Создание условий для развития личности обучающихся на основе изучения иноязычной культуры

Разделы: Иностранные языки


В обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, как средства общения разных народов и культур.

Как учебный предмет, иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. И в соответствии с этим служит формированию качеств личности, её направленности на использование своего творческого потенциала в интересах решения глобальных проблем.

Что же такое личностные качества?

Личностные качества – это разновидность социально - значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. К личностным качествам мы относим также надпредметные умения и ключевые компетенции.

Личностные качества проявляются во взаимоотношениях с другими людьми. В современной школе формированию личностных качеств на уроках иностранного языка способствует применение технологии “Обучение в сотрудничестве”.

“Обучение в сотрудничестве” основано на принципах гуманистической личностно-ориентированной педагогике. Образовательный процесс должен быть организован в малых группах.

Какие же принципы организации групповой работы в данной технологии?

Позитивная взаимозависимость. ( Обучающиеся поставлены в такие условия, что задание нельзя выполнить одному. Каждый получает часть материала и вынужден сотрудничать с остальными членами группы для достижения окончательного результата).

Равное участие. ( Каждый член группы более или менее в одинаковой степени участвует в совместной работе).

Одновременное взаимодействие. (Одновременная вовлечённость всех членов группы в активную учебную деятельность).

Личная отчётность.(От каждого члена группы на том или ином этапе требуется публичное выступление, внутри группы или перед классом).

Структура “Мозговой штурм”.

Учитель предлагает обсудить проблему. В течение 3-4 минут каждый обучающийся записывает свои идеи и предложения и складывает их на середину стола, - чем больше идей, тем лучше. Обучающиеся просматривают свои идеи и вырабатывают единое мнение по данному вопросу.

Структура “Найди неверное утверждение”.

Члены каждой группы готовят карточки с утверждениями, одно из которых неверно.

По истечении времени на подготовку группа зачитывает утверждения классу или другой группе, с тем чтобы они выбрали неверное утверждение и прокомментировали его.

Группы выполняют задание и представляют свой вариант ответа авторам , авторы комментируют ответ.

Структура “Подумай-обсуди в паре-обсуди в группе.

  1. Учитель ставит проблему. Каждый обучающийся работает над проблемой.
  2. Обучающиеся каждой группы разбиваются на пары и обсуждают проблему между собой.
  3. Обсуждение переносится на группу, которая формулирует единые выводы и готовится их представить остальным.

Использование технологии “Обучение в сотрудничестве” способствует активизации и вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, формирует навыки сотрудничества для достижения поставленной цели, коммуникативные навыки, вносит разнообразие в организацию учебной деятельности на уроке, что ведёт к повышению качества образования.

.Закладывая основы иноязычного общения, иностранный язык как учебный предмет обладает большими возможностями о том, чтобы ориентировать старших школьников в мире профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике, изучение конкретных случаев находит всё большее применение в общеобразовательных и профессиональных школах. И с этой целью в процессе обучения возможно использование кейс-метода (или гарвардского метода).

Школьники сталкиваются со случаем из практики. Обучающимся необходимо понять проблемную ситуацию, обсудить её, найти альтернативное решение и обосновать его.

Школьники учатся добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения, сопоставлять и оценивать варианты решения проблемы.

Метод кейса направлен на развитие способности старших школьников решать конкретные жизненные ситуации. Применение этого метода способствует развитию критического мышления.

Случай (кейс) должен:

  • быть приближен к жизни;
  • содержать проблемы и конфликты;
  • быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей детей.
  • допускать различные варианты решения.

Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала, и здесь неоценимым помощником является внеклассная работа, которая способствует творческому развитию обучающихся.

Разнообразные конкурсы, викторины, КВНы и олимпиады помогают закрепить приобретённые знания, умения, навыки и сделать изучение предмета привлекательным.

Внеклассная работа вносит вклад в развитие следующих личностных качеств:

  • мыслительных;
  • речевых;
  • эмоционально-чувственных;
  • поведенческих;
  • коммуникативных;
  • творческих.

В конце хотелось бы отметить, что конкретная учебная информация быстро забывается, если нигде в жизни потом не применяется. Другими словами, если педагог не развивает те или иные личностные качества детей средствами учебного предмета, то его деятельность является неэффективной. Поэтому целью современной школы является развитие личностных качеств, которые необходимы человеку на протяжении всей его жизни, чтобы быть здоровым, успешным и счастливым.

Практическое применение метода кейса. (для обучающихся 9-11 классов)

На обсуждение выносится следующая ситуация: первая любовь, разочарование, депрессия. Как с этим справиться?

На первом этапе предлагается небольшой аутентичный текст “That First Love, Breaking up, and Depression” для ознакомления с проблемной ситуацией. В данном случае таковой являются пути преодоления депрессии и разочарования (последствия неудачной первой любви).

Учитель осуществляет снятие языковых трудностей ( работа с лексикой).

That First Love, Breaking up, and Depression

by Jack Merriam

Everyone has a first love, a girl or guy they are certain they’ll want to stay with forever. It’s a wonderful feeling until one day you realize that your relationship is ending. Love can be wonderful, but it can also lead to heartbreak. All great things come to an end, it is said, and when love ends, the pain one experiences can be extreme. In circumstances such as these, often one becomes depressed. Again, let me stress that these feelings are normal and thousands of teens are forced to deal with them. You are not alone! Like most teens, I had to deal with heavy depression. I couldn’t bear to hear the name “Chris” even when it was not the same person. I would burst into tears at any mention of her, even though she had been unfaithful to me. Fortunately, such pain diminishes with time. It’s necessary to forget the person you loved and to accept the fact that your relationship has come to an end. You must also accept the fact that trying to continue the relationship when the other person doesn’t want to won’t accomplish anything. Accepting these realities is extremely difficult, but there are ways to make it easier.

На втором этапе обучающиеся (в группах) ведут поисковую работу по сбору материала с целью более глубокого анализа ситуации и поиска приемлемых решений.

На третьем этапе происходит обсуждение возможных альтернативных выходов из сложившейся ситуации, их критическая оценка.

На четвёртом этапе, обучающиеся в группах сопоставляют и оценивают различные варианты.

На пятом этапе группы выдвигают свои выходы из ситуации, приводят необходимые аргументы, делаются общие выводы по классу.

На шестом этапе учитель предлагает классу сравнить их пути решения проблемы с решениями автора и обсудить их.

Here is how I overcame my depression.

First, I talked with my friends and my parents. I told them how I was feeling and they helped me a lot. My friends told me about how they had also lost loves. It felt better to know that I was not alone. Because she was my first girlfriend, I didn’t know that what I was feeling was normal after a break-up. They helped me get over the initial shock.

Mistakenly, I blamed myself. I tried to understand what I had done wrong. The truth is it wasn’t my fault. She had cheated on me, making it very clear that she didn’t love me. I felt very confused. After treating this girl like a princess during three years I knew her and the eight months we dated, I felt very hurt.

My friends could only do so much. The rest of the battle I had to fight on my own, and so I did. I released my hurt and my pain into my art. I wrote poetry, lyrics and even tried to write a couple of short stories. I took photos with my camera. I began taking music lessons. Anything to vent my hurt and confusion and anger! I knew that it wouldn’t help to feel sorry for myself. I had to vent my feelings and emotions and that’s what I did.

I watched lots of movies that made me laugh. Laughter and venting are the two best ways to beat depression. I described all of the bad feelings within me in writing, both on paper and on a computer. This worked for me. I suggest you do something similar. It will help you if you try.

However, don’t keep all the pain inside. Don’t carry it around with you. You will still be hurt and become more and more depressed. You need to release your pain.