Цель урока (предметная):
– познакомить со звуком ч и буквой Чч;
– формировать представлений о многозначности слов (глаголов);
– знакомить с правилом ЧА– ЧУ;
– развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать связную речь;
– воспитывать бережное отношение к времени.
Планируемый результат: знать характеристику звука Ч, уметь находить в тексте слова с буквой Чч , выделять и применять в словах правило ЧА,ЧУ.
Ход урока
Этап урока, технология |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Цель, УУД, формирующиеся на данном этапе |
Деятельность ученика |
1. Мотивация к учебной деятельности Технология – Индукция |
(На доске): Кто ничего не
изучает, Р.Сэф – Для чего я взяла этот эпиграф? – На уроке должны многому научиться, а значит, нам не будет скучно |
Цель: активизировать уч-ся; создать
психологический настрой УУД: Регулятивные – волевая саморегуляция Личностные – смыслообразование Коммуникативные – планирование учебной деятельности с учителем и сверстниками Познавательные – умение строить высказывание Результат: положительная мотивация на урок |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их |
2. Актуализация знаний Технология – рефлексия |
– У вас на столах лежат карточки с
буквами. Нужно разделить буквы на 2 группы. На
верхней строке напечатайте буквы звонких
согласных звуков, на нижней строке – буквы
глухих согласных звуков.
Карточка для учащегося _________________ МБНШЙПРТЛ Проверка: – Что объединяет все эти буквы? – Назовите глухие звуки, звонкие – Оцените свою работу. (На данном уроке дети выбрали критерий правильности букв по звонкости– глухости звуков) |
Цель: организовать актуализацию
имеющихся знаний, мотивировать к пробному
учебному действию (надо-могу-хочу) УУД: Познавательные – умение структурировать знания Регулятивные – прогнозирование, коррекция Личностные – самоопределение |
Работа с информацией, контроль, участие в обсуждении проблемы, формулирование собственного мнения |
3. Изучение нового материала Технология – самоконструкция, социоконструкция, социализация Проблемное обучение, технология критического мышления Афиширование |
Вхождение в тему. – Отгадайте загадку:
– Почему он к нам пришёл на этот урок? (первый звук Ч) – Цель нашего урока – изучить новую букву Чч, узнать новые правила, связанные с буквой и научится характеризовать звук, обозначающий букву Ч Открытие нового знания – Произнесём звук Ч и определим, какой он? (на доске появляется “кластер”: Согласный Проблема: – А бывает ли этот звук твёрдым? – Звук Ч обозначается на письме буквой Ч. (показ) Творческое задание: (пропедевтическое создание учащимися соб. проектов) – На что похожа буква?
Индивидуальное задание: – У каждого на парте пластилин, семена растений и крупа. Попробуйте изобразить нашу сегодняшнюю гостью из данных материалов. (выступления детей со своими работами– афиширование) На дом: попробуйте составить проект “Спрячь букву Ч в любой предмет (по желанию) Чтение слогов с новой буквой: Букву новую узнали ЧА – с радостью Проблема: Почему я написала слог ЧА с буквой А, ЧУ – с У? Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. Однажды буквы Я,Ю,А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитали и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже всё обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю всё никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая. Обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего дома, видит –Ю и Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. – Подумаешь, обиделась!– сказала Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ? – А вот и обойдусь!– сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут. С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. Правило: ЧА пиши с буквой А Чу пиши с буквой У |
Цель: познакомить с новой буквой,
научить характеризовать звук Ч УУД: Познавательные – структуирование знаний. Умение строить высказывания Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование Личностные – смыслообразование |
Работа с информацией, Участие в обсуждении проблемы, формулирование собственного мнения и аргументирование. Проявление творческих способностей. Запоминание правила написания ЧА, ЧУ |
4.Первичное закрепление изученного Технология развивающего обучения Групповая работа Здоровьесберегающие технологии |
Старуха Шапокляк решила навредить нам,
но мы справимся с заданием: (даётся алгоритм:
Чяс вьремя патехи делу – Как понимаете пословицу? (Делу – время, потехе – час.) Работа над лексическим значением слов. – Как понимаете значения слов:
(Результат – многие глаголы имеют много значений, эти слова называются многозначными) Воспитательный момент о бережном отношении ко времени. Физминутка про часы.
|
Цель: научиться исправлять ошибки,
писать правильно и аргументировать, применять на
практике полученные знания УУД: Познавательные – рефлексия деятельности, структурирование знаний Коммуникативные – умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества Регулятивные – планировани Личностные – смыслообразование. Нравственно-эстетическое оценивание |
Применение на практике знания правила
ЧА,ЧУ. Составление пословицы и раскрытие смысла Умение бережного отношения ко времени Раскрытие многозначности глаголов |
5. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону Рефлексия |
(Отгадывание кроссворда) Ч_ _ _А –
речная птица |
Цель: организовать самостоятельное
выполнение на новый способ действия, соотнесения
работы с эталоном для самопроверки УУД: Регулятивные – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция Познавательные – структурирование знаний |
Применение знаний на практике |
6.Включение в систему знаний и
повторение Разрыв |
– Чебурашка написал письмо крокодилу
Гене о проведённом лете. (Работа по алгоритму) – Прочитать текст. – Найти все слова с буквой Ч. – Найти в тексте и объяснить написание слов Калачики и калачики. – Найти слова с новым правиломЧА,ЧУ Дорогой Гена! Я отдыхал летом в деревне Калачики. Каждое утро купался в речке и грелся на песочке. Лучики солнышка ласкали меня своим теплом. Днём ходил в лес собирать чернику. Вокруг прыгали зайчики, скакали белочки и бегали лисички. А вечером я пил чай с калачиками. |
Цель: Организовать выявление типов
заданий, где используется новый способ действий,
организовать повторение учебного содержания УУД: Регулятивные – прогнозирование |
Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов. Формулировать собственное мнение и
аргументировать его. Работа по алгоритму |
7. Рефлексия учебной деятельности Рефлексия |
– С какой буквой познакомились? – Чему научились? – Какие учебные действия развивали? – Понравился ли урок? – Вы получаете лучики солнышка за хорошую работу (лучики радости, добра, надежды, любви, нежности, успеха, оптимизма, удачи, здоровья, счастья…) |
Цель: организовать фиксацию нового
содержания, изученного на уроке, выявить
затруднения УУД: Познавательные – структурирование знаний, оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные – умение выражать свои мысли Регулятивные – саморегуляция, оценка, прогнозирование |
Оценить собственную деятельность на
уроке: ЗНАЮ, МОГУ, ЗАПОМНИЛ |