Программа развития школы "Формирование коммуникативных компетентностей обучающихся МКСКОУ СКОШ VIII вида"

Разделы: Коррекционная педагогика


Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Закон Российской Федерации “Об образовании” от 10.07.92 г., от 20.07. 2000 г., от 07.08.2000 г. № 122–ФЗ.
  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.

Цель программы: обеспечить устойчивое развитие школы в условиях модернизации Российского образования, добиться развития с учетом специфики ОУ, разработать образовательно-методическую основу для развития коммуникативных компетентностей обучающихся, способствующую успешному воспитанию и социальной адаптации воспитанников.

Задачи программы:

  1. Создать условия для всестороннего развития личности обучающихся;
  2. Учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подготовить детей к взрослой жизни;
  3. Сформировать социально адаптированную личность.

Этапы реализации программы

Год

Этап

Содержание деятельности

1. 2007-2008

Информационно-аналитический

  • Проблемный анализ деятельности школы; диагностика уровня развития коммуникативных компетентностей обучающихся;
  • определение приоритетных направлений развития ОУ
2.

2008-2009

Проектировочный

Разработка Концепции развития школы; создание нормативно-правовой базы
3.

2009– 2010

Внедренческий

  • Внедрение и комплексное использование в УВП продуктивных и инновационных технологий, направленных на развитие КК обучающихся;
  • реализация образовательных, воспитательных комплексно-целевых программ;
  • совершенствование образовательного пространства и содержания образования;
  • сбор данных мониторинга УВП.
4.

2010-2011

Корректировочный

  • Анализ данных мониторинга;
  • корректировка тактических задач по каждому из приоритетных направлений; внесение изменений в содержание программ
5.

2011-2012

Аналитико-обобщающий

  • Разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ);
  • анализ результатов реализации ПР с использованием данных КИМ;
  • систематизация полученных данных;
  • проблемный анализ;
  • формулирование перспектив дальнейшего развития

Ожидаемые результаты реализации программы:

Формирование и развитие коммуникативных компетентностей обучающихся предполагает дальнейшее совершенствование ключевых компетенций и успешную адаптацию в социуме воспитанников МСКОУ СКОШ VIII вида.

Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся – одна из основных задач функционирования специальной коррекционной школы VIII вида.

Цель работы школы – подготовить к самостоятельной жизни адекватного, социализированного выпускника.

Компетентностный подход в обучении и воспитании дает возможность сформировать у обучающихся необходимые ключевые компетентности, обеспечивающие им успешную социализацию. К ним относятся коммуникативные, учебно-познавательные, социально-трудовые, общекультурные, личностного совершенствования, информационные, правовые компетентности.

Особое значение уделяется развитию коммуникативных компетентностей как основы для успешной интеграции выпускника в социуме.

Концепция грамотности, доминирующая сегодня в мире, предполагает способность не просто читать, но и понимать прочитанные тексты с целью приобретения жизненного опыта и знаний.

Когда ребенок читает и понимает смысл текста, пропускает прочитанное через себя, это помогает формировать отношение не только к самому себе, но и к окружающим; учит воспитанника использовать прочитанное, которое становится вкладом в копилку его жизненного опыта.

Так как детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны нарушения памяти, внимания, логического мышления, то это, в первую очередь, отражается на их речи.

Большинство учащихся коррекционных школ читают медленно, невыразительно, зачастую не понимая смысла прочитанного текста.

Понимая необходимость решения данной проблемы, педагоги СКОШ поставили перед собой цель: найти способы решения данной проблемы и улучшить качество речи учащихся школы.

Приоритетным направлением в работе обозначили развитие речи, обогащение словаря, и, в конечном итоге, развитие коммуникативных компетентностей.

Мониторинговые исследования при анализе контрольных работ по письму и развитию речи, диагностике качества чтения, результатов анкетирования учащихся 6-9 классов выявили низкий уровень развития читательских умений и навыков.

В 2007-2008 уч. году показатели уровня читательского интереса были следующими:

из 68 учащихся 4-9-х классов уровень

выше среднего – 0 уч-ся (0 %)
средний – 15 уч-ся (22 %)
ниже среднего – 53 уч-ся (78 %)

Проверка техники чтения, хоть и не является в коррекционной школе доминирующим показателем, также служит для нас одним из критериев оценки развития читательских умений и навыков.

Первоначальная диагностика демонстрирует довольно низкие показатели:

из 68 учащихся 4-9-х классов

правильно (без ошибок) читали 12 % уч-ся;
выразительно – 8 %;
осознанно – 4 %;
бегло, целыми словами – 9 % .

Таким образом, коллективом школы была конкретно выявлена проблема, решить которую предстояло в совместной деятельности всем участникам образовательного процесса.

В 2007 году на Школьном Методическом Свете были озвучены полученные данные и принято решение организовать проблемную группу педагогов.

Результатом работы, которой стала Программа развития коммуникативных компетентностей обучающихся СКОШ VIII вида на 2007-2012 гг.

Коррекционно – развивающая работа по программе осуществлялась поэтапно в 3 направлениях: работа с педагогическим коллективом, с учащимися, с родителями.

В рамках реализации Программы развития работа с детьми проводится с учетом их индивидуальных возможностей по комплексно-целевому принципу с подключением специалистов, каждый из которых помогает решить отдельную, узконаправленную проблему.

Кроме учителя и воспитателя, с учениками работают логопеды (охват уч-ся – 48%), дефектологи (57% уч-ся 1-4-х классов), психолог (охват - 86%), социальный педагог (85%).

Логопед решает проблему общего (системного) недоразвития речи; нарушения звукопроизношения; ограниченного словарного запаса.

Психолог помогает преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы, обучает навыкам бесконфликтного общения.

Социальный педагог нейтрализует нарушения коммуникативных навыков, учит продуктивно общаться со сверстниками и взрослыми.

Учитель на уроках чтения и развития речи обогащает устную речь, а на уроках письма и развития речи – письменную речь учеников.

Воспитатель ГПД на ежедневном “Часе чтения” прививает любовь к художественной литературе, расширяет читательский кругозор воспитанников.

Хорошим помощником в решении данного вопроса могли бы стать родители, но, к сожалению, низкий социальный и образовательный уровень большинства семей наших воспитанников, отсутствие положительного примера в семье не позволяет настолько опереться на родителей, насколько хотелось бы.

На общешкольных и классных родительских собраниях педагогами постоянно ведется разъяснительная работа о необходимости улучшения качества чтения, даются рекомендации, советы родителям, как повысить читательскую активность детей, развить интерес к чтению.

В 2008-2009 г. после утверждения на педагогическом совете Программы развития школы коллектив СКОШ риступил к созданию нормативно-правовой базы для осуществления очередного этапа – проектировочного.

Педагогами были адаптированы, модифицированы, разработаны и апробированы 6 программ, направленных на развитие коммуникативных компетентностей учащихся; скорректированы темы по самообразованию в соответствии с Программой развития школы; созданы проблемные творческие группы; заявлена проектная деятельность в соответствии со спецификой направления.

Границы проектной деятельности расширились за счет изучения актуальных тем:

– “Обучение детей с аутистическим синдромом чтению и письму”
– “Внеклассное чтение как один из способов повышения читательской активности учащихся”
– Введен новый раздел в программу “Личностное развитие школьника”, реализуемую в ГПД. Основы гражданского и патриотического воспитания”, что позволило разнообразить тематику читаемой литературы, дало дополнительные возможности работать с разными видам текстов. В ходе работы педагоги учили детей давать оценку событиям и героям прочитанных произведений, высказывать свое мнение, вести продуктивный диалог.

Увеличилось число участников и победителей в профессиональных конкурсах, фестивалях, выставках.

Авторские и модифицированные программы “В гостях у сказки”, “Интеллектуальное развитие учащихся с ОВЗ” получили положительные результаты внешней экспертизы через участие в конкурсах регионального уровня.

На Школьном Методическом Объединении разработаны и утверждены Методическим Советом школы критерии оценки эффективности работы педагогов с учетом возраста обучающихся и форм педагогической деятельности: для оценки учебных умений и навыков на уроках и занятиях специалистов и для воспитателей во внеурочной и досуговой деятельности.

Начиная с 1-го класса основными коррекционно-развивающими задачами на любом уроке, занятии, мероприятии становятся:

– формирование навыка правильной устной и письменной речи;
– обогащение активного и пассивного словаря;
– развитие умения формулировать собственные мысли и рассуждать на заданную тему;
– обучение умению работать по словесной инструкции педагога;
– формирование навыков бесконфликтного общения при групповой работе;
– развитие читательского интереса через активные формы работы

Обязательным условием остается ведение мониторинга образовательного процесса и показателей уровня читательского интереса.

Показатели не намного, но улучшаются (увеличивается кол-во уч-ся с высоким уровнем до 6 %, средним – до 28 %, уменьшается % с уровнем ниже среднего (в 2007 году был 78% , в 2008 году стал 66%).

Внедренческий этап начал осуществляться в 2009–2010 учебном году, в ходе которого активно работали созданные творческие группы, были внедрены в УВП инновационные технологии, такие как сказкотерапия, элементы технологии “дебаты”, арт-терапии, имитационного моделирования.

На этом этапе педагоги разработали 7 новых образовательных программ, внедряют уже апробированные программы. Получили положительные результаты внешней экспертизы авторы следующих программ:

“Развитие речи учащихся начальных классов посредством технологии имитационного моделирования с элементами сказкотерапии”;
– коррекционно-развивающих психологических программ “Улыбка”, “Искусство общения” с использованием приемов арт-терапии;
– модифицированной программы обучения аутичного ребенка;
– модифицированной программы обучения детей со сложной структурой дефекта.

Границы проектной деятельности расширились за счет изучения актуальных тем:

  1. “Обучение чтению и письму детей с нарушением аутистического спектра”.
  2. “Внеклассное чтение как один из способов повышения читательской активности учащихся СКОШ VIII вида”

3. Введен новый раздел в программу “Личностное развитие школьников”, реализуемую в рамках ГПД – “Основы гражданско-патриотического воспитания”, что позволило разнообразить тематику читаемой литературы, дало дополнительные возможности работать с разными видами текстов. В ходе работы педагоги учили детей давать оценку событиям и героям прочитанных произведений, высказывать свое мнение, вести продуктивный диалог.

Использование педагогами таких активных форм работы, как участие в праздниках, фестивалях, регулярного посещения обучающимися социально-значимых объектов дает дополнительные возможности для развития социально-значимых компетентностей.

Сравнивая результаты мониторинга 2007 и 2010 года можно сделать вывод о повышении уровня читательского интереса.

1) Уровень ниже среднего снизился с 78 % до 34 %.
2) Показатель выше среднего уровня вырос до 13 %.

Показатели проверки техники чтения также улучшились:

правильное (безошибочное) чтение наблюдается у 23% учащихся (рост качества составляет 11 %);
беглость возросла с 9 до 15% (рост качества – 6%);
выразительность улучшилась на 7%;
осознанность – на 9%.

Данные мониторинга подтверждают вывод об эффективности проводимой работы по Программе развития школы на данном этапе ее реализации.

Результаты анкетирования учащихся 6-9-х классов также свидетельствуют о повышении уровня читательской активности.

Ученикам были предложены следующие вопросы:

  1. Какое произведение вы изучали сегодня на уроке чтения и развития речи?
  2. Произведение какого автора вы читали на “Часе чтения”?
  3. Какую книгу ты читаешь дома?
  4. Какие газеты и журналы выписывают в вашей семье?
  5. Дарили ли тебе книги? Кто? На какой праздник?
  6. Что ты больше всего любишь читать:

– стихи;
– сказки;
– басни;
– газеты;
– журналы;
– учебник;
– фантастические рассказы.

7. Назови одно из самых запомнившихся

В 2010-2011 уч. году на корректировочном этапе педагоги апробируют 8 новых программ и внедряют в образовательный процесс 11 уже прошедших апробацию и дающих положительные результаты, подтвержденные данными мониторинга и итоговой аттестации обучающихся.

По Программе Развития школы прошло несколько педагогических советов:

2007-2008 уч. год

  • “Формирование и совершенствование навыков чтения у обучающихся МСКОУ СКОШ VIII вида”

2008-2009 уч. год

  • “Формирование коммуникативных компетентностей обучающихся МСКОУ СКОШ VIII вида через развитие связной речи”

2009–2010 уч. год

  • “Урок как основная форма развития коммуникативных компетентностей. Совместная деятельность учителя и специалистов для развития коммуникативных компетентностей воспитанников”
  • Круглый стол “Итоги реализации внедренческого этапа Программы развития школы”

2010–2011 уч. год

  • “Развитие коммуникативных компетентностей обучающихся МСКОУ СКОШ VIII вида через реализацию инновационных воспитательных и коррекционных программ”.
  • “Эффективность реализации авторских, модифицированных и индивидуальных образовательных программ на корректировочном этапе Программы развития школы”
  • Круглый стол “Итоги реализации Программы развития школы на корректировочном этапе”, на котором проанализированы данные мониторинга с 2007 по 2011гг. по каждому из направлений и подведены предварительные итоги реализации Программы развития школы.

2011–2012 уч. год

  • “Психологическое сопровождение педагогов в рамках реализации ПР школы”
  • “Контрольно-измерительные материалы (КИМ) результатов реализации ПР школы как индивидуальный диагностический инструментарий деятельности педагогов МСКОУ СКОШ VIII вида”
  • Круглый стол “Итоги реализации Программы развития школы. Перспективы развития на 2013-2015гг”

Основными критериями эффективности развития коммуникативных компетентностей обучающихся являются следующие показатели:

– эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности как предпосылка формирования мотивационной готовности к взаимодействию со сверстниками;
– умение адекватно реагировать на обращения;
– умение совместно планировать общую деятельность;
– согласованно обсуждать что и как необходимо сделать, чтобы получить нужный результат,
– подчиняться общегрупповому мнению;
– умение выслушивать мнение других о своей деятельности, адекватно реагировать на критику своей работы;

Применение таких форм организации обучения, которые способствуют развитию взаимодействия между детьми, является базисным способом развития коммуникативных компетентностей школьников

Работая по Программе развития коммуникативных компетентностей обучающихся, педагогический коллектив школы развивает целый ряд ключевых компетентностей, необходимых каждому выпускнику в дальнейшей самостоятельной жизни, тем самым выполняя миссию школы.