Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сформулировал требования к современной школе:
"Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Новая школа - это школа для всех.
Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени".
Средой считается всё то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития. Поэтому первым шагом в управлении взаимодействием школы и среды является: изучение среды; выявление её воспитательных возможностей; поиск способов использования воспитательного потенциала среды. Учитывать возможности среды - значит принимать во внимание её свойства: как и в чём посредствует среда субъекту развития; что и как опосредует среда в развивающейся личности, в детском коллективе; как воздействует среда на развитие личности в моральном, социальном, психофизическом планах.
"Образовательная среда" объединяет понятия "среда" и "образование" и рассматривается обычно как совокупность условий, в которых реализуется образование. Наполняемость данного понятия зависит от того, насколько полно учитываются эти условия и что при этом понимается под образованием. Таким образом, под образовательной средой понимается подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.
Как правило, при этом уточняется система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и, в целом, личностное развитие школьника на основе его природных и возрастных особенностей и с учетом целей общества.
Понятие "образовательная среда" подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.
Использование данного понятия в современных психолого- педагогических работах акцентирует внимание исследователей на факте того, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей детей. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.
Исходным основанием для понимания смысла термина "образовательная среда" служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте "человек - окружающая среда". Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся интересов и способностей.
Директивный стиль педагогической деятельности способствует образованию такой структуры взаимодействий школьника и образовательной среды, которая снижает их эффективность. Либеральный стиль педагогической деятельности способствует возникновению нестабильной структуры взаимодействий.
Идеи синергетики, являющиеся составной частью системного подхода, позволяют рассматривать образовательную среду как открытую саморазвивающуюся целостную систему. Открытость предполагает взаимодействие субъектов, представляющих собой такие же открытые системы, в режиме диалога, самоактуализации внутренних ресурсов развития.
Общеобразовательная среда сама по себе мощная личностно-формирующая субстанция. Освоить педагогически среду - это значит включить ее воспитательный и развивающий потенциал в воспитательные отношения и деятельность педагогов и обучающихся.
Как элемент образования образовательная среда представляет собой совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования общества и государства.
В широком смысле образовательная среда является объектом деятельности, связанной с целеполаганием образования в целом и содержанием педагогического процесса как производного от общего содержания образования, его социально ценностной культурной направленности, что предполагает иерархизацию целей и задач образовательной политики государства с обязательным учетом образовательной традиции данного общества.
Особое значение в настоящее время имеет понятие "развивающая среда".
Анализ материалов исследований ученых позволил уточнить различные характеристики образовательной среды, которые раскрывают ее качественное состояние и силу влияния на развитие школьников. Таковыми являются широта среды; ее интенсивность (содержательная насыщенность); осознаваемость (сознательная включенность в нее всех субъектов образовательного процесса); соотношение рационального и эмоционального компонентов; социальная активность; мобильность и устойчивость. Смысл педагогического освоения среды заключается в управлении через нее процессом формирования и развития личности. Сегодня следует отметить, что развитие личности в процессе обучения считается приоритетной, поэтому стратегией управления образовательными процессами определяет опережающее обучение. Это влияет на изменение форм организации управления.
Опережающее управление направленно на достижение целей, а цель определяет результат, значит ориентируемся на развитие личности, общества и государства.
Развивающая среда позволила ввести в учебный процесс элементы демократизации, прогнозирования, проектирования и стратегического управления, что отражается в Программе развития школы.
Многомерную характеристику образовательной среды даёт в своем исследовании А.А. Ярулов [1] и раскрывает её особенности, с учетом разных уровней её рассмотрения.
- на индивидуальном уровне как среда образования и оформления: человеческого в человеке (философский аспект); внутреннего мира (психологический аспект); гармонично развитого человека (педагогический аспект); совокупного субъекта и объекта своего развития (управленческий аспект);
- на уровне школы как образовательная среда содействия взрослеющему человеку в обогащении и оформлении индивидуального стиля взаимодействия со средой своего развития;
- на совместном уровне как специально спрогнозированное, смоделированное и спроектированное управленческое пространство созидания и реализации программ обогащения культуры взаимодействия с духовно-нравственной, образно-знаковой, социальной, коммуникативной, предметно-вещной и природной реальностью как на совместном, так и индивидуальном уровне.
По определению Ярулова А. А. [1] среда образования взрослеющего человека представляет собой:
- совокупность педагогически организованных взаимодействий;
- систему педагогически интегративных условий, содействующих приобретению и обогащению нравственного, социального, субъектно-деятельностного опыта взаимодействия взрослеющего человека;
- педагогически организованное пространство поликультурного образования взрослеющего человека, в котором, в силу возрастной специфики, под целенаправленным руководством педагогов интегративно решаются задачи общекультурного, социального и личностного образования школьников;
Наряду с уже названным выше ученый подчеркивает, что среда образования является универсальным ресурсом развития и совершенствования образовательных процессов, позволяющий любой школе, вне зависимости от материальных ресурсов и степени развитости инфраструктуры, обеспечить качественное решение множества поставленных перед ней целей и задач.
Субъектно-развивающая среда школы должна предоставить обучающимся условия для развития субъектного опыта в различных видах деятельности, что в свою очередь обеспечит формирование субъективности школьника понимаемой как способности личности встать в преобразующие отношения к самому себе.
В силу чего важно обеспечить обучающимся условия самореализации и саморазвития в разных видах деятельности.
В силу того, что компетентностный подход меняет структуру отношений между субъектами образовательного процесса и предполагает перевод обучения на субъект-субъектные отношения, что предполагает изменения педагогической деятельности, внедрения таких технологий, которые обеспечат обучающимся развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, приведет к саморазвитию.
Основой и источником развития субъекта является его собственная активность. Направленность этой активности определяется смысловым, отношением школьников к познавательной деятельности. В связи с этим важно обогащение учебного материала личностно-значимым содержанием, включающим не только понятия, но и эмоционально-насыщенные образы, символы, метафоры.
Именно качественно организованная среда позволит школьникам получать хорошее образование, представив школьникам достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории.
Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель должен осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Так как именно мотивация является основным "компонентом" компетентностей, а влияние среды на мотивацию крайне значительно, то влиянию среды в формировании компетентностей придается особое значение. Таким образом, при оценке влияния среды на формирование компетентностей главное внимание уделяется именно влиянию среды на мотивацию.
Каковы же должны быть организационно-педагогические условия создания образовательной среды, в которой успешно будет протекать развитие личностей и ученика и учителя? Понимая всю многогранность обозначенной проблемы, остановимся на субъектной составляющей развивающей образовательной среды.
Понимая под средой ближайшее окружение объекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои свойства, мы становимся перед проблемой создания такой среды, которая развивала бы именно ключевые компетентности обучающихся.
Идея создания субъектно-развивающей среды имеет то преимущество, что ее можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной организации обучения.
Находя пути совершенствования процесса обучения, основным требованием является максимальное развитие у школьников самостоятельности, инициативности, активности. Эти черты личности развиваются только при определенных условиях. Особое место в системе работы школы по формированию и развитию творческих способностей занимает применение информационных технологий и интегративных методов обучения. Подготовка и презентация предметных проектов, участие в конкурсах на Грант префекта ЦАО, использование компьютерных технологий и методик в освоении учебных предметов способствует заметному продвижению в развитии обучающихся. В школе сложилась система работы по формированию и развитию творческого потенциала обучающихся, включая работу с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми является одним из важнейших направлений национального проекта "Образование". Имеется программа работы, педагоги тщательно осуществляют отбор педагогических технологий и различных методик, проявляют требовательность, чуткость, способствуют продвижению обучающихся в их развитии. Для нас сегодня важно сформировать личность, обладающую нестандартным мышлением, умеющую ставить и решать перспективные задачи. Обучающиеся ежегодно участвуют в международных конкурсах: "Русский медвежонок", "Экознайка", "Кенгуру", "Английский бульдог" и др.
Одним из компонентов творческой работы является деятельность школьного научного общества. Научное общество является многопрофильным и состоит из различных направлений:
- физико-математического
- лингвистического
- историко-краеведческого
Научное общество объединяет обучающихся профильных классов и классов с углубленным изучением предметов. На заседаниях секций защищаются исследовательские проекты, происходят выступления и сообщения, проводятся семинары, используются возможности Интернета, происходят встречи с учеными. В этом году к "50-летию полета Ю.А. Гагарина в космос" прошли "Королевские чтения". Деятельность научного общества открывает перед школьниками развитие интеллекта, способности к самостоятельной деятельности. В лингвистическом направлении мы стали призерами многих конкурсов: конкурса научно-исследовательских работ на иностранном языке, театрального, музыкального. В историко-краеведческом направлении стали лауреатами в номинации "История моей семьи - история моей страны".
Многие принципы, способствующие развитию компетентностей в целом - например в семье - вполне переносимы на школу в виде установок и стиля отношений между учителем и учениками, следуя которым отдельный учитель, а также учительский коллектив, может способствовать росту компетентностей, не предпринимая сначала радикальных изменений всей структуры обучения. Важно, чтобы в условиях такой образовательной среды тренировались такие качества, как инициатива, независимость, уверенность в себе, способность делать свои собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей.
Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.
Основополагающей идеей при моделировании процесса формирования ключевых компетентностей обучающихся в условиях школы "полного" дня является разработка такой модели, которая позволила бы повысить эффективность процесса решения проблем, привести в соответствие с требованиями современного общества.
Под моделью формирования ключевых компетентностей обучающихся понимается описание и теоретическое обоснование структурных компонентов процесса формирования универсальных ключевых компетентностей обучающихся в условиях субъектно - развивающей среды школы "полного" дня. Модель поможет раскрыть особенности субъектно- развивающей среды образования, организуемой в школе "полного" дня, где определяется система педагогических условий, способов и средств, содействующих выработке у обучающихся ключевых компетентностей.
Педагогическая система школы "полного" дня имеет сложную структуру.
Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Следует особо подчеркнуть, что деятельность обучаемых (учение) и деятельность педагогов (преподавание) - это две взаимно влияющие друг на друга стороны единого процесса, предполагающего совместное поле общей деятельности (образовательная среда обучения в школе "полного"дня ) по достижению цели обучения (формирование ключевых компетенций).
Создание развивающей образовательной среды в школе "полного" дня ориентированно на развитие и саморазвитие, предоставление большей степени свободы и ответственности школьникам с учетом специфики учебного заведения, где учебные занятия чередуются с внеучебной развивающей деятельность и физкультурно-оздоровительными мероприятиями.
Одной из основных задач школы "полного" дня стало развитие у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитание культуры здорового образа жизни, формирование основ здоровосберегающих компетенций. В школе работает лекторий "Единственная красота, которую я знаю - здоровье". На встречу с обучающимися и родителями приходят врачи, психологи, косметологи. Во второй половине дня работают секции: баскетбола, футбола, шахмат, каратэ корсика, капуэро и плавания.
Во взаимодействии с обществом школа, руководствуясь общим стремлением, вводит в программу своих действий целевую установку на создание развивающей образовательной среды стимулирующей формирование ключевых компетентностей обучающихся. Тем самым оно, общество, возлагает на себя ответственность за их развитие в среде образования человека.
Мы видим, что наши обучающиеся умеют направлять свою деятельность на решение различных социальных задач и конструктивно выстраивать свое поведение.
Ежегодно проходят акции "Наша жизнь дана на добрые дела". Обучающиеся выступают в детских домах со спектаклями, дарят подарки в Подмосковные детские дома и детские дома Краснодарского края.
Во взаимодействии с участниками образовательных процессов - педагогами, сотрудниками, учащимися и родителями (законными представителями) - школа делает акцент на создании системных условий, способов и средств, содействующих увеличению и обогащению главного ресурса управления - человеческого.
В процессе обучения учитываются ценностные ориентации обучающихся, при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
За годы практической деятельности в рамках эксперимента сложилось стойкое убеждение о том, что если заниматься вопросами опережающего управления, если обеспечивать системное восхождение педагогического коллектива на профессионально - организованный стиль руководства, если в основу педагогической деятельности будут положены идеи гуманизации образовательного взаимодействия, если будет создана развивающая образовательная среда, то школа обеспечит своим обучающимся качество образования и воспитания.
Список литературы.
1. Ярулов А.А. Субъектно-развивающий подход как комплексный способ управления изменениями в школе. //"Образование и социализация личности в современном обществе: Сб. научных статей". - Красноярск, 2002. - С.117-137. - 1,3 п.л.