Класс: 4.
Место урока: 9 урок в теме “Дизайн”.
Тип урока: проблемный урок.
Цель урока: подвести учащихся к осознанию богатого мира аксессуаров в одежде, обогатить практический опыт учащихся в воплощении собственного творческого замысла в изготовлении веера.
Задачи урока:
- формировать представление учащихся об использовании и подборе аксессуаров к одежде;
- познакомить с историей возникновения веера и его назначением в настоящее время;
- отрабатывать практические умения в работе с бумагой в технике “квиллинг”;
- формировать умения и навыки по созданию презентации изделия своего труда;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать интерес к творческому взаимодействию при работе в группах, развивать навык сотрудничества со сверстниками;
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества личности, целеустремленность, ответственность, ценностное отношение к труду;
- формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- отрабатывать навык смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, формировать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами.
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
- словесные: беседа, учебная дискуссия, работа с учебником (составление справки);
- наглядные: метод иллюстраций и метод демонстраций;
- практические: учебно-трудовые упражнения;
- дидактическая играю
По характеру познавательной деятельности учащихся:
- частично-поисковый (эвристический);
- Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Оборудование:
- Е.А. Лутцева Технология. 4 класс. Учебник. – М.: “Вентана-Граф”, 2009;
- мультимедийный проектор, компьютер;
- заготовки белого картона (полоски 200мм х 15мм), белой бумаги (полоски 290мм х 15мм);
- клей, кисточка, ножницы.
Цифровые образовательные ресурсы: видеоролик “Хит-парад летних аксессуаров” // 1tv.ru›Доброе утро›Видео›p33629/pg1/v84
Наглядность: образец изделия, авторская электронная презентация Power Point.
Предварительная работа: освоение техники бумажной филиграни – квиллинг.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока
Учитель:
- Наш урок мы начнем с просмотра видеоролика, который поможет определить тему, которую мы сегодня будем обсуждать. Внимание на экран.
(Слайд 2)
Использование ЦОР: просмотр видеоролика “Хит-парад летних аксессуаров” // 1tv.ru›Доброе утро›Видео›p33629/pg1/v84
Учитель:
- Что же вы узнали?
- С помощью каких деталей, дополнений можно не только придать своему костюму особый вид, но и создать свой собственный стиль?
- Как называются эти дополнения в одежде?
(Слайд 3)
Вывод: Все мелкие детали, предметы, дополняющие костюм, называются аксессуарами.
(Слайд 4)
Попробуем сформулировать тему урока (Дети с помощью учителя формулируют тему урока)
Тема урока: “Аксессуары в одежде”.
III. Постановка проблемы
Учитель:
- Как вы считаете, важна ли эта тема для нас с вами? Чем?
- Как вы думаете, может ли информация об этом пригодиться вам в жизни?
- А чтобы разрешить наш спор и выяснить, кто из ребят прав, мы должны найти ответ на вопрос: Как используют аксессуары и подбирают их к одежде?
(Слайд 5)
IV. Постановка цели
Дети совместно с учителем ставят цели:
- узнать (что такое аксессуары и для чего предназначены);
- научиться (подбирать аксессуары к своей одежде);
- создать (аксессуар-сувенир – веер).
(Слайд 6)
Дополняем тему урока: “Аксессуары в одежде. Веер”
Учитель:
- В работе помогут учебник технологии и другие источники информации.
(Слайд 7)
V. Работа с учебником
Учитель:
- Откройте учебник на стр. 94. Рассмотрите рисунки. Сравните современную и старинную одежды.
- Назовите аксессуары. Какие аксессуары использовались в старину?
- Какие аксессуары существуют в современной одежде?
- Как вы думаете, изменяются ли аксессуары со временем? Как?
- Как вы считаете, нужно ли уметь подбирать аксессуары к костюму?
- Какие аксессуары есть у вас? Как вы их используете? Когда?
- Какое влияние оказывает мода на аксессуары?
(Слайд 8)
VI. Работа в группах (подтверждение или опровержение гипотез)
Учитель:
- Подтверждение или опровержение своих высказываний вы найдете в текстах.
(Каждый ученик группы получает карточку с текстом и вопросами, изучает текст, далее идет обсуждение информации в группе, выдвигается представитель для выступления перед классом с кратким сообщением.)
Задание в группе выполняется по плану:
- Изучить информацию.
- Подготовить ответ на вопрос.
- Выступить перед одноклассниками.
(Слайды 9,10, 11, 12, 13, 14, 15)
КАРТОЧКА № 1 Слово “аксессуары” означает “дополнение”. Бусы, цепочки, шарфы, ремни, часы, сумки, заколки – вот неполный перечень аксессуаров. Каждая эпоха имела собственные модные “игрушки”, дополняющие костюм. С 12 по 17 век знатные дамы непременно носили на золотых цепочках на шее или у пояса маленькое ручное зеркальце. В следующем столетии популярны были флаконы для духов, табакерки, зубочистки, часы и даже маленькие ситечки. Менялись эпохи, шли года, менялась мода, что-то уходило в прошлое, а что-то актуально и сейчас. Например, БЛОХОВНИЦА – коробочка с медом для ловли блох в многочисленных складках юбки – в прошлом. ВЕЕР или ОПАХАЛО известен с глубокой древности, популярен и сейчас. Вопрос для обсуждения: Что такое аксессуары и как они менялись в течение времени? |
КАРТОЧКА № 2 Аксессуары используются для украшения одежды, костюма. С помощью аксессуаров можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и даже скрыть некоторые недостатки. Они могут добавить нашему облику ту самую “изюминку”, которая надолго запомнится окружающим. В то же время неправильно подобранный аксессуар может свести все наши усилия на нет. Вопрос для обсуждения: Для чего используют аксессуары в одежде? |
КАРТОЧКА № 3 Чтобы аксессуар хорошо смотрелся, необходимо помнить о сочетании цветов. Нужно учитывать возраст человека, особенности фигуры, форму лица, прическу, стиль одежды. Симпатичных мелочей не должно быть слишком много. Не забывайте: то, что подходит одному, не всегда подходит другому. Вопрос для обсуждения: Какие правила необходимо соблюдать при подборе аксессуара? |
КАРТОЧКА № 4 Одним из украшений дамского туалета является веер. Вначале своего появления веера изготавливали из веток пальмы и лотоса, перьев птиц. Самые первые веера появились до нашей эры. Они представляли собой большие опахала с ручкой, которыми обмахивали царственных особ. Со временем веера совершенствовались, становились меньше и дороже, так как украшались вышивкой, драгоценными камнями, тканями. Вопрос для обсуждения: Что представляли собой веера в прошлом? |
КАРТОЧКА № 5 В Древнем Египте он был атрибутом знатных и богатых людей, в Китае считался талисманом защиты и бессмертия, в Японии – символом военной власти, в Европе с его помощью вели настоящий “разговор” с кавалерами, объяснялись в любви. В настоящее время – изящный аксессуар, который потерял свое прямое назначение и стал исключительно дополнением к образу дам, сувениром в современном интерьере и даже предметом коллекционирования. Вопрос для обсуждения: Каково назначение веера? |
Учитель: Подведем итог:
- Что вы узнали?
- Чему научились?
VII. Музыкальная физминутка: “Примерка аксессуаров”
(Слайды 16, 17)
VIII. Практическая работа
Учитель:
- Что должны сделать на следующем этапе нашей работы? (создать аксессуар – веер)
- Используя изученную технику “квиллинг”, мы создадим аксессуар-сувенир – веер. (Показ образца.)
1. Вводный инструктаж. Анализ образца изделия.
- Из каких частей состоит изделие? (основа, украшение)
Дополнительные сведения: Веер состоит из остова (станок) – жесткая негнущаяся часть веера, состоящая из пластин, и экрана.
- Какова форма основы (станка)? Как соединены детали основы?
- Какой материал использован для основы? (Картон.)
- Из каких деталей состоит украшение (экран)? (элементы “капля”, “веточка”, “глаз” техники “квиллинг”.)
- Из какого материала выполнены детали экрана? (Бумага.)
- Как детали экрана соединены с основой?
- Какие потребуются материалы? Инструменты?
2. Подготовка рабочего места.
3. Планирование процесса выполнения работы.
(Слайды 18, 19)
Учитель:
- Изготовьте веер, используя инструкционную карту.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
|
- Распределите обязанности в группе: выберите ученика, который будет делать остов веера и собирать изделие, остальные ребята делают детали экрана.
- Во время работы не забывайте про правила безопасной работы.
(Слайд 20)
4. Инструктаж по технике безопасности.
|
(Слайд 21)
5. Правила работы с клеем.
|
6. Изготовление изделия по намеченному плану. Самостоятельная практическая работа учащихся. Текущий инструктаж.
7. Заключительный инструктаж.
(Слайд 22)
IX. Презентация работ учащихся
Группы презентуют свои изделия по плану:
1. Назначение изделия.
2. Соответствие выполненного изделия критериям:
- качество сборки;
- оригинальность (отличительная черта).
3. Какими качествами должен обладать дизайнер для изготовления этого аксессуара?
4. Оценка работы группы.
X. Подведение итогов
XI. Уборка рабочего места
(Слайд 23)
Показ образцов вееров, созданных в технике “квиллинг”.