Тема “Координатная плоскость” изучается в 6-м классе. Она предоставляет широкое поле для творческой деятельности учителя и учащихся. Но у некоторых учеников освоение этой темы вызывает затруднения. В этой статье предлагаются упражнения, выполнение которых позволяет устранить типичные ошибки в построении координатной плоскости и точек по заданным координатам. А также задания, которые дают возможность разнообразить упражнения в нахождении координат точек на плоскости и построении точек по заданным координатам.
Первый тип упражнений предлагается применять для актуализации знаний учащихся перед изучением темы “Координатная плоскость” и на этапе первичного закрепления знаний.
Упражнение 1. Определить ошибки в построении координатной прямой, если они есть.
Рисунок 1.
Упражнение 2. Определить ошибки в построении координатной плоскости, если они есть.
Рисунок 2.
Следующие упражнения направлены на развитие умений строить точки на плоскости по данным координатам и определять координаты точек на плоскости. На первом этапе дети строят различные фигуры по данным координатам с листа, затем учитель диктует координаты, а дети находят точки на плоскости, на третьем этапе дети сами придумывают рисунки на координатной плоскости, составляют “маршруты” к ним.
Упражнение 3. Построй координатную плоскость и отметь на ней данные точки:
(-1;0), (-1;3), (-2;3), (0;4), (0;1), (2;3), (4;3), (3;2), (4;2) , (3;1), (2;1), (1;0), (1;-3), (-1;-3),
(0;-2), (0;-2), (0;-1), (-1;0), последовательно соедини эти точки отрезками. Какая фигура получилась? (См. рисунок 3а).
Упражнение 4. Составь “маршрут” в координатах для построения фигуры, изображенной на рисунке 3б.
Рисунок 3.
Упражнение 5. Дострой вторую половину бабочки. Определи координаты построенных точек.
Рисунок 4
Упражнение 6. Определи, кто из животных зоопарка в какой клетке размещён. (Координаты клеток соответствуют координатам красных точек).
Рисунок 5.
Упражнение 7. Определи координаты щенка, котёнка и сосиски. Измерь расстояние от щенка и котёнка до сосиски. Насколько котёнок ближе к сосиске?
Рисунок 6.
Упражнение 7. Составь “маршрут” в координатах для Винни – Пуха к горшочку мёда.
Рисунок 7.
Как домашнее творческое задание можно предложить детям самим составить лабиринты и маршруты в координатах для их прохождения. Также можно предложить им проложить, например, путь туристов на местности или дорогу для Красной Шапочки к дому бабушки и т.п.