Экологические проблемы. Отходы, их утилизация

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


План урока-презентации:

  • Организационный момент (1–2 слайды).
  • Актуализация знаний учащихся (3–5 слайды).
  • Новый материал (6–14 слайды).
  • Закрепление материала(15–17 слайды).
  • Итоговый тест – обобщение (17–19 слайды).
  • Заключительный этап. Подведение итогов. (20–28 слайды).
  • Домашнее задание (29 слайд).
  • “Спасибо за внимание!” (30 слайд).

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с терминами “экология”, “эколог”, экологическая безопасность”, “экологическая катастрофа”.
  • Формировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей.
  • Доказать, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье.
  • Обеспечить элементарный опыт анализа учащимися экологической проблемы, ориентации в экологически значимой ситуации.
  • Формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора.
  • Научить выполнять правила личной экологической безопасности, убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.
  • Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, экологическую культуру младших школьников.

Планируемые достижения учащихся.

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
  • Понять, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям.
  • Научиться сортировать мусор из разного материала.

Оборудование.

  • Мультимедийный проектор;
  • диск с презентацией;
  • выставка “Что оставим мы потомкам…”;
  • материалы к инсценировке “Мы приехали на речку”;
  • глобус с подсветкой;
  • тестовые задания на 5 групп;
  • “Экологический календарь” – 26 штук;
  • учебник-тетрадь;
  • цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

– Сегодня мне снова понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой светящийся шар. (Дети открывают глаза и видят глобус с подсветкой). Это наша планета – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается всеми красками радуги… (Слайд 2) И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

II. Актуализация знаний.

– Без чего невозможна жизнь на Земле, вспомним, отгадав кроссворд. (Слайд 3)

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце.)

2. Вещество, представленное на Земле в трех агрегатных состояниях. (Вода.)

3. Плодородный слой Земли. (Почва.)

4. Смесь газов. (Воздух.)

– Что называется окружающей средой? (Слайд 4) Все, что окружает живое существо и с чем оно связано.

III. Новый материал.

1. Постановка учебной задачи. Рассказ учителя.

Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы: из-за неудачной охоты они голодали, сильные морозы или засуха нередко грозили им гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы.

Но постепенно многое изменилось: появились возделанные поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, вооруженный техникой, человек вообразил себя всемогущим и решил покорить природу. (Слайд 5)

Проблема! Кем должен быть человек – сыном природы или ее покорителем?!

2. Знакомство с экологическими терминами.

Экология (Слайд 6). “Экос” по-гречески – “дом”, “логос” – “ученье, наука”. Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля. Термин “экология” был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем, но только со второй половины XX века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой.

Экологические связи (Слайд 7). Все живое на Земле взаимосвязано так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей. Демонстрация схем. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Эколог. Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната, сверкающая чистотой квартира. Для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты – экологи. Они пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Эколог должен хорошо знать естественные науки – биологию, химию, физику.

– Как вы думаете, может ли планета заболеть? Ответы детей. Оказывается, может. Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.

Экологическая проблема, кризис, катастрофа. (Слайд 8–9)

– Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития с/хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи растений и животных. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, катастрофа…

3. Формулировка учащимися одной из проблем экологии (тема урока)

– Сегодня мы затронем только одну из экологических проблем, которая тесно связана с нашими предыдущими уроками. Какую? Посмотрите на выставку “Что оставим мы потомкам…” и сформулируйте эту проблему самостоятельно. Ответы детей.

4. Проблема отходов и их утилизации.

– К сожалению, в наших квартирах, домах, классах и в школе каждый день появляется большое количество мусора. Откуда же он берется?
– Как вы думаете, есть ли связь между доходом семьи и количеством выбрасываемого мусора?

  • Построение графика: учебник, с. 85. <Рисунок 1 (1 задание)>
    Работа в парах. Взаимопомощь. Формулирование вывода.
  • Решение экологических задач. (Слайд 10)

Задача 1. В год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! Посчитайте, сколько тонн мусора образуется в вашей семье? В вашем подъезде? В вашем доме? Ученые подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется три миллиона грузовиков, чтобы его вывезти.

Задача 2. Проследим, куда девается мусор из нашего жилища. Составьте последовательную схему из карточек: “завод по переработке мусора”, “дом”, “мусорная свалка”, “мусоровоз”, “мусоропровод” (выдаются по комплекту на каждую группу). Составление и проверка схемы.

5. Инсценировка “Мы приехали на речку”.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят! Загорают и едят –
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки,
И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели: жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… “Эй, ребята!” – крикнул Дима –
“Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!”

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра: мяч, бутылки,
Банки, склянки – словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!!!

(Слайд 11). Помните: природа перерабатывает пластиковый стакан за 100 лет, телефонную карту – за 1000 , стеклянную бутылку – за 4000 лет. Давайте договоримся, что не будем бросать мусор, где попало, а только в урну, мусорное ведро, контейнер.

6. Проверка д/задания: учебник с. 84 – шкала отходов. <Рисунок 2 (1задание)>

– Как вы думаете, почему мы затронули вопрос о составе мусора? Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его. Это облегчает его переработку на заводе. Давайте и мы поучимся сортировать мусор.

7. Сортировка мусора. Работа в группах. (Слайд 12)

– Так по какому же признаку надо сортировать мусор? Общий вывод.
– Как сделать так, чтобы было меньше мусора? Назовите способы использования ненужных предметов. (Пакет из-под молока – кормушка для птиц, пластиковые стаканчики – для рассады, металлическая коробочка – шкатулка для мелочей.)

IV. Закрепление материала.

1. Построение столбчатой диаграммы: учебник, с.84. <Рисунок 2 (2 задание)> Вывод.

2. Проблема утилизации мусора. Мини-конференция. (Слайд 13)

– Вот мы и подошли к проблеме утилизации отходов. От гор мусора не так просто избавиться. Установки для его сжигания далеки от совершенства. Они могут распространять отработанные газы, наносящие вред окружающей среде.

Сообщения учащихся о круговороте веществ в природе. (Слайд 14)

– В природе все происходит иначе. “Устранения”, как это следует понимать в технике, в природе не существует. Мертвый организм полностью разлагается и вновь участвует в общем круговороте. Мертвая мышь, лежащая рядом с яблоней, уничтожается бактериями; корни дерева забирают соединения азота и включают его в свой обмен веществ. Даже кости мыши через какое-то время разлагаются, а через несколько десятилетий разлагаются и зубы. Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом.

– Лучшим примером круговорота вещества в природе является тропический влажный лес. Непроходимые, высотой в 30м джунгли представляют собой огромную общность. Тонкий слой перегноя в 30см используется, чтобы дать возможность вырасти новым деревьям и кустарникам, мхам и папоротникам. Когда они прекратят свое существование, продукты распада попадут в перегной, который опять будет использован.

Сообщения учащихся о промышленном и бытовом мусоре. (Слайд 15)

– Но в Нью-Йорке с населением 16 млн. жителей в сутки образуется 15 млн. кг отходов! Заводы выбрасывают в атмосферу и воду десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов, пыли, химикатов. В водоемы сбрасывается свыше 500 тысяч тонн химических стоков, а в атмосферу до 950 тонн вредных веществ. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда – новая экологическая беда…

– Эра компьютеров, мобильных телефонов, ракет и автомобилей имеет и оборотную сторону. Что делать с отжившей свое техникой, численность которой увеличивается не по дням, а по часам? По оценкам Американского агентства по охране окружающей среды, 75% устаревшего компьютерного оборудования осело в подвалах и на чердаках граждан. Это один из самых неприятных видов хлама, ведь входящие в его состав ядовитые компоненты могут однажды просочиться в водопровод и отравить питьевую воду.

– Не меньшую тревогу у экологов вызывают выброшенные на помойку сотовые телефоны. В среднем мобильник “живет” 18 месяцев, после чего выбрасывается. В год только в Америке в контейнеры для мусора попадает 130 млн. телефонов! От 15 млн. мобильников ежегодно избавляются англичане. В России эта цифра приближается к 10 млн., а это тысячи тонн ядовитых отходов, которые нельзя ни сжечь, ни закопать. Ядовитые химикаты в компонентах электронной техники могут спровоцировать опаснейшие заболевания. А что делать со всем этим “добром” переработчики не знают.

– Мировому океану повезло не больше, чем суше. (Слайд 16). Загрязнение его вод дрейфующим мусором с каждым годом принимает все более угрожающие масштабы. В перечне “даров моря” – пластиковые бутылки, обломки спутников и яхт, окурки, игрушки, старые шины и многое другое, выброшенное человеком. Из 100 млн. контейнеров, ежегодно перевозимых по воде, около 10 тыс. оказываются за бортом во время шторма. Так дважды в “свободное плавание” по Мировому океану отправлялась продукция фирмы NIKE – 80 тыс. пар спортивных тапочек и 50 тыс. пар теннисных туфель. В северной части Тихого океана с борта грузового судна в воду упали 29 тыс. резиновых игрушек для ванной. Эти предметы не оседают на дне и производятся из неразлагающихся в морской воде пластмасс, которые со временем крошатся на мелкие кусочки. Их попадание в пищу неразборчивым в еде морским черепахам, чайкам, альбатросам или рыбам приводит к отравлению животных выделяющимися токсинами.

3. Составление схемы “Цепь загрязнения”.

Цепь загрязнения – загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, затем оказываются в продуктах питания, употребляемые человеком.

Наука, конечно, не стоит на месте, предлагая все новые способы утилизации мусора.

Сообщения учащихся.

– “Природная стратегия утилизации” сильно отличается от методов современной техники, которая создает много отходов. Техника могла бы многому научиться у природы, ей необходимо стремиться к безотходному производству. Сегодня уже существуют такие разработки. Техника все более ориентируется на вторичную переработку материалов, что позволяет включить их в оборот, подобный природному.

– Особенно преуспели в деле переработки мусора в заботящейся о собственной экологии Финляндии. Компания NOKIA предложила опытный образец телефона, который при облучении лазером сам разбирает себя на части всего за 2 секунды. Нагревание трубки лазером до 150 градусов приводит к срабатыванию спрятанных в мобильнике механизмов с памятью формы, что вызывает мгновенную разборку телефона на элементы корпуса, дисплей, батарею, плату и другие узлы. Теперь уже не так сложно их рассортировать и отправить на раздельную переработку.

– А вот технологии для утилизации холодильников, содержащих опаснейший для экосистемы газ фреон, на который возложена ответственность за глобальное потепление, уже внедрены в жизнь. Финское предприятие Ekokem переработало около 300 тыс. холодильников. Высокотемпературная технология сжигания позволяет полностью утилизировать фреон. 90% материалов после переработки возвращается в промышленность в качестве вторичного сырья или энергии.

– Американские ученые обнаружили, что долговечный пластик, широко используемый в быту и технике, вполне может разлагаться грибами – белой гнилью, которая обычно развивается на древесине. Продукция из пластика не может быть переплавлена для новой формовки, и ее переработка заключается, как правило, в размалывании или растворении в специальных реактивах, очень дорогих и токсичных. А вот белая плесень, как оказалось, чрезвычайно активно перерабатывает пластик.

– Острее всего проблема вывоза, переработки и уничтожения отходов стоит в больших городах. Чтобы помочь жителям мегаполисов городские власти обращаются к компьютерщикам. Финны разработали комплексную систему управления окружающей средой Transport Control System, позволяющую оптимизировать маршруты сбора отходов, передачу информации между мусоровозом и конторой. Другая фирма разработала систему дистанционного контроля за передвижными мусорными прессами: микрокомпьютеры, которыми оснащен мусоровоз, следят за наполнением пресса и передают SMS-сообщения о его заполнении непосредственно водителю.

– Немецкие власти решили: утилизация мусора – дело каждого гражданина Германии. В результате они не только тщательно сортируют мусор, но и сдают для повторного использования упаковки от продуктов, помеченные эмблемой с “зеленой точкой”. Немецкие власти стимулируют производителей к созданию продуктов, которые “при переходе в мусор” доставляют потребителям минимум хлопот. В 2005 г. передовой опыт был принят на вооружение во всех странах ЕС: на производителей и импортеров возложена ответственность за переработку мусора.

V. Итоговый тест – обобщение “Проверь себя!” <Приложение 1> (Слайд 17)

Выполнение теста в группах. Итог: слово “прогноз”. (Слайд 18)

– Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность их возникновения – использовать экологические прогнозы. Зная законы экологии, люди выполнят главную задачу – сохранят планету для потомков. (Слайд 19)

VI. Заключительный этап урока.

1. Экологические организации. Сообщение учащегося. (Слайд 20)

Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Для ее решения необходимо широкое международное сотрудничество. Во всем мире известна международная экологическая организация – Гринпис (GREENPEACE). Это название в переводе с английского означает “Зеленый мир”. Организация активно борется за экологическую безопасность планеты, против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, редких видов растений и животных.

2. Подведение итогов.

– Так как же вы думаете, кем должен быть человек – сыном природы или ее покорителем?! Ответы детей.

Эколог – профессия многоликая и почетная, и каждый должен овладеть ее азами. Человек наделен разумом – это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Экологи придумали прекрасный праздник, который мы отмечаем 22 апреля – День Земли.

Вручение “Экологического календаря”. <Приложение 2>

3. Заключение. (Слайды 21–27) Выступление учащегося: “Природа – друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера, полезные ископаемые. Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей. Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие. А сколько в природе дел для любознательных и пытливых! Посмотри вокруг, посмотри под ноги – везде жизнь таинственная и необычная. Природа служит нам, радует нас и удивляет. Но и мы ее должны уважать и беречь”. Н. Сладков. (Слайд 28)

Учащийся:

Давайте будем к тому стремиться, чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету, во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна, что будет делать без нас она?..

VII. Домашнее задание творческого характера.

– Начать составление “Экологического кодекса жителей планеты Земля” – особенности существования человеческого общества на планете. <Приложение 3> (Слайд 29). Что может входить в этот кодекс?

Ответы детей. Например, обязанности горожан:

  • соблюдать чистоту воды, воздуха, почвы; правильно размещать заводы с обязательными очистными сооружениями;
  • украшать дворы и улицы зелеными насаждениями;
  • заботится о красоте зданий, детских и спортивных площадок;
  • не разрушать жилища животных, создавать для них питомники

права горожан:

  • проводить свой отдых в парках и скверах города, на берегах рек и озер;
  • создавать экологические патрули для проверки сохранности экологической среды, работать в общественных организациях по охране природы;
  • участвовать в акциях, направленных против загрязнения окружающей среды, в защиту природы.

– Вы приобрели сегодня много экологических знаний, но не менее важно правильно их использовать: бережно и с любовью относиться к окружающей нас среде. Мы – дети природы, ее часть, и поэтому должны обладать элементарной экологической культурой. (Слайд 30)