Обучение грамоте по теме "Звуки [ м], [м'], буквы М, м"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся со звуками [м], [м'], буквой М, м; развивать речь, память, мышление. воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор.

Оборудование: учебник, презентация к данному уроку, схемы, буква М в форме веселого человечка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь! Руки?

Дети: На месте!

Учитель: Ноги?

Дети: На месте!

Учитель: Локти?

Дети: У края!

Учитель: Спина?

Дети: Прямая!

II. Актуализация знаний, умений и навыков.

1. Игра "Гласные – неясные".

(Презентация.) Слайд 2.

Вот пять артистов перед вами
Вы ни секунды не теряйте
Буквы гласные раздайте.
Приглашаются в игру
Только о, е, а, и, у.

2. Работа над произношением.

– Ребята, внимательно послушайте скороговорку:

Слайд 3.

“Мамами любимы мы –
Самыми любимыми”.

– Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?

Дети повторяют эту скороговорку, четко произнося каждый звук.

III. Изучение нового материала.

1. Выделение звуков [м], [м'] из слов Дом и восемь.

– Ребята, отгадайте загадку:

В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый …(дом).

Слайд 4.

– Произнесем еще раз слово Дом.
– Какой звук слышится на конце этого слова? ([м])
– Какой это звук? (Согл., тв.)

Дети объясняют по схеме.

Слайд 5.

– Сколько этажей в нашем доме? (Восемь.)
– Какой звук слышится на конце этого слова? ([м'])
– Какой это звук? (Согл., мягк.)

Дети объясняют по схеме. (Схема чертится на доске.)

Игра "Твердый – мягкий".

Дети поднимают синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышат твердый согласный [м]. Зеленую карточку, если услышат мягкий звук [м'].

На полу скребется мышка
Спит в берлоге бурый мишка
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.

Физкультминутка.

Мы дружно трудились,
Немного устали
Быстро все сразу
За партами встали
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.

2. Знакомство с буквой М.

Слайд 6.

– Согласные звуки [м], [м'] на письме обозначаются буквой М.

Учитель показывает букву М.

(Учитель с буквой проходит по рядам и здоровается с детьми.)

– Я хочу с вами подружиться и показать, где живу.

Вот мой домик в "ленте букв", а вот мое место в алфавите.

(Учитель показывает место буквы М в "ленте букв" и в алфавите.)

– Ребята, а ведь у буквы М сегодня День Рождения.

Что мы ей подарим?

Дети называют слова – подарки, в названиях которых встречается буква М (машинку, мишку, мобильный телефон).

– Спасибо, ребята, за подарки.

3. Чтение слогов-слияний.

– Вернемся к нашему высотному дому и посмотрим, что за жильца там живут.

На балкончиках появляются слоги. Дети хором читают слоги-слияния.

Закрепление.

1. Работа по "Азбуке". (стр. 85)

Чтение слов в столбиках. (стр. 85)

– Прочитайте слова.

Какое из этих слов самое дорогое?

Дети называют слова “мама”, “мир”.

Чтение текста, анализ прочитанного.

2. Путешествие по Москве.

– Предлагаю вам попутешествовать. Возьмем с собой букву М, она нам покажет некоторые достопримечательности Москвы и других стран мира, столицы которых, тоже начинаются со звука <М>.

Рассказ ведется от лица буквы М:

– Москва – столица нашей Родины. Это очень большой и красивый город. Главное место, где стараются побывать все гости Москвы – это Красная площадь. Чтобы добраться до нее, мы воспользуемся метро.

Слайд 7.

Хорошо известно всем,
Где метро, там буква М.

Слайд 8–9.

– Пройдя немного по Красной Площади мы попадаем в другой город, с красивым называнием – Милан. Главная его площадь называется Пласа Майор.

– Очень много интересного можно увидеть в этих городах, но нам пора заканчивать наше путешествие.

Итог урока.

– Каким звукам, какой букве был посвящен наш урок?
– Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
– Что вызвало затруднение?
– Спасибо за урок.