Цель: сформировать знания о роли, составе и факторах размещения лесной промышленности, познакомить с понятием “лесопромышленный комплекс”
Задачи:
- определить значение лесной промышленности в хозяйстве страны;
- определить состав лесной промышленности;
- дать представление о территориальной организации лесной промышленности;
- сформировать понятие “лесопромышленный комплекс”;
- раскрыть особенности структуры лесопромышленных комплексов;
- рассмотреть проблемы и перспективы лесной промышленности.
Оборудование: карта “Лесная промышленность России”, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
II. Проверка по теме “Химическая промышленность”.
Индивидуальная работа за компьютером. Несколько человек (в зависимости от количества компьютеров в классе) выполняют задание за индивидуальным компьютером. Заполняют таблицу, в которой необходимо указать центры химического производства в соответствии с отраслями и факторами размещения.
Фронтальный опрос. Остальные обучающиеся устно отвечают на вопросы:
- Чем химическая промышленность отличается от остальных?
- Назовите основные группы предприятий химической промышленности
- Перечислите химические предприятия, имеющиеся в Волгограде.
- Приведите примеры продукции химической промышленности использующуюся в быту.
- Перечислите экологические проблемы, связанные с химической промышленностью.
III. Изучение нового материала.
– Ребята, оглядитесь вокруг и скажите, присутствует ли в классе продукция лесной промышленности?
Обучающиеся называют предметы являющиеся продукцией лесной промышленности.
Это лишь малая часть того разнообразия, которое выпускает лесная промышленность. А где еще используется продукция лесной промышленности? Обучающиеся отвечают.
Итак, мы убедились, что лесная промышленность играет огромную роль в жизни населения и хозяйстве страны.
А теперь давайте рассмотрим, какова структура лесной промышленности.
(Демонстрация на экране, Презентация. Слайд 2) обучающиеся переносят ее в тетрадь.
Лесная промышленность состоит из трех основных производств: заготовки древесины (валки леса, перевозка ее к центрам обработки), механической переработки (лесопиление, производство фанеры, спичек, мебели и т. д.), лесохимии и целлюлозно-бумажной промышленности.
Но эти производства неравномерно размешены по территории нашей страны, давайте выясним, каковы же причины такого размещения.
Определение факторов размещения идет на примере рассмотрения каждого производства.
Заготовка древесины.
Лес – основа развития лесной промышленности, общая площадь Российских лесов и запас древесины составляют 22% мировых. Это крупнейшие в мире запасы древесины. Используя карту атласа, определите, как распределены леса по территории страны (обучающиеся строят свой ответ на основе анализа карты атласа) во время ответа карта демонстрируется на экране Слайд 3, затем учитель демонстрирует таблицу “Размещение лесных ресурсов”.
На основе этой таблицы скажите, в каких районах страны будет происходить заготовка леса? Обучающиеся обязательно аргументируют свой ответ.
Следовательно, какой фактор будет являться ведущим для заготовки леса? (Сырьевой.)
Так как перевозить круглый лес не выгодно на дальние расстояния, то лесопиление производят в районах заготовки леса.
Механическая обработка древесины.
Механическую обработку древесины можно подразделить на две группы:
Первичная обработка (производство фанеры, спичек и т.д.) и дальнейшая (производство мебели). Как вы думаете, какие факторы размещения будут являться ведущими для данных подгрупп и почему? Обучающиеся обязательно аргументируют свой ответ (производство фанеры, спичек – сырьевой, производство мебели – потребительский).
Целлюлозно-бумажная промышленность и лесохимия.
Целлюлозно-бумажная промышленность – одна из ведущих отраслей лесного комплекса – объединяет технологические процессы получения целлюлозы, бумаги, картона и бумажно-картонных изделий. Используя карту атласа, охарактеризуйте размещение предприятий целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности. Определите факторы размещения данных предприятий. Обучающиеся обязательно аргументируют свой ответ (сырьевой, водный, энергетический).
Для комплексного использования древесины выгоднее создавать не обособленные производства, а объединяющие их лесопромышленные комплексы.
Лесопромышленный комплекс – это объединение близко расположенных предприятий лесной промышленности для совместного использования сырья, энергии, транспорта переработки многочисленных отходов.
Рассмотрим структуру лесопромышленного комплекса (рис 12 стр.42 учебн.).
В чем состоит эффективность создания лесопромышленного комплекса?
По карте атласа определите крупнейшие лесопромышленные комплексы, в каких районах страны они находятся?
(Поверка демонстрируется на экране Слайд 3.)
На основе анализа карт и полученных знаний перечислите основные лесопромышленные районы и объясните причины их формирования.
(Проверка Слайд 4.)
Несмотря на то, что Россия обладает богатейшими лесными ресурсами она не может эффективно их использовать. Назовите причины этого явления (ответ Слайд 5). Перспективы развития.
IV. Закрепление.
Практическая работа
Используя карту атласа “Лесная промышленность” и текст учебника §9, заполните таблицу.
Отрасль лесной промышленности | Центр производства | Основные факторы размещения |
V. Домашнее задание.
§ 9, на контурной карте отметьте крупные центры целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, лесопромышленные комплексы.