Наш любимый Моцарт

Разделы: Музыка


Ход занятия

Звучит фонограмма отрывка из оперы “Волшебная флейта” Моцарта. Дети заходят в зал. Их встречает Оле-Лукойе.

Оле-Лукойе:

Здравствуйте, здравствуйте, милые дети!
Меня вы узнали? Скорее ответьте!

(Дети отвечают.)

Я – Оле-Лукойе, волшебник из сказки.
Лишь ночка наступит, закроете глазки –
Я зонтик открою над вами цветной,
И сон вам приснится волшебный такой…

(На фоне музыки.)

Взлетает музыки волна,
Красой небес озарена,
В блестящем звездном одеянье
Встречает нас она звучаньем
И в мир таинственный ведет.

Оле-Лукойе: К нам сегодня пришла музыка великого австрийского композитора, и мы попали в волшебное царство музыки Вольфганга Амадея Моцарта… Посмотрите на его портрет. (Приложение.) (Рис.1)

Ребенок читает стихотворение:

Ах, Моцарт, ты меня позвал
На праздник свой – в свой день январский!
Вот захожу в старинный зал,
Богато убранный, по-царски…
Погашен люстр хрустальных свет,
И рыцари с картин громадных,
Взирая строго столько лет,
Как будто встали в ряд парадно.
Пурпурный бархатный навес
Вдруг шевельнулся, поднимаясь…
Лучом, светящимся с небес
Ты появился, улыбаясь!
И зазвучало волшебство
Твоих божественных творений…
Для сердца, Моцарт, моего
Нет краше музыки мгновений!
(Матвеева Т.)

Оле-Лукойе: Мы с вами уже слышали его прекрасную музыку. Маленький композитор написал свои первые музыкальные произведения уже в 4 года. Может быть, в этом есть какая-то сказочная тайна? Вы хотите ее узнать? (Дети отвечают.) Тогда слушайте рассказ о сказочной тайне маленького Моцарта…

В тот зимний вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле. И вдруг… Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук… “Наверное, луч луны замерз и сломался, стукнув в окно” – подумал мальчик. Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут…

Да это же сверчок со своей волшебной скрипкой!

Сверчок отвесил низкий поклон:

– Добрый вечер, маленький сударь!
– Добрый вечер… – удивился Моцарт.

А Сверчок поднял волшебную скрипочку, вскинул смычок… и заиграл. Он играл так прекрасно, что Моцарт воскликнул:

– Какая прелесть! Никто в нашем городе так не играет хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!
– А что вам мешает? – спросил Сверчок. – У вас есть и слух, и сердце.
– Но я еще маленький – сказал Моцарт, топнув ножкой. Тогда Сверчок тоже топнул:
– Стыдитесь, я же меньше вас! Мне всего год, а вам – целых четыре!

Вы правы. Но ноты – я их забываю!

– За тем я и пришел. Сейчас я сыграю волшебную мелодию, ты ее запомнишь и будешь помнить и все остальное!

Сверчок стал играть… Подобной музыки Моцарт никогда не слышал! (Рис. 2)

– Прощайте! – сказал Сверчок, окончив играть. – Вы теперь обязательно будете знаменитым музыкантом.

И Сверчок, откланявшись, удалился…

Как известно, взрослый Моцарт потом не раз с благодарностью вспоминал своего Сверчка.

Оле-Лукойе: (показывает красивую игрушечную скрипку и говорит):

Быть может, это и есть та самая волшебная скрипка?

(Звучит фонограмма “Голоса птиц”.)

Слышите?! Это весна к нам в зал на минутку заглянула! Именно в такой же радостный весенний день Моцарт написал нежную весеннюю песню.

Дети исполняют песню “Тоска по весне” (муз. В.Моцарта, сл. А.Овербека).

Оле-Лукойе: Сейчас послушайте мелодию еще одной песни Моцарта, и скажите, что это за произведение?

(Звучит мелодия “Колыбельной” песни. Дети угадывают песню по мелодии.)

Дети исполняют песню “Колыбельная” (музыка В.Моцарта, русский текст С.Свириденко).

Оле-Лукойе: Какая мелодия у песни? (Нежная, ласковая, напевная, протяжная…) Ребята, а как вы думаете, почему музыка такая ласковая, нежная? (Чтобы убаюкать ребенка).

Я знаю, что вы любите фантазировать. Сейчас послушайте музыку. Которая так и называется – “Фантазия”.

Звучит “Фантазия” Моцарта.

Оле-Лукойе: Скажите, ребята, а что вы представили, слушая “Фантазию”? Какая музыка? (Музыка мечтательная, парящая, сказочная).

Дети обмениваются своими впечатлениями о прослушанной музыке.

Оле-Лукойе: Жизнь гениального композитора удивительна и необычна. Моцарт прожил всего 36 лет, а создал много симфоний, опер, песен, сонат и других произведений. На его судьбу оказал огромное влияние его отец. Он был придворным музыкантом и давал уроки. Однажды, когда Вольфгангу было 3,5 года, его папа, Леопольд Моцарт, пришел с работы и увидел необычную картину: сынок сидел за столом и что-то энергично писал чернилами на нотном листе. Малыш так был увлечен своим занятием, что даже не заметил прихода отца. Он перепачкал в чернилах все, что только можно было перепачкать: одежду, руки, лицо, стол. Даже пол вокруг стола был залит чернилами. Огромные чернильные кляксы покрывали и уже исписанные нотами листы, разбросанные по всему столу.

– Что ты делаешь, сынок? – удивился папа.
– Пишу концерт для фортепиано.
– Можно посмотреть?
– Да, можно.

Отец взял уже исписанные листы, долго всматривался в ноты, проступавшие из-под чернильных клякс, и был потрясен до глубины души.

– Как все сочинено, верно и по правилам! Только что с этим сочинением делать, оно такое трудное. Что его никто не сыграет!
– Какие глупости, папа! – возразил Моцарт, – его может сыграть даже ребенок. Например, я. (Рис.3)

Когда Вольфгангу исполнилось 6 лет, отец вместе с его старшей сестрой поехал с концертами в другие города (Рис. 4). А вы хотите побывать в далеком прошлом? (Дети отвечают.)

Оле-Лукойе открывает свой зонтик.

Оле-Лукойе: Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: “Время, время, поверни, в прошлое нас унеси!”

Дети повторяют, Оле-Лукойе крутит стрелки старинных часов назад.

Звучит “Менуэт” Моцарта. Дети исполняют танец. (Рис.5)

Появляются две Придворные Дамы с веерами.

Оле-Лукойе: Сударыни, мы слышали, что во время концерта при королевском дворе вас ожидал сюрприз?

1-я Дама: О, да! Эти маленькие музыканты!

2-я Дама: Господин Моцарт устроил для нас небывалое увеселение!

1-я Дама: Концерты детей Моцартов вызывали восхищение. Особенно исполнение маленького Моцарта – Вольфганга.

2-я Дама: Он играл на клавесине, скрипке и органе. Он придумывал музыкальные произведения с ходу, без репетиции играл незнакомые. Это настоящий вундеркинд, то есть “чудо-ребенок”!

1-я Дама: Мальчик был одет в придворный костюм, на голове был большой парик.

2-я Дама: Концерты продолжались 4–5 часов. А гости все слушали и слушали, заставляя Вольфганга играть с завязанными глазами.

1-я Дама: И вот маленький Моцарт, утомленный долгим выступлением, споткнулся и упал. На помощь ему поспешила одна придворная дама…

2-я Дама: Да, да, я вспоминаю. Она помогла ему подняться. А ребенок важно поблагодарил ее и сказал: “Когда я вырасту большой, то женюсь на вас!”

Дамы смеются и уходят.

Оле-Лукойе: Вы хотите узнать, что случилось с маленьким Моцартом, когда он был с отцом в Риме? (Дети отвечают). Римский Папа – главный католический священник – не признавал никого, кроме Бога, себя и музыки. Один раз в году на празднике в церкви звучала прекрасная музыка. После праздника ноты прятали в бархатную шкатулку. День и ночь стояли на страже два гвардейца, оберегая ее. Однажды Моцарт пришел, послушал музыку во время церковной службы и ушел. На другой день во дворце был переполох, все кричали, суетились: “Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили!” Виновником переполоха был маленький Моцарт. Он запомнил всю музыку от начала до конца! Теперь ее распевал весь Рим! Римский Папа отдал приказ: “Арестовать уши Моцарта!” Но весь город стал смеяться. Тогда, насупив брови, Римский Папа думал день, думал два, а на третий решил: лучше быть добрым, чем смешным!

И маленького Моцарта не только простили, а наградили орденом “Золотая шпора”. А Моцарту только-только исполнилось 12 лет.

Ребята, вы тоже пока еще маленькие, но уже музыканты. И мы создадим свой оркестр.

Детский оркестр исполняет “Турецкое рондо” Моцарта. (Рис. 6)

Оле-Лукойе: Маленький Моцарт сочинял музыку и для симфонического оркестра. Вы уже хорошо знакомы с инструментами симфонического оркестра. Давайте вспомним, какие бывают инструменты в оркестре? (Струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.) А давайте нарисуем свой любимый инструмент. Сейчас я раскрою мой волшебный зонтик, и вы, ребята, превратитесь в художников. (Крутит зонтик над головой): Зонтик, зонтик, поверни, всех в художников преврати!

Звучит Увертюра к опере “Свадьба Фигаро” Моцарта. Дети подходят к столам и рисуют свои любимые инструменты. По окончании работы Оле-Лукойе рассматривает рисунки детей, хвалит их. (Рис. 7–10) Приложение

Оле-Лукойе: Замечательные получились работы! Вы – настоящие художники! Ребята, а хотите изобразить музыкантов симфонического оркестра? Кто нужен для оркестра? Кто им руководит? (Дирижер.) Что нужно дирижеру, чтобы руководить оркестром? (Дирижерская палочка.)

Давайте выберем дирижера с дирижерской палочкой. Все остальные будут музыкантами, которые станут имитировать игру на струнных инструментах. А какие инструменты входят в струнную группу? (Скрипка, альт, виолончель и контрабас.)

Звучит “Маленькая ночная серенада” Моцарта.

Игровое творчество детей. (Фонограмма музыки в исполнении симфонического оркестра.)

Оле-Лукойе: Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка. Началась новая жизнь. Моцарт был беден, и не было у него никаких дворянских титулов. Он мог быть только слугой – придворным музыкантом. Но и в самых трудных условиях Моцарт продолжал создавать свои, ставшие бессмертными, произведения. Композитор уехал из родного города, чтобы стать свободным музыкантом и служить только музыке!

Когда звучит музыка Моцарта, светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью. И если вы успели полюбить музыку Моцарта, если вам не хочется с ним расставаться, послушайте его прекрасную музыку еще раз…

Снова звучит музыка из оперы “Волшебная флейта” Моцарта. Дети прощаются и выходят из зала.

Цели и задачи:

– приобщать детей к слушанию классической музыки;
– знакомить с биографией В.А.Моцарта, его творчеством;
– развивать музыкально-творческие способности, умение передавать в движении музыкально-эстетическое содержание произведения;
– обогащать знания детей об инструментах симфонического оркестра;
– добиваться слаженного исполнения в игре на детских музыкальных инструментах, развивать чувство ансамбля;
– развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей.

Оборудование: портрет Моцарта, игрушечная скрипка, детские музыкальные инструменты, старинные часы, зонтик, листы для рисования, краски и цветные карандаши.

Музыкальный материал: “Колыбельная песня”, “Тоска по весне”, “Турецкое рондо” (Соната ля мажор), “Маленькая ночная серенада”, Увертюра к опере “Свадьба Фигаро”, “Фантазия”, отрывок из оперы “Волшебная флейта”.

Предварительная работа: знакомство с симфоническим оркестром, его группами, с песнями “Колыбельная”, “Тоска по весне”, с танцем “Менуэт”.

Индивидуальная работа в режиме дня: игра на музыкальных инструментах (металлофонах, треугольниках, румбах, маракасах, колокольчиках).

Список литературы:

  1. Бондаренко И.В. Детям о Моцарте.//Музыкальная палитра. – 2005. – № 9. – С.18–19.
  2. Мадорский Л., Зан А. Маленький Моцарт пишет концерт для фортепиано. //Музыкальная палитра. – 2011. – № 3. – С. 27.
  3. Стоцкая М. Маленькие сказки о детстве Моцарта.//Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. С. 122–126.
  4. Цыферов Г. Тайна запечного сверчка. М.: Малыш, 1989.