Цели:
- Дать классификацию животных по простейшим признакам.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, монологическую речь.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
- Формировать умение работать коллективно, сотрудничать, вести позитивный диалог на уровне ученик-ученик.
Оборудование:
- Учебник;
- Карточки с изображение объектов живой и неживой природы;
- Карточки с названиями и признаками животных;
- Карточки с домашним заданием;
- Тест;
- Таблички ПРИРОДА, ЖИВАЯ, НЕЖИВАЯ, ПРЕДМЕТЫ, СОЗДАННЫЕ РУКАМИ ЧЕЛОВЕКА, НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ЗЕМНОВОДНЫЕ, РЫБЫ, ЖИВОТНЫЕ, НАЗВАНИЕ, КОЛИЧЕСТВО НОГ, ПОКРОВЫ, ЗООЛОГИЯ.
- Цветные карандаши;
- Магниты для рефлексии.
Ход урока
1. Орг. момент.
Ребята, взгляните, к нам пришли сегодня гости, которые хотели бы посмотреть на вашу и мою работу. Я думаю, что они останутся довольны нами. Начнем?
2. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке мы продолжим говорить об объектах природы, но сначала нам необходимо повторить то, что мы уже знаем.
-У каждого на парте карточка с изображением какого- либо предмета. Ваша задача - правильно разместить карточки на доске.
Природа
Неживая
Живая
Предметы, созданные руками человека
ВЫВОД: Неживая и живая природа - это все природные богатства.
-Сегодня нас будет интересовать та часть природы, к которой относятся живые природные богатства, то есть живые организмы.
Давайте вспомним признаки живого организма.
- Рождается
- Растет
- Питается
- Дышит
- Приносит потомство
- Умирает
-О каких объектах мы будем говорить, вам поможет отгадать вот это задание. Нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв прочитать слово.
ж | с | и | в | с | у |
б | о | р | т | а | н |
ы | б | е | а | р | у |
-Тема нашего урока "Животные".
-Мы попытаемся ответить на вопрос, чем животные отличаются друг от друга, чем похожи.
-Существует наука, которая изучает животных. Она называется зоология (табличка на доску)
3. Изучение нового материала.
-Давайте назовем группы животных. Если вы что-либо не назовете, я вам помогу. (Работа с доской)
-На земле огромное множество животных, но как различить их друг от друга?
-Ученые предложили сравнить количество ног и покровы у каждой группы животных. Сейчас и мы с вами сделаем это же. (Заполнение таблицы)
Название | Количество ног и покровы |
Насекомые | 6 ног, насечки на теле |
Пауки | 8 ног, хитиновый покров |
Рыбы | Плавники и чешуя |
Земноводные | 4 ноги, голая кожа |
Пресмыкающиеся | 4 ноги, чешуйчатая кожа, панцирь |
Птицы | 2 ноги, крылья, перья |
Млекопитающие | 4 ноги, шерсть |
-Все ли они симпатичны? Имеет ли право на жизнь несимпатичное животное?
-Почему? (В природе все нужны)
-Посмотрите, как животные не похожи друг на друга.
ВЫВОД: А что же их объединяет? (Это живые организмы)
Ф.м. Игра "Слон-мышь" (Карлики - великаны)
4. Первичное закрепление.
У всех на парте лежат листочки с заданиями. Работаем в паре со своим соседом.
Подчеркни рыб №1 утка лягушка щука кит карась гуппи |
Подчеркни насекомых №2 жук таракан воробей попугай бабочка ящерица |
Подчеркни птиц №3 страус собака журавль курица белка змея |
Подчеркни зверей №4 кот гусеница слон воробей мышь жук |
Подчеркни пресмыкающихся №5 змея синица крокодил лягушка лиса ящерица |
Проверим вашу работу.
5. Работа с учебником (с.57)
Назовите животное, к какой группе оно относится?
-Вы знаете, ребята, что численность разных животных неодинакова.
Из-за истребления, из-за разрушения мест обитания, численность некоторых животных резко упала и животные эти попали в Красную книгу. Говоря про Красную книгу, люди бьют тревогу и напоминают, что существование или гибель животных зависит от человека. И нам с вами тоже нужно знать об этой книге, прочитать, какие животные подлежат охране и постараться не навредить природе, может этим самым спасем какое-то животное от гибели.
Ф.м. "Птица - рыба" (Карлики - великаны)
6. Самостоятельное применение знаний.
-А сейчас для вас маленькая проверочная работа по тому материалу, который мы с вами изучили.
(работа на индивидуальных карточках)
Ф.И____________________________________________________
1. Как называется наука о животных?
- ботаника
- астрономия
- зоология
2. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
- Они рождаются, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают
- Они разговаривают, бегают, прыгают, смеются, плачут, растут, приносят потомство, умирают
- Они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, приносят потомство, умирают
3. Животные - это:
- Птицы, звери, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные
- Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы
- Человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы
4. У какой группы животных 4 ноги, голая кожа?
- Насекомые
- Млекопитающие
- Земноводные
5. У какой группы животных 6 ног?
- Насекомые
- Рыбы
- Пауки
-Работу сдаем.
7. Домашнее задание.
Я приготовила для вас несколько вариантов домашнего задания.
Взгляните на листок (приложение).
8. Итог урока.
-Скажите, о чем мы сегодня вели разговор на уроке окружающего мира? (О животных)
-Какие группы животных вы запомнили? (Перечислим с доски)
-Чем они отличаются друг от друга? (Строением)
-Как называется наука, изучающая животных?
-Чем схожи все животные между собой? (Все живые организмы)
-Скажите, что бы вам еще хотелось узнать о животных?
-Я постоянно задаю себе вопрос: Кто самый..?
9. Рефлексия.
Урок наш заканчивается, каждый может оценить свое настроение во время урока. У каждого на парте цветные магниты, возьмите их и прикрепите к такому личику, которое выражает ваше состояние. Спасибо вам за работу.
Домашнее задание (по выбору).