Урок в 5-м классе "Героическое воспитание"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели урока:

  • Героико-патриотическое воспитание учащихся на примере подвига советского народа в годы Великой Отечественной войне.
  • Воспитание гражданской позиции, уважения к Родине.

Задачи урока:

  • Образовательная: совершенствовать умения и навыки в ползании по-пластунски.
  • Развивающая: содействовать развитию точности и четкости выполнения двигательных действий, способности к перевоплощению, фантазии, творческому самовыражению.
  • Воспитательная: умение работать в команде, привитие чувства долга, товарищества, патриотизма.

Метод проведения: игровой, индивидуальный, групповой.

Место проведения: спортивный зал гимназии №4.

Инвентарь:10 набивных мячей вес 1 кг., 2 самоката, 22 гимнастические палки, 6 веревочек, 12 гимнастических матов,4 пластиковые бутылки, 2 коробки, кубики с буквами, обручи, фишки.

Подготовка к уроку: до начала урока разложить весь инвентарь так, чтобы две команды могли одновременно выполнять упражнения в ходе эстафет.

Класс входит в зал под песню из кинофильма “Перчатка” “Закаляйся” музыка В. Соловьев–Седой, слова В. Лебедев-Кумач

  1. Эстафета выполняется под песню “Если завтра война”
  2. Эстафета выполняется под песню “Марш защитников Москвы” Музыка Б. Мокроусов, слова А.Сурков.
  3. Эстафета выполняется под песню “Моя Москва” музыка И.Дунаевский, слова Сергей Агранян и Марк Лисянский
  4. Эстафета выполняется под песню “У деревни Крюково погибает взвод…” музыка М.Фрадкин, слова С.Островский.
  5. Эстафета выполняется под песню “У деревни Крюково погибает взвод…” музыка М.Фрадкин, слова С.Островский.
  6. Эстафета выполняется под песню “День Победы” музыка Д. Тухманов, слова В.Харитонов.
  7. Заключительная часть урока проходит под музыку Francis Goya Romantic Guitar.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Построение, сообщение задач.

Множество нелегких испытаний выпало на долю русского народа. Но, пожалуй, не было столь тяжелого, как Великая Отечественная война 1941-1945 годов. 1418 дней и ночей продолжалась она, унеся более 27 млн. жизней.

Памяти павших, пропавших без вести, защищавших Родину от фашистских захватчиков мы посвящаем наш сегодня урок.

Но прежде нам нужно подготовить себя к испытаниям, сделать разминку.

2. Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Ходьба

- на носках, руки на поясе,

- на пятках, руки за головой,

- в приседе,

10-15м

10-15м

8-10 м

Лопатки сведены, смотреть вперед, руки строго на поясе, подняться выше на носках, на пятках: руки точно за головой, лопатки сведены,

Бег - по кругу

2-3 круга

В колонне по одному, дистанция 1 м., меняя положение рук по команде учителя. Руки вверх, в стороны, за спину, вперед, в сторону, опустить.

3. Общеразвивающие упражнения в движении (3-4мин)

I.1.Поднятся на носки +вдох, 2.опустились –выдох

II.1-2 Руки перед грудью, рывки руками

3-4 Руки в стороны

III.1-2 Правая рука вверху, левая внизу, рывки руками

3-4 Поменять

IV. 1-2 Руки перед собой вперед, мах правой

3-4 То же левой

V. 1-2 Шаг правой поворот туловища вправо

3-4 Шаг левой поворот влево

VI. 1-2 Наклон туловища, достать правой рукой носок левой ноги

3-4 Наклон туловища, достать левой рукой носок правой ноги

3-4

 

4-5

4-5

  

4-5

 

4-5

 

 

4-5

Вдох совершается животом

Руки на уровне плеч, не опускать

Руки прямые, не сгибать в локтях

 

Правая нога к левой руке, левая нога к правой руке

 

Стопы не разворачивать

 

 

 Ноги в коленях не сгибать

II. Основная часть.

1. Деление класса на две команды. Название команды. Команды расположены на матах.

2. Слова учителя.

Мы – жители Подмосковья, мы любим свой край, его историю.

Московская битва занимает в истории страны особое место. Она стала поворотным пунктом в тяжелой войне.

На защиту столицы поднялось все ее население. Тысячи добровольцев отправились на строительство оборонительных сооружений. Москвичи сформировали 12 ополченческих дивизий. Чем ближе враг подходил к Москве, тем упорнее становилась ее оборона.

Сейчас ребята вам предстоит установка “ежей”. Двое учащихся берут три гимнастические палки, веревочку и бегут к указанному месту. Там связывают палки, устанавливают их как “еж”, возвращаются назад, следующие участники делают тоже.

3. Слова учителя.

20-го октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды “ежей” (мы с вами их установили), и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. В небе летали аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры (Большой театр, Мавзолей) были замаскированы под жилые дома. Как потом подсчитали, из ста самолетов долетали только два или три.

Сейчас мы будем с вами устанавливать противопехотные мины. Участник эстафеты подбегает, берет набивной мяч и бежит с ним к указанному месту, оставляя “мину”. Возвращается назад, передает эстафету следующему участнику.

 

4. Слова учителя.

В течение 16 ноября 1941 года, солдаты, защищавшие нашу столицу, отразили несколько атак гитлеровцев, рвавшихся по Волоколамскому шоссе. У разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг. Как рассказывал один из участников боя, позиции полка с утра подвергались сильной бомбежке с воздуха, не успел рассеяться дым от разрыва бомб, как в атаку двинулись фашистские автоматчики. Но бойцы отбили ее дружным огнем. Когда противник бросил в бой 20 танков, один из защитников сказал: “Не так уж страшно, меньше, чем по танку на человека”. Отважные воины отразили и эту атаку, уничтожив 14 машин. Снова донесся шум моторов. На этот раз атаковали уже 30 танков. Сила была на стороне фашистов. “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!” - воскликнул В.Г.Клочков. 4 часа длился бой. Враг потерял 18 танков и много солдат, но пройти к Москве ему не удалось. Битва под Москвой показала, что фашистскую армию можно победить.

Мы сейчас немножко побудем панфиловцами, вам придется ползти по-пластунски, бросать бутылки с “зажигательной смесью” в “танк”. После броска подобрать бутылки, положить их на место и бегом назад для передачи эстафеты.

5. Слова учителя.

Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье – умереть за свой народ” помнят многие. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. Во вражеском плену, на фашистской дыбе, не выдав своих товарищей-партизан, умерла разведчица Зоя Космодемьянская.

“Нас босыми по снегу водили на допрос и пытку из тюрьмы… Все равно: Враги не победили! В этой битве победили МЫ!”.

И сейчас мы с вами совершим рейд в тыл врага. Проезжая на самокате по минному полю под “ежами” и вернуться назад.

6. Слова учителя.

6 ноября 1941 года, когда весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы под Москвой, войска западного и Юго-Западного фронтов перешли в контрнаступление. Враг не ожидал подобных действий. Таким образом, советские войска ликвидировали угрозу Москве, отбросив противника на 100-250 км.

Мы сейчас с вами тоже пойдем в наступление. А для этого надо разминировать поле для наших солдат и техники. Собираем “мины” и “ежи”.

7. Слова учителя.

Разгром немцев под Москвой готовила вся страна.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!

Окончательно был сорван гитлеровский план молниеносной войны, развеян миф о непобедимости фашистской армии.

Нам с вами предстоит собрать слово “ПОБЕДА” из букв, которые есть на кубиках. Кубики ставить так, чтобы слово читалось сверху вниз.

III. Заключительная часть.

1. Давайте с вами вместе встанем в круг и возьмемся за руки. Выполняем следующие упражнения.

И.п. – о.с. Вдох – медленно поднимая руки вверх, задержка дыхания.

Выдох – приглушенный звук ХА через рот, наклониться всем корпусом и расслабить мышцы рук.

И.п. – стоя ноги на ширине плеч.

Медленно поднять руки и развести в стороны и вверх.

“Представьте над головой голубое небо и солнце. Тянитесь навстречу его ласковым теплым лучам. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего тела, и оно наливается силой, энергией.

Собираем ладошками лучики солнца, медленно сводя ладони.

и.п. – стоя, руки на область сердца – вдох

Выдох – руки вперед, послать тепло своего сердца друзьям. Послать лучики своего солнышка – сердца всем людям.

2. Спасибо всем за урок. Давайте поблагодарим друг друга. До свидания.

3. Уход из зала.

Результаты: Ребята познакомились с историей своего края, с основными моментами обороны нашей столицы - города Москвы, с героизмом и отвагой советских людей. Командиры сами определяли состав игроков в эстафете, без подсказки учителя. Учащиеся выбрали командиров и охотно подчинялись им, прислушивались к их советам. Это говорит о том, они правильно выбрали командиров. Обе команды действовали как одно целое, не былое разногласий.