Пояснительная записка.
Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения,
знания, обычаи, традиции народа. Под словом “культура” воспринимается абсолютно
все, созданное человеком. В наши дни самобытные традиции татарского народного
искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся
научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи
Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими
культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов
существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и
художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники
создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне. Например, в
1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил
первую премию за ювелирное изделие – хасите. Изучая изделия народного
творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике
бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную
инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием.
Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру
Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее.
Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что
может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой
деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном
объеме познать традиции других народов.
Программа “Национальная культура народов Татарстана” рассчитана на 1 год обучения с учащимися 5–6-х классов, занимающихся изучением культуру народов Татарстана. Объединение имеет непосредственную связь с учебными предметами, как татарский язык и татарская литература. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 35 часов (1 час в неделю).
Цель программы: заинтересовать учащихся развитием национальной культуры Татарстана.
Задачи:
- Познакомить обучающихся государственными символами, народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории нашей республики.
- Приучить учащихся к поисковой деятельности.
- Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому Татарстана.
- Воспитывать у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов Татарстана
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Основные направления деятельности:
Учебная – получение школьниками новых знаний о Республике Татарстан;
Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;
Воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Условия реализации программы и прогнозируемые результаты.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры;
- работа в библиотеке с дополнительной литературой;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии;
- беседы;
- итоговой концерт.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.
Ожидаемые результаты работы.
В результате реализации данной программы учащиеся:
- Научатся работать с информацией, определять ее источник.
- Больше узнают о своей Родине, о традициях, праздниках.
Учебно-тематический план программы “Национальная культура народов Татарстана”.
№ раздела | Название раздела | Форма занятия | Количество часов, в т.ч. | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Мой край богатый и красивый, мой Татарстан. | Вводный урок-лекция. Компьютерная презентация. | 1 | 1 | |
2 | Татарстан – многонациональная республика. | Лекция. Практическая работа |
2 | 1 | 1 |
3 | Государственные символы Республики Татарстан. | Беседа. Компьютерная презентация. |
2 | 1 | 1 |
4 | О, Казань… Красотою своей мое сердце не рань. Экскурсия в город Казань. |
Работа с книгами. Просмотр фильмов о городе Казани: “Тысячелетняя Казань”, “Реальная сказка”. |
2 | 1 | 1 |
5 | Чистополь – родной мой город. | Фото выставка. Просмотр фильма: “Чистополь через 20
лет”. Проектная работа. |
3 | 2 | 1 |
6 | Устное народное творчество. Татарский фольклор. Творчество Н. Исанбета. | Работа в библиотеке с книгами. Поисковая работа | 3 | 2 | 1 |
7 | Народные праздники и народные традиции. | Компьютерная презентация. Творческие работы. Защита проектов. |
3 | 1 | 2 |
8 | Декоративно-прикладное искусство. Ювелирные украшения
татар. Татарская вышивка. |
Презентация “Орнамент казанских татар”. Экскурсия в “Бабушкин сундук”. |
2 | 1 | 1 |
9 | Национальные костюмы народов Татарстана. | Обзорная лекция. Презентация “Национальная одежда”. Игра “Наряжаем куклы”. |
2 | 1 | 1 |
10 | Татарская национальная кухня: традиции и обычаи. | Компьютерная презентация “Татарская кухня”. Поисковая работа. Защита проектов. |
2 | 1 | 1 |
11 | Приходите к нам на чай. | Чаепитие за дружным столом. | 1 | 1 | |
12 | Изобразительное искусство, музеи Татарстана.
Творчество Б.Урманче |
Лекция. Компьютерная презентация, фото и видео выставка. |
3 | 1 | 1 |
13 | Музыкальная культура Татарстана. Татарская музыка. |
Аудио и видео записи. Изучение детских песен. |
3 | 1 | 2 |
14 | Театр – и зрелище, и школа для народа. Казань– город театров. |
Фото выставка. Компьютерная презентация. Поисковая работа. |
5 | 2 | 3 |
15 | Концерт | Творчество учащихся. Песни, стихи, театральная постановка. | 1 | 1 |
Программное содержание.
Тема 1. Мой край богатый и красивый, мой Татарстан.
Рассказ о первом и действующем президенте.
Краткая информация о населении, о природных богатствах, о реках и о городах РТ.
Тема 2. Татарстан – многонациональная республика.
Конституция Татарстана. Национальный состав. Представители более 108
национальностей, живущих в РТ
Тема 3. Государственные символы РТ
Государственные символы – герб, флаг, гимн. История происхождения, авторы,
их описание, значение.
Тема 4. О, Казань…
Красотою своей мое сердце не рань. Экскурсия в город Казань.
Происхождение слово Казань. Легенды о Казани. Памятные и исторические места
Казани. Просмотр фильмов о городе Казани: “Тысячелетняя Казань”, “Реальная
сказка”.
Тема 5. Чистополь – родной мой город.
Памятные и исторические места Чистополя. Экскурсия в будущее города
Чистополя. Просмотр фильма “Чистополь через 20 лет”. Сочинение рассказа “ Как мы
представим наш город через 100 лет”
Тема 6. Устное народное творчество. Татарский фольклор.
Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор.
Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки
и прибаутки. Творчество Н. Исанбета.
Тема 7. Народные праздники и народные традиции.
Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника.
География распространения. Национальные праздники Навруз, Сомбелэ, Нардуган.
Тема 8. Декоративно-прикладное искусство.
Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы
татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти.
Техника вышивания.
Тема 9. Костюмы народов Татарстана.
Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды. Обувь. Головные
уборы.
Тема 10. Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.
Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни
традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Татарстана
чак-чак.
Тема 11. Приходите к нам на чай
Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом.
Тема 12. Изобразительное искусство, музеи Татарстана.
Национальный музей РТ. Государственный музей изобразительного искусства в
Казани. Музеи, посвященные знаменитым людям Татарстана. Биография, творчество
великого татарского художника Бакый Урманче .
Тема 13. Музыкальная культура Татарстана.
Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай.
Татарские композиторы Р.Яхин, Сара Садыйкова, Салих Сайдашев, Луиза
Батыр-Болгари.
Тема 14. Театр – и зрелище, и школа для народа.
Рождение татарского театра “Сайяр”. Казань– город театров. (В Татарстане
работают 14 театров, из них 7 в Казани).
Тема 15. Концерт.
Песни и стихи. Театральная постановка.
Использованная литература:
- Айрат Арсланов. Студия “Гульзада”. “Шанлы Казан”.
- Ренат Бикбулатов. Казань – Знаменитые люди. Книга первая. Издательство “Заман” 2003.
- М. А. Валиуллин. Балачак илендэ Казань – 2009.
- Л.И. Минхазева. Татар балалар эдэбияты. Казан: ТО “Хэтер” нэшрияты, 2003.
- К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф”2000;Исанбет Наки Сиразиевич. Избранные произведения ТРИ “Хэтер”, 2007.
- Ф. Хузин. “Средневековая Казань”. Татарское книжное издательство, 2004.
- Л.А.Харисова. “Культура народов Татарстана”. Издательство “Магариф”, 2005.
- Р.Яхин. Фоноуроки. РТ НТП “Школьник”.
- Путешествие по столице Татарстана. Редакционно-издательский центр “Титул” К 2002.
- Татар халык ашлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1987.
- Татарская кулинария.Ульяновский дом печати. 2002.
- Татар халык авыз иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
- Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
- MP3 диск “Кайт, карлыгач.” Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укчылары өчен иң популяр җырлар.
- Журналы “Соембикэ”, “Ялкын”, “Салават купере”.
- Чистополь – город на Каме. ООО ”Новая типография”.
- Чистополь. ООО Компания “Форд-Римэкс” И.Г.Сулейманова.