Конспект урока по обучению грамоте по теме "Буквы Е,е и Ё,ё"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока

  1. Повторение ранее изученных букв: гласных и согласных, их отличие
  2. Изучение первых букв, обозначающих два звука.
  3. Повторение и закрепление понятий: число, род, значение слова.
  4. Продолжение работы над характеристикой звуков: мягкость и твёрдость, звонкость и глухость.
  5. Работа над текстом: чтение, понимание прочитанного.
  6. Работа над многозначностью слова.

Цель урока: Познакомить детей с новыми буквами и звуками.

Задачи:

  1. Сформировать четкое представление о том, что буквы “Е”, “Ё” в начале слова обозначает два звука (Й) и (Э), (Й) и (О).
  2. Формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения слогов, предложений с изученными буквами.
  3. Продолжить работу над пониманием прочитанного текста.
  4. Познакомить детей с новыми многозначными словами.

Оборудование: Доска, “Букварь” Т.М. Андриановой, предметные картинки.

Ход урока

  1. Орг. Момент.
  2. Повторение изученных букв.
  3. Учитель: Ребята, перед вами буквы. Прочитайте их. А, О, Р, У, П, Э, С.

    На какие группы их можно разделить?

    Дети: На буквы обозначающие гласные и согласные звуки.

    Звуки (А), (О), (У), (Э) образованы с помощью голоса, а звуки (Р), (П), (С) с помощью голоса и шума.

  4. Изучение нового материала.
  5. Учитель: Отгадайте загадки.

    Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

    Дети: Ёжик.

    Учитель: Её всегда в лесу найдёшь -
    Пойдём гулять и встретим:
    Стоит колючая, как ёж,
    Зимою в платье летнем.

    Дети: Ель.

    Учитель: Произнесем слова "ели" и “ёжик” по слогам.

    А теперь произнесём первые слоги в этих словах. Сколько звуков вы слышите?

    Дети: Два (Й), (О) и (Й), (Э)

    Учитель: А сколько букв в первых слогах?

    Дети: Одна.

    Учитель: Что же это значит?

    Дети: Это значит, что одна буква обозначает два звука. Буква Е обозначает звуки (Й), (Э).

    Буква Ё - звуки (Й), (О).

    Учитель: Какова же тема нашего урока?

    Дети: их версии.

  6. Работа с букварём.
  7. Читаем столбики слов. Обозначаем точками мягкость или твёрдость звуков, шляпками - звонкость или глухость

    Повторное чтение.

    1 столбик – ёж

    Ёжик

    Учитель: Чем отличаются значения этих слов?

    Дети: Ёж большой, а ёжик маленький.

    Учитель: Какая часть превратила большого ежа в маленького?

    Дети: -ик

    Учитель: Найдите, в каком столбике произошло такое же “превращение”.

    Дети: В третьем.

    Учитель: Чем интересны слова второго столбика – ели

    Ёлка

    Дети: Первое слово в единственном числе, а второе во множественном.

    Ель и ёлка – это названия одного и того же дерева.

    У слова “ели” несколько значений.

    Учитель: Чем интересен 4-ый столбик – еду

    Едут

    Дети: Единственное и множественное число.

    Учитель: Что можно сказать о 5-ом столбике? – ел

    Ела

    Дети: Первое слово употреблено в форме мужского рода, а второе слово в форме

    Женского рода.

  8. Работа с текстом.

Читаем рассказ. Работаем над ним.

- О каких двух ежах идёт речь?

- В чём сходство этих ежей?

- А в чём отличия? Прочитайте.

6. Работа над многозначными словами.

Учитель: Посмотрите на картинки. Назовите нарисованные предметы. Поставьте к ним вопросы “кто” или “что”. Почему предметы каждой пары имеют одинаковые названия.

  1. Итог урока

- С какими буквами мы сегодня познакомились? Чем они интересны?

- Какие звуки они обозначают?

-Какие многозначные слова вы сегодня узнали?