Цель: Изучение различных способов изготовления цветочных стеблей их разных материалов для цветов из бисера.
Задачи: Продолжать знакомить с техникой бисероплетения. Развить творческое мышление учащихся, познавательный интерес к работе в творческой мастерской. Воспитать усидчивость, аккуратность
Материалы и приспособления:
- Освещение (направленный источник).
- В рабочей зоне постелить на пол коврик – для упавшего бисера.
- Подстилка на стол из прочной ткани.
- Контейнеры с бисером.
- Кусачки для откусывания проволоки.
- Ножницы.
- Клейкая флористическая лента зеленого цвета.
- Шелковая нить для обматывания ножек.
- Плоскогубцы и круглогубцы для изгибания проволоки.
- Плоскогубцы с мягкими губками для удаления узлов на проволоке.
- Набор цветной проволоки № 24–26.
- Проволоку для сборки № 30–36.
- Металлические треугольники для сортировки и собирания бисеринок.
- Маленькие ножницы.
- Сантиметр или линейку длиной 15 см.
Оформление: Выставка детских работ из бисера.
Ход урока
1. Организация урока.
- Сообщение цели урока.
- Проверка рабочей зоны.
- Инструктаж по технике безопасности. (Приложение 1)
2. Изучение нового материала.
Учитель: Об истории бисера подготовила сообщение Яна Ч.
Выступление Яны. Как любая страна имеет свою историю, бисер имеет свою. Его история тесно связана с возникновением стеклоделия. Да-да, именно стеклоделия. Но начнем по порядку. До сих пор никто точно не знает, когда и где было получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы (древний народ, жители Финикии). В легенде говорится о том, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, оказались в Сирии. Они высадились на берег и, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (природной соды) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струей жидкого стекла. Так или как-то по-другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.
По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к 4 веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу природные красители, египтяне получали стекло голубого, зеленого и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.
Бисер в России. С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX–XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус.
Учитель. На предыдущем занятии вы научились делать цветы из бисера. Одни цветы получились – точные копии живых прототипов, другие – плод жизнерадостной фантазии. Ваши изделия сходны со своими предшественниками в том, что изготовляются из недорогих материалов и по несложной технологии.
Сегодня на занятии я вас научу делать стебельки для цветов из бисера. Делать вы их будете из различных материалов и разными способами.
Стебли и листья, расположенные на них добавляют красоты цветку и поддерживают его. Каждому типу растения присущ свой уникальный стебель, это зависит от места произрастания, питания и других факторов.
Вы можете имитировать стебли, которые встречаются в природе, или изменить их согласно своему представлению о вашем будущем творении. Использование различных материалов для оформления стеблей растения вносит дополнительную текстуру и определенность в цветочную композицию. Зеленый цвет – самый распространенный в растительном мире, но не бойтесь добавлять другие цвета, материалы и текстуры в состав стеблей.
Материалы для стебля. Выбирая материалы для стебля, вы должны учитывать два фактора: стебель должен обеспечивать достаточную поддержку цветку и листьям, но в то же время изящным, насколько это возможно, чтобы не нарушать красоты цветка. Также играет роль назначение изготовляемой вещи: цветок, который предполагается просто демонстрировать, нуждается в меньшем усилении, нежели тот, который изнашиванию
Проволока для стебля. Калибр проволоки для стебля зависит от цветка: веса его головки и листьев, длины стебля и того, как будет использоваться головка композиции. Начинайте с калибра 18–20, впоследствии облегчая или усиливая стебель при необходимости. Используйте проволоку более низкого калибра, (т.е. более толстую) для тяжелых цветков и цветков с длинным стеблем, а более высокого калибра (т.е. более тонкую) – для легких цветков и цветков с коротким стеблем.
Проволока для сборки. Шнуровочная проволока используется для присоединения цветка к стеблю. Чаще всего для этих целей используют проволоку калибра 30–34.
Клеящие вещества. Если необходимо, то при сборке цветка можно использовать липкую ленту или клей. Это могут быть ленты для рам, майларовая (самоклеющаяся, прозрачная) лента или скотч, а также горячий клей или быстросохнущий клей для рукоделия.
Техника оплетки стебля. Оплеточная техника в бисероплетении называется обшивкой. Обшивка служит для крепления и защиты обоих концов проволоки или нити. Существует несколько техник обшивки – простое обертывание, простое обертывание с середины стебля, обертывание с верхним узлом, временная обшивка и различные варианты ручной и игольной обшивки. Применяя их, оплетайте приблизительно от половины до трех четвертей длины стебля, чтобы оставить достаточно места для обработки концов флористической лентой, что защитит оплеточный материал.
Презентация “Техника оплетки стебля”(Приложение 2).
Физкультминутка для глаз (Приложение 3).
3. Создание стебля несколькими способами.
- Повторение способов изготовления стебля
- Выбор способа изготовления
- Подборка материала, цветовой гаммы
4. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового для себя вы узнали?
- Довольны ли вы своей работой?
- Как собираетесь использовать свои продукты труда?
- Есть ли желание еще выполнить работу в этой технике?
По завершению работы делаем выставку, находим лучшие работы, оригинальные, аккуратные, правильно выполненные. Высказываем пожелания.
Список литературы.
- Артамонова Е.В. Бисер. – М.:Изд-во Эскомо, 2005. – 72 с.
- Донателла Чиотти. Фантазии из бисера. Цветы-Бонсай.Изд. "Контэт".Москва 2008 г.
- Шнайдер З.Л. Волшебные цветы из бисера. – Белгорол: Изд-во “Клуб семейного Досуга”, 2011. – 160.
- http://s1.docme.ru/store/data/000021376.ppt?key=9365689555a8a5f98434696090c8cb5a&r=1&fn=prezentaciya-moya-sem._ya.ppt (гимнастика для глаз).