Авторская программа "Национальная культура народов Татарстана"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции народа. Под словом “культура” воспринимается абсолютно все, созданное человеком. В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне. Например, в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие – хасите. Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Программа “Национальная культура народов Татарстана” рассчитана на 1 год обучения с учащимися 5–6-х классов, занимающихся изучением культуру народов Татарстана. Объединение имеет непосредственную связь с учебными предметами, как татарский язык и татарская литература. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 35 часов (1 час в неделю).

Цель программы: заинтересовать учащихся развитием национальной культуры Татарстана.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся государственными символами, народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории нашей республики.
  2. Приучить учащихся к поисковой деятельности.
  3. Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому Татарстана.
  4. Воспитывать у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов Татарстана
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Основные направления деятельности:

Учебная – получение школьниками новых знаний о Республике Татарстан;

Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;

Воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.

Условия реализации программы и прогнозируемые результаты.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры;
  • работа в библиотеке с дополнительной литературой;
  • практические занятия;
  • работа в компьютерном классе;
  • дискуссии;
  • беседы;
  • итоговой концерт.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.

Ожидаемые результаты работы.

В результате реализации данной программы учащиеся:

  • Научатся работать с информацией, определять ее источник.
  • Больше узнают о своей Родине, о традициях, праздниках.

Учебно-тематический план программы “Национальная культура народов Татарстана”.

№ раздела Название раздела Форма занятия Количество часов, в т.ч.
всего теория практика
1 Мой край богатый и красивый, мой Татарстан. Вводный урок-лекция. Компьютерная презентация. 1 1  
2 Татарстан – многонациональная республика. Лекция.

Практическая работа

2 1 1
3 Государственные символы Республики Татарстан. Беседа.
Компьютерная презентация.
2 1 1
4 О, Казань…
Красотою своей мое сердце не рань.
Экскурсия в город Казань.
Работа с книгами.
Просмотр фильмов о городе Казани: “Тысячелетняя Казань”, “Реальная сказка”.
2 1 1
5 Чистополь – родной мой город. Фото выставка. Просмотр фильма: “Чистополь через 20 лет”.
Проектная работа.
3 2 1
6 Устное народное творчество. Татарский фольклор. Творчество Н. Исанбета. Работа в библиотеке с книгами. Поисковая работа 3 2 1
7 Народные праздники и народные традиции. Компьютерная презентация.
Творческие работы.
Защита проектов.
3 1 2
8 Декоративно-прикладное искусство. Ювелирные украшения татар.
Татарская вышивка.
Презентация “Орнамент казанских татар”.
Экскурсия в “Бабушкин
сундук”.
2 1 1
9 Национальные костюмы народов Татарстана. Обзорная лекция.
Презентация “Национальная одежда”.
Игра “Наряжаем куклы”.
2 1 1
10 Татарская национальная кухня: традиции и обычаи. Компьютерная презентация
“Татарская кухня”.
Поисковая работа.
Защита проектов.
2 1 1
11 Приходите к нам на чай. Чаепитие за дружным столом. 1   1
12 Изобразительное искусство, музеи Татарстана.

Творчество Б.Урманче

Лекция.
Компьютерная презентация, фото и видео выставка.
3 1 1
13 Музыкальная культура Татарстана.
Татарская музыка.
Аудио и видео записи.
Изучение детских песен.
3 1 2
14 Театр – и зрелище, и школа для народа.
Казань– город театров.
Фото выставка. Компьютерная презентация.
Поисковая работа.
5 2 3
15 Концерт Творчество учащихся. Песни, стихи, театральная постановка. 1   1

Программное содержание.

Тема 1. Мой край богатый и красивый, мой Татарстан.
Рассказ о первом и действующем президенте.
Краткая информация о населении, о природных богатствах, о реках и о городах РТ.

Тема 2. Татарстан – многонациональная республика.
Конституция Татарстана. Национальный состав. Представители более 108 национальностей, живущих в РТ

Тема 3. Государственные символы РТ
Государственные символы – герб, флаг, гимн. История происхождения, авторы, их описание, значение.

Тема 4. О, Казань…
Красотою своей мое сердце не рань. Экскурсия в город Казань.
Происхождение слово Казань. Легенды о Казани. Памятные и исторические места Казани. Просмотр фильмов о городе Казани: “Тысячелетняя Казань”, “Реальная сказка”.

Тема 5. Чистополь – родной мой город.
Памятные и исторические места Чистополя. Экскурсия в будущее города Чистополя. Просмотр фильма “Чистополь через 20 лет”. Сочинение рассказа “ Как мы представим наш город через 100 лет”

Тема 6. Устное народное творчество. Татарский фольклор.
Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки. Творчество Н. Исанбета.

Тема 7. Народные праздники и народные традиции.
Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника. География распространения. Национальные праздники Навруз, Сомбелэ, Нардуган.

Тема 8. Декоративно-прикладное искусство.
Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания.

Тема 9. Костюмы народов Татарстана.
Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.

Тема 10. Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.
Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Татарстана чак-чак.

Тема 11. Приходите к нам на чай
Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом.

Тема 12. Изобразительное искусство, музеи Татарстана.
Национальный музей РТ. Государственный музей изобразительного искусства в Казани. Музеи, посвященные знаменитым людям Татарстана. Биография, творчество великого татарского художника Бакый Урманче .

Тема 13. Музыкальная культура Татарстана.
Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай. Татарские композиторы Р.Яхин, Сара Садыйкова, Салих Сайдашев, Луиза Батыр-Болгари.

Тема 14. Театр – и зрелище, и школа для народа.
Рождение татарского театра “Сайяр”. Казань– город театров. (В Татарстане работают 14 театров, из них 7 в Казани).

Тема 15. Концерт.
Песни и стихи. Театральная постановка.

Использованная литература:

  1. Айрат Арсланов. Студия “Гульзада”. “Шанлы Казан”.
  2. Ренат Бикбулатов. Казань – Знаменитые люди. Книга первая. Издательство “Заман” 2003.
  3. М. А. Валиуллин. Балачак илендэ Казань – 2009.
  4. Л.И. Минхазева. Татар балалар эдэбияты. Казан: ТО “Хэтер” нэшрияты, 2003.
  5. К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф”2000;Исанбет Наки Сиразиевич. Избранные произведения ТРИ “Хэтер”, 2007.
  6. Ф. Хузин. “Средневековая Казань”. Татарское книжное издательство, 2004.
  7. Л.А.Харисова. “Культура народов Татарстана”. Издательство “Магариф”, 2005.
  8. Р.Яхин. Фоноуроки. РТ НТП “Школьник”.
  9. Путешествие по столице Татарстана. Редакционно-издательский центр “Титул” К 2002.
  10. Татар халык ашлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1987.
  11. Татарская кулинария.Ульяновский дом печати. 2002.
  12. Татар халык авыз иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
  13. Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
  14. MP3 диск “Кайт, карлыгач.” Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укчылары өчен иң популяр җырлар.
  15. Журналы “Соембикэ”, “Ялкын”, “Салават купере”.
  16. Чистополь – город на Каме. ООО ”Новая типография”.
  17. Чистополь. ООО Компания “Форд-Римэкс” И.Г.Сулейманова.