Тип урока: Классический.
Цель урока: Выявление с помощью опыта устойчивых связей между физическими величинами, входящими в закон Ома.
Образовательные задачи урока:
- Актуализировать знания о способах измерения сопротивления проводника.
- Продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами.
- Продолжить работу над развитием умений решать качественные и количественные задачи по рассматриваемой теме.
- Продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами.
Развивающие задачи:
- Развитие познавательного интереса к предмету посредством обучения учащихся переносить знания в практическую деятельность.
- Развитие умений применять полученные знания в новой ситуации.
- Развитие логического мышления учащихся, самостоятельности мышления.
- Продолжить работу над развитием умений решать физические задачи.
- Продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами.
Воспитательные задачи:
- Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда посредством наблюдения, усвоения научной информации.
- Воспитание целеустремленности к процессам познания.
- Воспитание стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности.
План урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | время |
1 | Организационный | Определение целей урока. | Открывают тетради. Записывают тему урока. | 1 мин. |
2 | Контроль знаний. | Фронтальный опрос. Опрос по опорному конспекту. | Один у доски. Все отвечают с места. | 8 мин. |
3 | Изучение нового материала. | В форме диалога, используя эксперимент, выводит закон Ома. | В тетради составляют по ходу объяснения опорный конспект. | 15 мин. |
4 | Домашнее задание | Запись на доске. | Запись в дневнике. | 2 мин. |
5 | Первичное закрепление | Ставит вопросы по опорному конспекту. | Отвечают на вопросы. Составляют свои. | 5 мин. |
6 | Вторичное закрепление | Контролирует работу в группах, решение задачи у доски. | Решают задачу. Делают практическую работу. | 12 мин. |
7 | Подведение итогов | Подводит итоги работы. Оценивает деятельность учащихся. | 2 мин. |
Содержание урока.
1. Организационный этап:
Цели урока ставятся перед учащимися.
2. Проверка домашнего задания.
Цель этапа: выявить уровень усвоения учащимися ранее изученной темы.
- Один учащийся у доски, используя опорный конспект, рассказывает о сопротивлении проводника.
- Фронтальная работа с классом по вопросам:
а) Из каких частей состоит электрическая цепь?
б) Что такое сила тока?
в) Что такое напряжение?
г) Как изменится сила тока в проводнике при увеличении напряжения на его концах в три раза?
д) Как записать зависимость I от U при R = const?
3. Изложение нового материала.
Цель этапа: обеспечить усвоение закона Ома для участка цепи.
(Диалоговая форма общения: вопрос – ответ.)
Вопрос 1. Влияет ли сопротивление проводника на силу тока в цепи?
Следовательно, сила тока зависит от сопротивления проводника.
Вопрос 2. Как?
Ответ на этот вопрос получим в ходе урока, проделав эксперимент.
Опыт 1. Повторяем опыт предыдущего урока:
Опыт 2. На доске таблица и схема.
U(В) | R(Ом) | I(А) |
1 | 2 | 0,4 |
1 | 4 | 0,2 |
1 | 8 | 0,1 |
Обратите внимание, что U на концах проводника постоянно.
Во сколько раз увеличивали R?
Во сколько раз уменьшался I?
Вывод (после анализа таблицы)
Сила тока на концах проводника обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Обобщая оба опыта, получили:
Эта зависимость была открыта теоретически и подтверждена экспериментально в 1827 году немецким ученым, учителем Георгом Омом и носит его имя.
Краткую биографию ученого рассказывает учащийся (на доске портрет).
Закон Ома, записанный на доске в виде формулы, читается так: открываем учебник стр. 90 (разбираем по учебнику).
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению.
(Подчеркиваем карандашом слова.)
Нельзя читать равно! (Для вас это означает – зависит.)
Это один из основных законов физики и электроники.
На рисунке 72 изображен график зависимости I от R при U – const.
Рассмотрите его. Дома постройте график зависимости J(R) по данным таблицы в тетради.
Закон Ома имеет 2 следствия:
Читая их, произносим равно! (Для вас это означает – не зависит.)
Занесем полученные формулы в “магический” треугольник.
Какая из формул удобнее? Та, где есть произведения. Самостоятельно заносят.
Определяя, по второму следствию величину сопротивления, помните:
R – const для данного проводника. Оно не зависит ни от U, ни от I.
Из опыта:
В результате нашей с вами работы у вас в тетради получилась краткая запись (опорный конспект.) (Конспект проецируется через проектор на экран). При работе над домашним заданием не забудьте его использовать.
Опорный конспект.
Закон Ома для участка цепи.
4. Домашнее задание.
Цель этапа: обосновать определение содержания, объема и видов домашней работы.
- Закон Ома для участка цепи § 44, опорный конспект.
- Построить график по таблице в тетради (см. рис. 72).
Для дополнительного чтения: “Физика юным” стр.97 “Как Ом открывал свой закон”.
5. Первичное закрепление – работа по опорному сигналу.
Цель: воспроизведение ранее полученных знаний, формировать умение поставить вопрос.
На экране через проектор проектируется опорный конспект. К нему ставятся вопросы:
- Как зависит сила тока на участке цепи от сопротивления участка?
- Как сопротивление проводника зависит от напряжения на его концах и силы тока в нем?
Ученикам предлагается составить по опорному конспекту по 3 вопроса.
6. Вторичное закрепление.
а) Коллективная работа.
Используя следствие из закона Ома, решим следующую задачу:
Может ли для человека быть опасным напряжение 24 В?
(Один человек у доски.)
Вы знаете, что для человека опасно не само напряжение, а сила тока, созданного этим напряжением. Какова опасная норма силы тока по правилам техники безопасности? (50мА).
Пользуясь следствием № 2, рассчитаем, при каком сопротивлении возникает опасность поражения током.
Сопротивление тела человека от 3 до 100 кОм (сухая, чистая, неповрежденная кожа).
Вывод: такое напряжение не опасно.
Но следует помнить, что сопротивление может стать меньше 0,5 кОм, если человек стоит в воде или взялся за водопроводный заземленный кран. Резко уменьшается электрическое сопротивление человека в состоянии опьянения.
б)
На ваших столах собраны электрические цепи по схеме, которая есть на доске и в тетрадях. Сопротивление проводника неизвестно.
Задание 1. Замкнуть цепь, снять показания вольтметра и амперметра. Пользуясь следствием из закона Ома рассчитать неизвестное сопротивление. Оформить решение в виде задачи. Отклейте клейкую ленту с проводника и сравните полученное значение с номиналом.
У кого эти значения совпали? Если есть небольшое расхождение, кто попытайтесь объяснить это. (В любой практической работе существует погрешность измерения приборов.)
Мы познакомились с одним из способов измерения сопротивления проводников.
Задание 2: Снять показания с цоколя лампочки от карманного фонаря, которая лежит у вас на столе. Сопротивление нити накала рассчитать аналогично заданию1. (дома)
7. Подведение итогов работы на уроке.
Цель: выяснить насколько успешно реализованы задачи обучения, стимулировать последующую познавательную деятельность учащихся.
Сегодня на уроке мы познакомились с основным законом физики и учились применять его на практике.
Дается оценка работы учащихся, в основном положительная, но обязательно указываются недостатки. Выставляются оценки за работу на уроке.