ты себя так плохо вёл, что я заболела., Из-за тебя мы часто ссоримся с папой и т.п.)

Как же помочь своему ребёнку в преодолении тревожности? (Рекомендации)

  1. Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка. Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет), даже если взрослые очень сердиты. Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
  2. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
  3. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
  4. Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится ещё больше, а это приводит его к стрессу.
  5. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передаётся детям, вот потому, прежде чем оказывать помощь ребёнку, взрослый должен позаботиться о себе.
  6. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")
  7. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  8. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.