В последние годы внимание физиологов, психологов, и медицинских работников привлекает проблема, связанная с напряжением и перенапряжением физиологических систем организма человека в условиях воздействия психогенных (эмоциогенных) факторов. В связи с этим растёт количество не только взрослых, но и детей с эмоциональными нарушениями: тревожностью, страхами и агрессией. С такой же проблемой столкнулось и наше дошкольное учреждение. Вот тут-то и обозначились основные проблемы: с большим трудом проходят процессы адаптации к дошкольному учреждению, у детей слабо развита эмоционально-волевая сфера. “Почему?” - спросили в свою очередь мы и получили от родителей посредством анкетирования определенные ответы, которые помогли нам выявить негативные причины:
- отсутствие у родителей знаний по данному разделу;
- не умение родителей применять имеющиеся знания при общении с детьми;
- отсутствие у родителей времени на общение с детьми.
Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость в использовании методов арттерапии [1]. В нашем дошкольном учреждении организация арттерапевтического пространства занимает важное место в системе психологической помощи ребенку и семье. Арттерапия - это метод лечения посредством искусства. Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться [2]. Арттерапевтические занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста раз в неделю. Во время коррекционно-развивающей организованной образовательной деятельности с детьми, все сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Вся коррекционно - образовательная деятельность построена таким образом, что один вид деятельности плавно переходит в другой. Каждый раз занятие начинается с лёгкой игры - приветствия, затем проводится элемент самомассажа, пальчиковые игры, которые сменяются изотерапией с включением элементов театрализации. Заканчивается занятие релаксационным упражнением и рефлексией.
Помимо коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольном учреждении проводится большая работа с родителями: индивидуальные беседы, родительские собрания, мастер-классы, семинары практикумы и клуб встреч по интересам. При каждой встрече с родителями стараемся научить их использовать элементы арттерапии при общении с детьми дома. Диагностика эмоционально – волевой сферы проводится в сентябре месяце (за 1 месяц до начала занятий) и в конце учебного года в апреле месяце. Результаты обсуждаются на ПМПк МБДОУ и планируется дальнейшая работа с детьми.
Примерный тематический план
коррекционно-развивающей организованной
образовательной деятельности
с детьми старшего возраста
Месяцы | Темы занятий |
Октябрь | Рисование мелками “Осенние натюрморты” |
“Волшебные картинки”. Рисование ладошками, пальцами, тычками, печатками и другими материалами. | |
“Осень и её подарки” - лепка из солёного теста. | |
Рисование красками – “Осенняя пора очей очарованье” | |
Ноябрь | Рисование фломастерами. Штриховка |
“Зимние узоры на стекле” - рисование краской. | |
“Снежная сказка”. Лепка фигурок из снега | |
Рисование красками – “Подарок для мамы” | |
Декабрь | Рисование карандашами – “Зимние забавы” |
Лепка из пластилина – “Сказочные герои” | |
Штриховка и обводка | |
Рисование красками – “Праздничное поздравление” | |
Январь | Лепка из мокрой бумаги. |
Рисование карандашами. “Зимушка хрустальная” | |
Февраль | Лепка из солёного теста. |
“Зимние фантазии”.
Рисование кусочком льда по порошку Юпи на белом листе. |
|
“Сказки на стекле”. Витражное рисование (на стекле) | |
“Песочные картинки” Рисование по песку и цветным песком | |
Март | “Фантастические животные”. Лепка из бумаги. |
Весёлые раскраски. | |
Картины из теста. | |
Тема: “Волшебные шары”. |
Литература
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
- Васина Е., Барыбина А.: Арт-альбом для семейного консультирования. Детский. СПб: Речь, 2006. – 24 с.