Урок литературного чтения. Стихотворение "Родине". С.Д. Дрожин

Разделы: Начальная школа


Концептуальная цель: формирование активного читателя, владеющего навыками чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книг.

Стратегическая цель: Развитие выразительности речи.

Задачи:

  • Продолжить работу над поэтическими произведениями о Родине;
  • Воспитание патриотических чувств;
  • Развитие потребности в чтении, поиске нового о нашем городе.

Проблемный вопрос: Что воспевает в своем стихотворении С.Д.Дрожжин?

Варианты решения:

Любовь к родине.
Гордость за родную землю.
Любовь к русской природе.

Тезис:

“Как не гордится мне тобой, о Родина моя!”
С.Д. Дрожжин

Ход урока

У. Слова бывают разные : веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово, что это за слово. Предлагаю отгадать кроссворд.

(Приложение 1.) (Слайд 1)

  1. Течет, течет не вытечет
    бежит, бежит не выбежит. (Река.)
  2. Про какое дерево говорят:
    “Мерзнет, дрожит на ветру”. (Осина.)
  3. Живет в лесу работник
    лесной носатый плотник. (дятел.)
  4. Вежливое слово. (Спасибо.)
  5. Место, где лежат карандаши,
    ручки. (Пенал.)
  6. Белые сапожки,
    зеленые сережки. (Береза.) (Слайд 2)

По вертикали в выделенных клетках читаем слово “Родина”.

(Слайд 3)

Откуда произошло слово Родина?

Послушаем ответ.

Дети. Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода.

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над поэтическими произведениями о Родине, поработаем над выразительностью речи, продолжим работу над умением слушать друг – друга.

Автор стихотворения, которое мы будем изучать

Спиридон Дмитриевич Дрожжин.( портрет), познакомимся поэтами- земляками.

(Слайд 4)

Дети. Спиридон Дмитриевич Дрожжин – поэт – самоучка, учился у деревенского дьячка грамоте “ две неполных зимы”, а в12 лет отправлен родителями из родного села на заработки в Петербург, здесь он был постоянным читателем библиотеки.

С 16 лет пробует писать стихи, в 1873 г. Появилась первая публикация в журнале “Грамотей” Позже стихи Дрожжина пользовались большой популярностью, их издавали для детского чтения.

Чтение стихотворения учителем. (Под музыку.)

– Каковы ваши впечатления от прочитанного.

Прежде чем читать самостоятельно проведем словарно – лексическую работу. (Работа с толковым словарем Ожегова по рядам.)

Молитвенно чарующий приветный

Чтение детьми самостоятельно жужжащим чтением, соблюдая паузы, интонационно правильно.

(После прочтения.)

– Как поэт относится к Родине? Докажите словами автора.
– Какие слова находит, чтоб передать чувства?
– Какое настроение выразите при чтении?

(Какие знаки препинания помогают?)

Выразительное чтение учащимися по четверостишиям.

Тезис: (Слайд 5)

“Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!”

Что воспевал в своих стихах Спиридон Дмитриевич Дрожжин?

Варианты детей.

Оптимальный вариант _______(Слайд 6)

Учитель. Родина – это и отечество, страна и место рождения человека.

(Под музыку показ слайдов и отрывок стихотворения “Салехард” Р.Ругина в исполнении ученицы.)

(Слайд 7)

Еле – еле на карте достанешь рукой:
Возле северной кромки страны,
У Ангальского мыса, Шайтанкой – рекой
Разделенный на две стороны.

Встал мой город , раскинув два сильных крыла. (Слайд 8)
Он , конечно, поменьше Москвы.
Если я вам скажу: “Он похож на орла”,-
Улыбнетесь , наверное ,вы.

Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат – (Слайд 9, 10)
Старший брат, как у нас говорят,
Здесь живут и грядущее вместе творят
И сквозь время дорогу торят.

Будь же счастлив, мой город, на этом пути –
Переживший века, молодой,
И отважных зови, и на карте свети
Негасимой Полярной звездой.

Учитель. И о нашей родной земле Салехарде сложены стихи, песни. Их авторы наши земляки, их стихи пронизаны любовью к своей малой родине.

– Чьи фамилии вы можете назвать?

(Ответы детей.)

(Слайд 12)

Иван ИСТОМИНписатель, член Союза писателей СССР, первый певец Ямальского Севера.

Иван Григорьевич Истомин родился 7 февраля 1917 года в селе Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в семье коми-рыбака.

(Слайд 13)

Роман РУГИНписатель и общественный деятель, Почетный гражданин г. Салехарда Ямало-Ненецкого АО, главный редактор журнала “Ямальский меридиан”, член Союза писателей СССР, Лауреат литературной премии Союза писателей России, академик, автор 30 книг стихов и прозы.

(Слайд 14)

Роман Прокопьевич Ругин родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье обского ханты. В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище,

Леонид Васильевич Лапцуй (1932–1982 г.г.) родился 28 февраля 1932 года в Ямальской тундре в стойбище близ озера Ярото, неподалеку от поселка Новый Порт Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье ненца, оленевода и охотника. Родители Л. Лапцуя до установления Советской власти на Крайнем Севере батрачили на местных богатеев – кулаков, старейшин и князьков, одними из первых вступили в колхоз “Красный рыбак” Ямальского района.

Рано оставшийся без отца, Леонид начал зарабатывать на жизнь с десяти лет – работал оленеводом, охотничал, рыбачил. В 1951 году окончил Новопортовскую семилетнюю школу, а в 1954 году – Салехардское медицинское училище, получил специальность фельдшера.

Познакомился с И. Истоминым, который стал его литературным наставником. Леонид Лапцуй посвятил Истомину поэму “Ири”.

Стихи этих авторов вы можете прочитать в сборниках стихов, в книге “Северные родники”

(Показ выставки книг из школьной библиотеки.)

Учитель. если сегодня почувствовали гордость и радость от того, что живете на Русской земле, то наш урок не прошел напрасно.

Подумайте, что больше понравилось на уроке, что больше тронуло вас. А теперь выберите домашнее задание.

(Слайд 15)

Д\З.

  1. Выразительное чтение стихотворения С. Д. Дрожжина
  2. Выучи любое стихотворение о Родине.
  3. Выразите свои чувства в сочинении о Родине, или попробуйте сочинить свое стихотворение.

Внимание

 

 

Творческое воображение, осознанность понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать.

 

 

 

Постановка цели, задачи.

 

 

 

Речь, внимание

 

 

 

 

Умение слушать, внимание, эмоционально-чувственное восприятие.

Развитие речи, умение пользоваться словарем

 

 

Техника чтения, образное восприятие

 

 

 

Развитие речи, образное мышление

Умение слушать, выразительность речи

 

Мышление, речь

 

 

 

Чувственное восприятие, патриотизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самокритичность

Дисциплинированность, ответственность

Приложение 2. Салехардский вальс.