Задачи урока
- Повторение ранее изученных букв: гласных и согласных, их отличие
- Изучение первых букв, обозначающих два звука.
- Повторение и закрепление понятий: число, род, значение слова.
- Продолжение работы над характеристикой звуков: мягкость и твёрдость, звонкость и глухость.
- Работа над текстом: чтение, понимание прочитанного.
- Работа над многозначностью слова.
Цель урока: Познакомить детей с новыми буквами и звуками.
Задачи:
- Сформировать четкое представление о том, что буквы “Е”, “Ё” в начале слова обозначает два звука (Й) и (Э), (Й) и (О).
- Формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения слогов, предложений с изученными буквами.
- Продолжить работу над пониманием прочитанного текста.
- Познакомить детей с новыми многозначными словами.
Оборудование: Доска, “Букварь” Т.М. Андриановой, предметные картинки.
Ход урока
- Орг. Момент
Учитель: Ребята, перед вами буквы. Прочитайте их. А, О, Р, У, П, Э, С.
На какие группы их можно разделить?
Дети: На буквы обозначающие гласные и согласные звуки.
Звуки (А), (О), (У), (Э) образованы с помощью голоса, а звуки (Р), (П), (С) с помощью голоса и шума.
Учитель: Отгадайте загадки.
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Дети: Ёжик.
Учитель: Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
Дети: Ель.
Учитель: Произнесем слова "ели" и “ёжик” по слогам.
А теперь произнесём первые слоги в этих словах. Сколько звуков вы слышите?
Дети: Два (Й), (О) и (Й), (Э)
Учитель: А сколько букв в первых слогах?
Дети: Одна.
Учитель: Что же это значит?
Дети: Это значит, что одна буква обозначает два звука. Буква Е обозначает звуки (Й), (Э).
Буква Ё - звуки (Й), (О).
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Дети: их версии.
Читаем столбики слов. Обозначаем точками мягкость или твёрдость звуков, шляпками - звонкость или глухость
Повторное чтение.
1 столбик – ёж
Ёжик
Учитель: Чем отличаются значения этих слов?
Дети: Ёж большой, а ёжик маленький.
Учитель: Какая часть превратила большого ежа в маленького?
Дети: -ик
Учитель: Найдите, в каком столбике произошло такое же “превращение”.
Дети: В третьем.
Учитель: Чем интересны слова второго столбика – ели
Ёлка
Дети: Первое слово в единственном числе, а второе во множественном.
Ель и ёлка – это названия одного и того же дерева.
У слова “ели” несколько значений.
Учитель: Чем интересен 4-ый столбик – еду
Едут
Дети: Единственное и множественное число.
Учитель: Что можно сказать о 5-ом столбике? – ел
Ела
Дети: Первое слово употреблено в форме мужского рода, а второе слово в форме
Женского рода.
Читаем рассказ. Работаем над ним.
- О каких двух ежах идёт речь?
- В чём сходство этих ежей?
- А в чём отличия? Прочитайте.
6. Работа над многозначными словами.
Учитель: Посмотрите на картинки. Назовите нарисованные предметы. Поставьте к ним вопросы “кто” или “что”. Почему предметы каждой пары имеют одинаковые названия.
- Итог урока
- С какими буквами мы сегодня познакомились? Чем они интересны?
- Какие звуки они обозначают?
-Какие многозначные слова вы сегодня узнали?