Искусство – универсальный язык мира

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • раскрыть богатство, разнообразие, сущность искусства.
  • познакомить учащихся с видами искусства, деятелями искусства и актуальным искусством современности.

Задачи:

  • Обучающая - создать необходимые условия для развития творческого потенциала детей, мотивацию к творчеству, овладеть знаниями основ искусства, сформировать эстетические потребности детей.
  • Развивающая - развитие у детей образного мышления, воображения, новых идей смысл которых может быть использован в жизни. Формирует эстетическую направленность, понимание прекрасного в окружающем мире, развитие творческих способностей детей, их способность излагать свои идеи, мысли, чувства и оценивать своих друзей и одногруппников.
  • Воспитательная - воспитание интереса к живописи, скульптуре, декоративно -прикладному искусству, литературе, кино и другим видам искусства, отношение детей к эстетической, моральной, нравственной стороне искусства. Воспитание бережного отношения к мировым произведениям культуры и патриотическое отношение к сохранению национального достояния отечественного искусства.

Оборудование:

  • для преподавателя: ПК, наглядный материал, раздаточный материал, мультимедийный проектор.
  • для учащихся: карандаши, фломастеры, бумага А3, ластики, скрепки, пластилин, ручки.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение нового материала)
  • практический (отработка навыков)

План урока:

  1. организационный момент (проверка готовности к занятию)
  2. актуализация знаний (фронтальный опрос)
  3. формулирование темы, целей урока. План лекции.
  4. основная часть (изложение нового материала)
  5. закрепление (практическое задание)
  6. рефлексия
  7. итоги урока, домашнее задание

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос):

- Что такое искусствознание, художественный образ,

3. Формулирование темы, целей урока. План лекции.

4. Основная часть. Лекция с элементами беседы и представлением презентации.

- Давайте разберемся, что такое искусство, в чем его сущность и какие существуют виды искусств. (слайды 3-11),.

Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство является одним из способов познания. В наиболее широком смысле слова, искусство - это продукт доставляющий эстетическое удовольствие. Произведения искусства начали создавать еще в доисторическом мире. Наскальные рисунки были найдены в пещерах, самые поздние обычно датируются примерно 500 г. до н. э. Пирамиды в Древнем Египте (единственное сохранившееся чудо света) датируется 2500 г. до н.э., остальные шесть чудес света так же были созданы еще во времена мифов и легенд о мифических героях и чудищах: сады Семирамиды, Александрийский маяк, мавзолей царя Мавзола, храм богини Артемиды в городе Эфес, статуя Колосса Родосского на греческом острове Родос и огромная статую бога Зевса в Олимпии. Так же историки связывают появление искусства с обрядами, ритуалами, играми. Основы искусства в современном понимании этого слова были заложены древними цивилизациями: египетской, греческой, вавилонской, персидской, китайской и другими. Каждый из упомянутых центров ранних цивилизаций создал собственный уникальный стиль в искусстве, который пережил века и оказывал свое влияние на позднейшие культуры. Они же оставили первые описания работы художников. Например, древнегреческие мастера во многом превзошли прочих в изображении человеческого тела и умели показать мускулатуру, осанку, правильные пропорции и красоту натуры. Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя деятельность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир.[1] Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Выделяют следующие виды искусства: архитектура, живопись, литература, театр, балет, цирк, кино, эстрада, музыка, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.). Теперь предлагаю разобрать каждый вид искусства в по отдельности.

Архитектура: - (от др.греч.  - старший, главный и др.греч. - строитель, плотник) искусство проектировать и строить здания и сооружения. Так же принято называть архитектурой сами здания, внешний вид и их облик. Исторические цивилизации часто судят только по своим архитектурным достижениям. Архитектуру относят к неизобразительным видам искусства, по способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим). В середине 20 века  архитектурная профессия разделилась на две ветви: "объёмное проектирование" (которое ведает проектированием зданий - "объёмов"), и "градостроительство" (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов). Градостроительство - раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы. В центре Москвы, на холме напротив Кремля высится дом Пашкова - творение В.И. Баженова(русский архитектор), здание, которое до сих пор считается одним из самых красивых в столице. Известно, что про проекту Баженова в Москве построен Румянцевский музей, а также были выстроены и все постройки усадьбы Царицыно, почти полностью снесенные впоследствии, и перестроены, остались лишь мосты и несколько строений.

Живопись: - один из древнейших видов изобразительного искусства, вид академических искусств, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок  на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Первые рисунки датируются 500 г. до н.э. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен и т. д. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и другие. Основные технические разновидности - масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений. Алексей Константинович Саврасов (1830-1897) мастер лирического пейзажа, его знаменитая картина "грачи прилетели" известна каждому школьнику. Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926). Мастер- живописец, портретист пейзажист, театральный художник. Его творчество чаще всего было посвящено русскому фольклору, он создавал полотна на тему русской истории, народных сказаний и былин. Некоторое время работал и для театра создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам. Хорошо известные работы: "Три богатыря", "После побоища Игоря Святославовича с половцами", "Алёнушка", "Иван-царевич на сером волке".

Литература: К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц - иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об энциклопедии но все-таки определённой). К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетических и синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного. Интересные факты о литературе : Сказка "Мудрец из страны Оз" американского писателя Фрэнка Баума не издавалась на русском языке до 1991 года. В конце 30-х годов Александр Волков, который по образованию был математиком и преподавал эту науку в одном из московских институтов, стал изучать английский язык и для практики решил перевести эту книгу, чтобы пересказать её своим детям. Тем очень понравилось, они стали требовать продолжения, и Волков помимо перевода начал придумывать что-то от себя. Так было положено начало его литературному пути, результатом которого стал "Волшебник изумрудного города" и много других сказок о Волшебной стране. В 1969 году вышел роман французского писателя Жоржа Перека "La disparition". Одной из ключевых особенностей романа стало то, что в нём не было ни одной буквы e - самой употребляемой буквы во французском языке. По такому же принципу - без буквы e - книга была переведена на английский, немецкий и итальянский языки. В 2005 году роман вышел на русском в переводе Валерия Кислова под названием "Исчезание". В этом варианте нельзя встретить букву о, так как именно она является самой частой в русском языке.

Театр. Балет. Цирк. Кино.

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Основа театра - драматургия. Театр это взаимодействие всех видов искусств: музыка, фото, архитектура, литература и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году, первоначальное название - "Русский для представлений трагедий и комедий театр", в последствии получил статус придворного. Сейчас Александри?нский театр, он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина- санкт- петербуржский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени.

Балет - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет(либретто). Балет зародился в Италии в 16 веке. Первый балет назывался "Комедийный балет королевы" (или "Церцея"), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы. Во второй половине 17 века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине 18 века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером. В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" точно выражала характеры его героев. "Лебединое озеро"- в основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна - рыцаря Ротбарта. Самой главной балериной России считается Майя Михайловна Плисецкая, "Лебединое озеро" стало главным балетом в ее жизни, а станцевала она его более восьмисот раз на протяжении тридцати лет. С "Лебединым" объехала весь мир.

Цирк - лат.circus  - круг. Вид зрелищного искусства, по законам которого строиться развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений. Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы,  клоунады, реприза, исключительных способностей, часто связанных с риском (шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, прыжки), дрессированных животных. Цирковая группа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, ранее большую роль в истории жанра играл бродячий цирк. Международный День Цирка отмечается 17 апреля.

Кино - вид художественного творчества, сформировавшийся на технической основе кинематографии. Киноискусство -составная часть искусства экрана, включающего и производящего, основана на средствах аудиовизуальной коммуникации: телевидение, видеокассетах и видеодисках, голографии и др., которые могут служить и формами распространения кинофильмов. Первое кино- немое. Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) - текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории. Звук стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов, когда в США, Германии и СССР были созданы пригодные для широкого использования системы звукового сопровождения фильмов

Эстрада и музыка.

Эстрада - первоначально разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий такие направления, как пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, клоунада. Артистов, выступающих в эстрадном жанре, называют артисты эстрады, эстрадные артисты. Российская эстрада в настоящее время представляет собой разнообразную группу творческих лиц, представляющих как эстрадно-песенный жанр, так и иные жанры сценического искусства.

Музыка - В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека - ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки. Знаменитая фигура российской музыки и эстрады: Ф.И. Шаляпин российский певец (бас), народный артист. С ранних лет увлекался театром, пел в архиерейском хоре. Шаляпин поднял на небывалую высоту русское реалистическое музыкально-драматическое искусство. Он сочетал в себе дар певца и драматического актера. Созданные им образы отличались единством вокального и сценического рисунка. Артист обладал редким даром перевоплощения. Ему аккомпанировали первоклассные пианисты, особенно славился дуэт Шаляпина с Рахманиновым.

Фотоискусство. Скульптура.

Фотоискусство (фотография) - желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства -фотографию. Основой для изобретения послужило наблюдение греческого ученого Аристотеля в IV веке до н.э. он описал интересное явление: свет, проходящий через маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном. Изображение получается перевернутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажений. В конце X века н.э в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura ("темная комната")- приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. Ее конструкция менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Это только потом камеру оснастили собирающийся линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. Говоря о технических достижениях в фотографии можно сказать о Российских изобретателях. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения. Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная изобретательность, особый взгляд и особое видение, позволяющие отличать достойное внимание от внешнего, случайного, неполного. Фотография от греч.- пишу светом, техника рисования светом. Первое закрепленное изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом. Выделяют пленочную, цифровую, электрографическую фотографии. Цветные и черно-белые.

Скульптура - (лат. от sculpo - вырезаю, высекаю) -ваяние, пластика -вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Существуют различные формы изображения скульптуры: круглая т.е. трехмерная, допускающая обход и восприятие со всех сторон, имеет измерение по высоте, ширине, толщине; рельеф - скульптура на плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений и рассматривается только спереди. В свою очередь первая из изобразительных форм скульптуры имеет следующие разновидности: статуя (изображение отдельной фигуры, иногда с введением элементов сюжетной обстановки), бюст (погрудное изображение человека), скульптурная группа (объединение в одной композиции нескольких фигур, связанных общим сюжетом и общим характером пластики), скульптура малых форм (скульптура небольших размеров, выполненная из мрамора, камня, дерева, бронзы, кости и т.д. Как правило, в такой скульптуре применяется цвет).В мифологии сохранилась интересная легенда о скульпторе по имени Пигмалион, жившим когда-то очень давно в Древней Греции. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Долгие годы он создавал статую девушки, которую назвал Галатея. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила. Афродита (богиня любви и красоты) сжалилась над ним и осуществила его мечту, оживила статую.

Декоративно-прикладное искусство: от лат. decoro - украшаю, Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).[2]

Аэрография, граффити, боди-арт, трехмерная графика:

Аэрография- это техника нанесения рисунка при помощи аэрографа на поверхность: автомобиля, мотоцикла, сноуборда, защитного шлема, системного блока компьютера, мобильного телефона и т.д. Технологию, по которой краска наносится на автомобиль, придумал и запатентовал в 1878 году американский ювелир Эбнер Пилер. Из нескольких старых трубок, швейной иглы и самодельного ручного компрессора он смастерил первый распылитель водорастворимой краски и в качестве отдыха от возни с алмазной крошкой и золотой стружкой в своей мастерской рисовал с помощью этого инструмента пейзажи родного штата Айова. Права на его изобретение купила фирма Liberty Walkup, которая в 1884-м занялась "раскруткой" нового способа живописи, названного "аэрографией", и продажей первых моделей распылителей, получивших название airbrush (воздушная кисть). Вскоре фотографы всего мира активно использовали airbrush для ретуши или раскрашивания черно-белых снимков. Роспись автомобилей В Америке началась в 40-х. В Россию автомобильная аэрография добралась лишь к середине 80-х годов, зато всего за несколько лет прошла все стадии взросления и развития, от напыления из баллончика сквозь трафарет одноцветных драконов до полного художественного оформления автомобиля с помощью профессиональной airbrush-аппаратуры.

Граффити - от итал. graffito- изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия "граффити" и "дипинти". Если последнее обозначает надписи краской, то "граффити" - процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare - "царапать").В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.

Боди-арт - необычный вид искусства росписи красками. А особенность его состоит в том, что украшается таким образом тело человека, разумеется прекрасное и обнаженное. Боди-арт - востребованное в наше время, но при этом очень древнее искусство, тесно связанное с религией и историей многих стран. К примеру войны украшали свои тела в боях, женщины для привлечения мужчин. Тема росписи для боди-арта не ограничена - от самых незатейливых и естественных картинок (растения, животные, элементы одежды и природные стихии) до наимоднейших этнических орнаментов, которыми покрывают все тело, как на фестивалях боди-арта, или изящно украшают какую-то его часть. Искусство росписи по теле сейчас приобрело популярность(татуировки, татуаж).

Трехмерная графика- Трёхмерное изображение на плоскости отличается от двумерного тем, что включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ. При этом модель может, как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган), так и быть полностью абстрактной (проекция четырёхмерного фрактала). Наиболее применима в кинематографе, телевидении, компьютерных играх, науке и промышленности.

Социальные роли искусства: воспитательная, средство коммуникации, как развлечение, искусство ради политических перемен, для психотерапии, для пропаганды или коммерциализации, познания окружающего, ритуальная, развития воображения.

5. Закрепление. Практическая задание.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека, в ходе жеребьевки каждая команда вытягивает задание, соответствующее определенному виду искусства. А) живопись - на рисунке изображен человек, смотрящий на картину. (Студентам на листе формата А3 предстоит нарисовать, что, по их мнению, человек видит на картине. Б) архитектура - группе выдаются ластики, скрепки,и с помощью этих предметов они должны, включив свое воображение, придумать архитектурное изобретение (это может быть лестница, детская песочница, представляющая собой обычный квадрат, скворечник и т.п.). В) литература: учащимся выдается известное стихотворение, написанное не до конца. Им предстоит либо вспомнить его и дописать или конец придумать самим.(пример: "Скажи-ка дядя, ведь не даром...", "У лукоморья дуб зеленый:") Г) декоративно-прикладное искусство - выдаются небольшие заготовки (маленькие матрешки, дощечки, ложки), которые должны расписать фломастерами, маркерами и т.п.

Приложение.

Проверка задания, оценивание работ и выявление наиболее интересной.

6. Рефлексия

7. Итоги урока.

Домашнее задание: подготовить сообщения о любом виде искусства или о великом деятеле одного из видов искусства.

  1. http://mesotes.narod.ru/lifshiz/vme/vme-3.htm
  2. Большая советская энциклопедия.