Цели:
- Образовательные: формирование понятия о постоянном магните и его свойствах, а так же о магнитном поле Земли;
- Развивающие: развитие произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения.), познавательного интереса, информационной культуры ученика; развитие умения вести диалог;
- Воспитательные: формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Приемы: интонационное выделение логически важных моментов изложения; ответы на поставленные вопросы; демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования (интерактивной доски); задание учащимся на осмысление изученных знаний.
Средства обучения: учебник Физика – 8, Перышкин А.В., компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация1.ppt (интервью с магнитом) находится в приложении 2, приложение 4 (Проверь себя), фрагмент мультфильма Смешарики серия “Магнетизм” (приложение1), фрагмент видео северное сияние (приложение 3).
Оборудование: на столах у учащихся маленький магнит, кнопки, английская булавка, ножницы.
Хронометраж урока:
Организационное начало урока – 1 мин.
Постановка учебной проблемы – 9 мин.
Постановка цели урока – 2 мин.
Изучение новой темы – 10 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Закрепления новых знаний – 15 мин.
Информация о домашнем задании – 1 мин.
Подведение итогов, рефлексия – 5 мин.
Ход урока
1. Организационное начало урока.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Доброжелательный настрой, приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
2. Постановка учебной проблемы.
Обеспечение мотивации учащихся.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, фрагмент из мультфильма. Показ фрагмента мультфильма Смешарики серия “Магнетизм” (Приложение 1).
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем много нового и интересного?
Ответ: О магнитах?
Учитель: Взаимодействуют ли магниты друг с другом?
Ответ: Да, разноименные полюса притягиваются, а одноименные отталкиваются.
Учитель: А каким замечательным свойством обладают все магниты?
Ответ: свойством притягивать к себе металлические предметы.
Учащиеся с помощью магнита, который у них на столах притягивают скрепки.
Учитель: Но таким же свойством обладает электромагнит.
Показываю опыт.
Условие:
Результат:
Когда горит лампа, гвоздь притягивает канцелярские кнопки. После выключения тока кнопки не притягиваются. А к постоянному магниту притягиваются.
Учитель: Сделайте выводы, пожалуйста.
Ответ: Электромагнит размагничивается после выключения тока, а магнит сохраняет свою намагниченность долгое время.
Учитель: Правильно. Поэтому магнит и называют часто постоянным магнитом.
А теперь давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь? “Постоянные магниты. Магнитное поле Земли”.
3. Постановка цели урока
Учитель: наблюдали ли вы действие постоянных магнитов и магнитного поля Земли?
Ответ: Постоянные магниты используются в быту для закрытия мебельных дверец, с помощью магнита можно отыскать мелкий металлический предмет, компас реагирует на магнитное поле Земли, электромагниты поднимают тяжелые грузы. Даже есть магнитные бусы.
Учитель: Вы знаете много примеров доказывающих, что необходимо изучать магниты и магнитное поле Земли. Тогда какова цель нашего урока?
Ученики формулируют цели урока.
Узнать какими свойствами обладает постоянный магнит, магнитное поле Земли и где их можно использовать в жизни.
4. Изучение новой темы.
Учитель: Что делает журналист, чтобы узнать интересное о том или ином человеке?
Ответ: берет интервью у этого человека.
Учитель: давайте, и мы с вами возьмем интервью у мистера Постоянного Магнита, чтобы узнать его поближе Приложение 2. (Слайд 1)
Сегодня к нам в студию пришел очень известный гость мистер Магнит, здравствуйте.
Мы с ребятами очень хотели бы задать вам несколько вопросов.
(Ученики задают вопросы, используя презентацию PowerPoint интервью с магнитом.)
Вопрос: Мистер Магнит, где находится ваша Родина?
(Слайд 2)
Ответ:
Еще 2500 лет назад в местности Магнесия – это город в Малой Азии, начали добывать камень магнетит (или магнитный железняк). Камень из такой руды является моим предком – естественным магнитом. Мое имя, в переводе с греческого, означает “камень из Магнесии”. Позже люди научились создавать тела, по своим действиям совпадающие с естественными магнитами.
Вопрос: как же можно объяснить вашу намагниченность?
(Слайд 3) Ответ: мою намагниченность объяснил французский ученый Ампер. Все вы знаете, что любое тело состоит из вещества, а вещество из атомов, внутри которого есть ядро, а вокруг него вращаются электроны. Так вот эти электроны и создают маленькие электрические токи, а значит и магнитное поле, которое и вызывает мою намагниченность.
Вопрос: У концов магнита кнопки удерживаются прочно, а в центре отпадают.
Чем это объяснить? (Слайд 4)
Ответ: По своей длине я неоднороден. Наиболее четко мое свойство притягивать наблюдается по краям – моим полюсам северном и южном.
Вопрос: в какой форме вы бываете? (Слайд 5)
Ответ: я могу быть в различной форме: дуговой, кольцевой, полосовой.
Вопрос: Чем же можно объяснить взаимодействие магнитов?
Ответ: Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Магнитное поле одного магнита действует на магнитное поле другого и наоборот. С помощью железных опилок можно получить представление о виде магнитного поля постоянного магнита. Предлагаю вам посмотреть опыт (Слайд 6, прежде чем запустить презентацию “интервью с магнитом” нужно сделать доступным для программы PowerPoint файл “наблюдение линий индукции магнитного поля”).
Вопрос: Почему стрелка компаса устанавливается в данном месте Земли всегда определенным образом? (Слайд 7.)
Ответ: Это объясняется тем, что вокруг земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. Можно сказать, что внутри Земли есть постоянный магнит.
Вопрос: А зачем Земле магнитное поле? (Слайд 8)
Ответ: Установлено что земное магнитное поле надежно защищает Землю от космического излучения, действие которого на вас разрушительно. Благодаря магнитному полю, в северных широтах можно увидеть полярное сияние.
Вопрос: Какую пользу вы приносите людям? (Слайд 9)
Ответ: Я не заменим в электрических измерительных приборах, в электродвигателях, в громкоговорителях, телефонах и других устройствах.
Шар кондиционер – это сильный магнит, который поможет смягчить водопроводную воду без применения химических средств, благодаря пространственной переориентации молекул. Поместите ШАР в стиральную машину вместе с бельем или в верхнюю часть посудомоечной машины. ШАР создает сильное магнитное поле и когда вода проходит через отверстия, кальциевые соли меняют свою пространственную ориентацию так, что перестают оседать и налипать на элементах машины и тканях. ШАР, преобразуя кальций на 100%, смягчает воду и увеличивает ее моющие и ополаскивающие свойства. Может применяться в стиральных машинах вместо “Калгона”.
Учитель: Спасибо, уважаемый Магнит за интервью.
(Физкультминутка, во время которой, выполняем зарядку для глаз.)
5. Первичная проверка понимания, закрепления новых знаний.
Учитель: Теперь я предлагаю вам ответить на вопросы по новому материалу (Приложение 4).
- Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне нет?
- Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?
- Магнит поднесли к предмету, а он не притягивается. Какова причина этого явления?
- Северный конец стрелки магнита показывает на север. Но ведь он должен притянуться к южному полюсу магнита. Что это означает?
- На рисунке изображен полосовой магнит АВ и его магнитное поле. Какой из полюсов северный, а какой южный?
Учащиеся отвечают на вопросы, проводят самоконтроль с помощью тренажера.
Учитель: О каком явлении говорят:
Ах, как играет Север
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета.
Ответ: О Полярном сиянии.
Давайте понаблюдаем за этим красивым явлением (показ видео из файла Приложение 3).
Учитель: Как вы думаете, могут ли стать магнитом обыкновенные ножницы, которые лежат у вас на столах?
Ответ: Могут. Нужно их потереть о магнит, и они будут притягивать металлические предметы.
Учитель: Попробуйте проверить свое предположение на опыте.
Учащиеся проделывают опыт с ножницами, магнитом и английской булавкой.
Учитель: А может ли магнит утратить свои магнитные свойства?
Ответ: Конечно, может.
Учитель: При каких условиях? Выскажите свои предположения.
Ответ: Магнит со временем размагничивается;
Магнитные свойства утрачиваются при высокой температуре.
Учитель: А еще это возможно, если поместить магнит в переменное магнитное поле.
6. Информация о домашнем задании.
Прочитайте § 59, 60 учебника и в рисунке передайте основное содержание текста либо сочините стихотворение о магните и его свойствах.
7. Подведение итогов учебного занятия, рефлексия.
Учитель: что сегодня на уроке самое важное; самое интересное и самое трудное.
Я благодарю всех за урок! Мы сегодня отлично поработали вместе.
Литература:
- Гуревич А. Е. Физика. Электромагнитные явления. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999.
- Касьянов В. А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2002.
- Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2004.