Интеграция образовательных областей: Музыка, Физическая культура, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Здоровье, Социализация.
Программное содержание:
- Способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.
- Обогатить и расширить представления детей о родном городе, его жителях - людях разных профессий.
- Повысить знания детей о достопримечательностях города.
Предварительная работа:
- Экскурсия с детьми на Кремлевскую площадь и на берег реки Вологда.
- Знакомство с книгой "Моя Вологда" авт. Соколов Л.И., Соколова И.М., Глинин А.И. Вологда, 2004г.
- Разучивание стихов, песен, речевых и пальчиковых игр.
- Отгадывание загадок о родном городе.
Ход занятия
Муз. рук: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга веселой игрой "Добрый день!"
Дети играют в игру "Добрый день"
(модель из Орффпедагогики)
Мелодия может быть любая. Дети свободно, подскоками двигаются по залу и поют:
Добрый, добрый, добрый день,
Добрый день, добрый день.
Нам здороваться не лень, нам совсем не лень.
На окончание фразы - находят себе пару и встают лицом друг к другу.
Далее здороваются по слогам:
Здрав-ствуй-те! при этом на каждый слог выполняют какое-либо движение, например:
Здрав! - дотрагиваются до головы,
ствуй!- дотрагиваются до носа,
те! - хлопают в ладоши друг другу.
Муз. Рук: Ребята, а вы загадки любите? (Ответы детей). Тогда слушайте.
Музыкальный руководитель загадывает детям загадку о Вологде.
Люди добрые в красивом городе живут,
Славу дивную руками создают;
Кружевами, маслом, льном известен он,
Заповедными лесами окружен.
Муз. Рук: Дети, как вы думаете, о каком городе я загадала вам загадку?
Дети: О Вологде.
Муз. Рук: - Вы сейчас отгадали загадку про наш родной город Вологду.
А знаете ли вы, как называются жители нашего города?
Дети: Вологжане.
Муз. Рук: (Слайд 1) Итак, мои юные вологжане, я предлагаю вам отправиться сегодня на экскурсию по Вологде, а поможет мне провести экскурсию : (имя инструктора по физической культуре).
Проводится речевая игра с движениями "Мы по городу гуляем"
Мы по городу гуляем, | Идут по кругу; |
Все вокруг мы замечаем. | Продолжая идти, поднимают руку "козырьком". |
В центре - парк тенистый, | Показывают руками в центр круга. |
В парке - дуб ветвистый. | Поднимают руки вверх и качают вправо-влево. |
Вот проспект широкий, | Расширяют круг. |
Небоскреб высокий. | Встают на носки, поднимают руки вверх. |
Рядом дом одноэтажный, | Приседают и показывают высоту руками. |
Но для нас он очень важный. | Грозят указательным пальцем. |
Потому, что в нем музей, Пригласим туда гостей. |
Руками делают жест приглашения. |
Если к речке мы пойдем - | Идут по кругу приставными шагами. |
То на площадь попадем. Кремль на площади стоит - |
Останавливаются, поднимают руки "куполом". |
Нам о многом говорит. | Протягивают руки в центр круга. |
В нашем городе старинном | Сгибают и разгибают ладони. |
Есть: театры, магазины, | По-очереди загибают пальцы одновременно |
Школы, садики, аптеки, | на двух руках, начиная с мизинца. |
Фабрики, библиотеки. Город Вологдой зовется. |
Стучат кулачком о кулачок. |
Хорошо нам в нем живется! | Выставляют вперед руки с поднятыми большими пальцами. |
(Е.Чистякова) |
Муз. Рук: Большая часть людей живет в городах. Города бывают большими и малыми. В городах много домов. Одни построены давно, другие - совсем недавно. В старинной Вологде дома строили из дерева и украшали узорчатой резьбой (Слайд 2).
Физ. рук: Современные дома совсем другие - они построены из камней и кирпичей и имеют много этажей. А когда у дома много этажей, как он называется?
Дети: Многоэтажный (Слайд 3).
Проводится пальчиковая гимнастика "Строители"
или песенка-игра "Строим дом", муз. Е.Попляновой (сб. "Палочки-скакалочки")
Мы построим новый дом | стучат кулачком о кулачок |
Много будет окон в нем | указательными пальцами рисуют квадрат |
Будет много в нем дверей | соединяют перед собой руки и разводят их в стороны |
Будет много этажей. | поднимают по очереди руки, изображая ступеньки. |
Черепицей крышу кроем | соединяют руки "крышей" над головой |
Вот какой мы дом построим! | выставляют обе ладони вперед. |
(А.Павлова) |
Муз. Рук: А сейчас я предлагаю вам еще загадку. Попробуйте догадаться, о чем она.
- Всем она давно знакома -
Ждет послушно возле дома.
Только выйдешь из ворот -
Куда хочешь, поведет (улица)
Дети: Это улица.
Муз. Рук: В Вологде много улиц и переулков. И чтобы не заблудиться, надо знать название своей улицы и номер дома. Название улице дают люди в честь какого-нибудь выдающегося человека или события. А вот вы, например, знаете название улицы, на которой находится наш детский сад?
Дети: Улица Гоголя.
Муз. Рук: А названа она так в честь знаменитого русского писателя Николая Васильевича Гоголя (Слайд 4).
Физ. Рук: А знаете ли вы, ребята, название самой главной улицы нашего города?
Дети: Улица Мира (Слайд 5).
Физ. Рук: Да, это улица Мира, а главной ее считают потому, что она соединяет центральную часть города с вокзалом, и именно по ней движутся автобусы, троллейбусы от железнодорожного вокзала в центр города. По этой улице обычно начинают свой путь гости, туристы, прибывающие в наш красивый город.
Физ. Рук: Давайте проедем по улице Мира на автобусе.
Дети (хором):
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели
Наш шофер педаль нажал
И автобус побежал!
Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию Е.Железновой "Автобус"
Муз. Рук: Дети, а знаете ли вы название самой главной реки нашего города? (Слайд 6).
Дети: Вологда.
Муз. Рук: Название реки Вологда в переводе с древнего языка означает чистая, светлая вода. Город заимствовал это имя у тихой прозрачной реки, на берегу которой обосновался. Чтобы проехать с одного берега реки на другой, построили мосты. Их несколько в нашем городе, но ближе всех от детского сада находится Октябрьский мост. Соединяет берега его широкая дуга (Слайд 7).
Дети в парах исполняют коммуникативную игру-массаж "Мостик"
Мы по мостику шагаем, | "шагают" пальчиками по спинке |
Ножки выше поднимаем: | партнера |
Топ-топ, топ- топ; | "топают" кулачками, |
А потом вприпрыжку - скок. | на каждый слог выполняют шлепки. |
На носочках и на пятках | "шагают" попеременно, то кончиками |
По мосту идут ребятки. | пальцев, то нижним краем ладоней. |
Рада наша детвора - | мягкими движениями выполняют поглаживания |
Мост закончился: "Ура!" | в конце - поднимают руки и кричат. |
(А.Павлова) |
Физ. Рук: Ребята, а знаете ли вы, что значит слово "достопримечательности"?
Муз. Рук: Это все, что достойно нашего внимания - памятники, храмы, красивые каменные и деревянные дома.
Физ. Рук: Самой главной достопримечательностью нашего города является площадь, куда любят приходить вологжане в праздники и будни и куда они приводят своих гостей, чтобы любоваться красивыми каменными зданиями и церквями. Вы, наверно, догадались, о какой площади я говорю?
Дети: Это Кремлевская площадь (Слайд 8).
Физ. Рук: А все здания, которые расположены на этой площади называются Вологодским Кремлем. Среди них есть одно самое старинное - это Софийский собор - первое каменное здание, построенное в Вологде по приказу царя Ивана Грозного более четырехсот лет тому назад (Слайд 9).
Муз. Рук: Скажите, ребята, а как называется самое высокое здание Вологодского Кремля?
Дети: Колокольня (Слайд 10).
Муз. Рук: А почему Колокольня так называется?
Дети: Там есть колокола.
Муз. Рук: Да, на самом верху есть колокола. Когда они звонят - далеко слышен колокольный звон. А человека, который на них играет, называют звонарем (Слайд 11).
Муз. Рук: Сейчас я предлагаю всем вам стать звонарями. А играть мы будем на маленьких колокольчиках.
Дети играют в музыкальную игру с движениями "Колокольчик, позвони!", муз. Ю.Рожавской
Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга - водящий. Дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С окончанием музыкальной фразы поворачиваются лицом в круг. Во время исполнения новой фразы дети звенят колокольчиком и кружатся. Эти танцевально-музыкальные движения повторяются несколько раз. С окончанием музыки дети кладут колокольчики на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят: "Раз, два, три, Колокольчик, позвони!" Водящий в это время пытается взять чей-либо колокольчик. А дети разворачиваются, быстро берут свои колокольчики и звенят ими. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга. Игра повторяется.
Муз. Рук: В нашем городе много интересного. Хочешь увидеть мир обитателей наших лесов, тогда поспеши в краеведческий музей (Слайд 12).
А если ты хочешь посмотреть картины художников, то отправляйся в картинную галерею (Слайд 13). Ну, а если ты большой ценитель красоты - тогда тебе просто необходимо посетить Музей кружева (Слайд 14).
Физ. Рук: Вологду называют колыбелью русского кружева. Само слово "кружево" произошло от слова окружать, т.е. украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.
Муз. Рук: Стихотворение о вологодском кружеве нам прочитает : (имя ребенка)
В.Аринина
Кружева
Вологодская метель - кружева (Слайд 15)
И заснеженная ель - кружева
Занавески на окне - кружева (Слайд 16)
От мороза на стекле - кружева
То не лебеди летят над озером (Слайд 17)
Не снежинки водят хоровод.
То меж пальцев вьется нитка белая
Вологжанка кружево плетет.
Инструктор по ФИЗО проводит с детьми игру "Кружева" с клубком ниток (по типу игры "Паутинка")
Физ. Рук: Я предлагаю продолжить нашу экскурсию и отправиться в небольшой сквер на берегу реки Вологда. Дети, а что такое сквер?
Дети: Это небольшой парк.
Физ. Рук: В сквере, куда мы отправляемся, установлен памятник поэту Николаю Рубцову (Слайд 18). Он наш земляк и в последние годы жил в Вологде недалеко от этого сквера.
Муз. Рук: А я знаю, что : (имя ребенка) знает шуточное стихотворение этого замечательного поэта и сегодня нам его прочтет.
Николай Михайлович Рубцов
После посещения зоопарка.
Ночь наступила.
Заснули дома.
Город заснувший окутала тьма.
Спать малыша уложили в кровать.
Только малыш и не думает спать.
Мама не может понять ничего.
Мама негромко спросила его:
Муз. Рук: - Что тебе, милый, уснуть не дает?
Ребенок: - Мама, а как крокодил поет?
Муз. Рук: Как поет крокодил я, конечно, не знаю. Но вот как поют наши дети, мы сейчас услышим.
Дети исполняют любую песню о Вологде (по выбору музыкального руководителя)
Муз. Рук: Наша экскурсия продолжается. И сейчас я хочу показать вам одно интересное здание, в котором можно услышать не только красивую музыку, но и посмотреть музыкальный спектакль. А называется оно - филармония (Слайд 19). Вологодская филармония носит имя замечательного композитора, нашего земляка Валерия Александровича Гаврилина. В филармонии прекрасный зал. Он устроен таким образом, что звуки музыки во время концерта хорошо слышны в любом месте зала. Очень часто в зале филармонии выступает камерный оркестр (Слайд 20). Играя в оркестре, музыканты следят за дирижером, который специальной палочкой показывает, когда надо начинать играть и помогает им играть вместе.
Муз. Рук: Сейчас я тоже буду дирижером. И под звуки детского оркестра в нашем зале будут танцевать снежинки. Снежинка очень похожа на звездочку, которая светит в ночном небе... Какие кружевные узоры сплела для нас зима - сейчас мы об этом узнаем.
В исполнении детского оркестра звучит пьеса П.Мориа "Токката"
Дети выстраиваются в два ряда: первый - сидит с шумовыми инструментами, второй - стоит, на руках у детей надеты варежки-снежинки.
Физ. Рук: В Вологде есть не только концертные залы, но и несколько театров. Давайте вместе посчитаем. Это драматический театр (Слайд 21); театр для детей и молодежи; детский музыкальный театр; камерный драматический театр; ну, и, конечно, всеми вами любимый театр кукол:.
Дети: Теремок.
Физ. Рук: Молодцы, что помните название любимого театра. А вы знаете, что только сегодня и только сейчас на сцене кукольного театра выступает: А кто, догадайтесь сами.
- Человек немолодой,
С длинной белой бородой.
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил.
Кто же это?
Дети: Дед Мороз!
Физ. Рук: Да и не один Дед Мороз, а целых два.
Дети играют в подвижную игру "Два Мороза"
Муз. Рук: Вот и подходит к концу наша экскурсия по Вологде, в заключение которой я еще раз хочу напомнить вам о том, каким древним и старинным городом она является. Нашему городу в этом году исполняется 865 лет, ровно столько, сколько Москве - столице нашего Российского государства.
Физ. Рук: Благодарим всех за внимание! Любите и берегите нашу Вологду!
Занятие заканчивается стихотворением, которое может прочитать кто-нибудь из детей:
Есть много в России других городов
Известней они, и древней.
Но все-таки город мой с детских годов
За что-то люблю я сильней!
За то ли мой город других мне милей,
Что солнце мне здесь засияло.
Что нежная мать над кроваткой моей
Здесь песни свои напевала!