Цели:
- Сформировать мотивацию к обучению и познанию данной темы через метапредметную связь.
- Организовать совместную деятельность для решения конкретных проблем.
- Способствовать развитию орфографической зоркости, совершенствовать умение разбирать глагол как часть речи, совершенствовать каллиграфические навыки.
- Развивать критическое мышление, коммуникативные способности, проводить самоанализ.
- Воспитывать умение слушать и уважать другое мнение, расширять кругозор;
Оборудование: картинка грача, карточки со словами, картина Саврасова "Грачи прилетели", кластеры, ракеты, карточки для проверки.
I. Организационный момент.
1) Приветствие
2) Запись числа, классной работы
- Кто изображен на картинке?
- Как пишется слово грач?
- Что это за птица?
- Кто может назвать картину знаменитого художника с изображением этих птиц?
- Вспомните пословицы о граче.
- Как вы относитесь к птицам?
- Подумайте почему я завела речь о этой птице?
- Какой сегодня день? (День который на Руси зовётся - День Герасима Грачевника.
Этот день совпал со временем прилёта грачей. По поведению птиц судили о весне. Существовала примета: если грачи на старые гнёзда летят - весна будет дружная.)
Попробуем перефразировать примету. Продолжите мысль.
Наш урок русского языка удастся, если :
II. Орфографическая минутка и индивидуальная работа по карточкам
От тш ум ел ли
Попробуйте составить слово, используя данные соединения букв.
- Составьте устно простое предложение, с однородными членами используя это слово.
- Запишите данное предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы.
Отшумели все м.тели и м.розы (не)трещ:т.
- О каком времени года идет речь?
- Какая орфограмма в слове весна? Как проверить безударную гласную в корне?
- Попробуем разобрать это предложение по косточкам.
- Что означает данный фразеологизм? (Разобрать подробно, обстоятельно, по мелочам.)
- Выделить орфограммы и разобрать предложение, то есть выполнить синтаксический разбор и сделать схему.
- Что объединяет слова: отшумели, не трещат.
(Часть речи - глагол, II спр., множественное число).
- Чем различаются?
(Значением, формой времени, видом).
III. Физминутка.
VI. Работа в группах.
- Найти лишнее слово и выполнить морфологический разбор этого слова.
I группа II группа | III группа IV группа |
счас..ливый | у д:машн: очага (Р.п.) |
капус..ный | под ос:нн: дождем (Т.п.) |
наез..ник | по гла:кой дороге (Д.п.) |
звез..ный |
Проверка работы групп.
- Что мы указываем сначала, выполняя морфологический разбор? Что такое начальная форма существительного?
- Как проверить безударную гласную в окончании имен прилагательных?
Исправьте ошибки:
Наездник по гладкой [глаткай]
- Разбор какой части речи не провели? Чем будем заниматься на уроке?
Сформулируйте и запишите тему: разбор глагола, как части речи.
V. Блиц опрос:
- Что такое глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Какие постоянные признаки есть у глагола?
- Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?
- Что помогало вам при разборе существительных и прилагательных? (Нам помогал кластер).
- Поработайте в группах и предложите свой вариант кластера, помогающий при разборе глагола.
- Давайте попытаемся выполнить разбор глагола, как части речи с опорой на кластер.
VI. Работа по учебнику. Упр. 271 стр.82
Работа по образцу (устно).
Светлеет - (что делает?) неопр.ф.светлеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое
Комментированное письмо.
Яснеет - (что делает?) неопр.ф.яснеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое
Работа в группах
Белеют - (что делают?) неопр.ф.белеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое
Работа в парах
Зеленеют - (что делают?) неопр.ф.зеленеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое
Индивидуальная работа
Всплывает - (что делает?) неопр.ф.всплывать, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое
VII. Физминутка.
Я называю глагол, вы выполняете действие.
VIII. Закрепление пройденного материала.
1. Самостоятельная работа с самопроверкой.
На выбор 2 глагола. Упр. 272 стр.78
Идёте - (что делаете?) неопр.ф.идти, гл., 1 спр., наст.вр., 2-е л., мн.ч., сказуемое
Яснеет - (что делает?) неопр.ф.яснеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое
Восходит - (что делает?) неопр.ф.восходить, гл., 2 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое
Мелькают - (что делают?) неопр.ф.мелькать, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое
2. групповая работа
Составьте синквейн - глагол.
IX. Итог.
- Почему при разборе глагола как части речи сначала указывают спряжение, а потом время, число, лицо.
- У кого возникли трудности?
- А теперь начнем подготавливаться к математике и обратимся к цифрам.
Завтра 18 марта 2011года, сколько лет исполняется с того момента, как впервые наш космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос (46 лет). Это был прорыв. Мы были первые в мире, покорившие космос. И, сейчас, спустя 46 лет мы гордимся теми людьми, которые столько сделали для России.
- Я горжусь вашей работой на уроке.
- Настало время, вам оцените свои достижения на уроке, индивидуальную работу покажите в иллюминаторах, а работу вашей группы - в носовой части ракеты. Чья же ракета достигла сегодня наивысших высот? А кто еще должен тренироваться?
X. Домашнее задание.
Упр.153 (дидактический материал)