Цели урока:
- обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сил и их возникновении, проверить приобретенные умения находить силу при решении задач, определять силу на практике, изображать ее при помощи вектора;
- развивающие: развить логическое мышление, совершенствовать навыки решения экспериментальных задач, умение работать с дополнительной литературой;
- воспитательные: воспитать умение работать индивидуально, получать удовлетворение от коллективной работы.
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся изученной по теме.
- Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата.
- Обобщить и систематизировать материал по теме.
- Организовать самоконтроль учащихся на уроке.
Тип урока: Систематизация и обобщение изученного материала.
Форма проведения урока: Урок-практикум.
Оборудование урока:
1) приборы и оборудование для выполнения экспериментальных задач - деревянный брусок, линейка, мензурка, стакан с водой, динамометры, яблоко, весы;
2) "цветик - шестицветик";
3) портрет И. Ньютона.
Эпиграф к уроку:
"Человек должен знать, что непонятное можно понять, иначе он не станет размышлять о нем".
Иоганн Вольфганг Гете.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация изученного по теме.
- Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме. Игра - путешествие по станциям:
- "Разминка";
- "Экспериментальная";
- "Художественная";
- "Познавательная".
- Подведение итогов урока. Станция "Итоговая".
- Объяснение нового домашнего задания.
Ход урока
I. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся.
II. Актуализация изученного по теме.
Вступительное слово учителя:
Теперь вы уже знакомы с таким понятием, как сила; знаете о существовании таких сил, как сила тяжести, упругости, трения, равнодействующая, вес тела. И сегодня на уроке мы с вами проверим знания по теме "Виды сил", а для этого мы отправимся в путешествие по стране сил. Путешествовать мы будем коллективно, поэтому каждый из вас покажет свои знания по теории, при решении экспериментальных и качественных задач. Итак, в путь! Не забывайте, что в игре действуют законы: закон времени и закон четкости.
III. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме. (Игра-путешествие по станциям).
1. Станция "Разминка".
В начале пути мы находимся на станции "Разминка". На доске вы видите "Ромашку видов сил", на обратной стороне лепестков указаны название силы (сила тяжести, сила упругости, сила всемирного тяготения, вес тела, сила трения, равнодействующая сила) и план ее характеристики.
Сейчас свои знания покажут "теоретики". От каждой группы по очереди выходит "теоретик", тянет лепесток и по предложенному плану характеризует указанную силу. Учащиеся других групп дополняют ответы и корректируют их.
План характеристики силы:
- Определение физической величины.
- Явления или свойства, которые характеризуются этой величиной.
- Какой буквой обозначается величина и единица ее измерения.
- Формулы, которые связывают данную величину с другими.
- Способы ее измерения.
2. Станция "Экспериментальная".
Мы повторили все, что нам необходимо, чтобы отправится на станцию "Экспериментальная", на которой экспериментаторы покажут свои знания и умения в решении задач. Они сами вытянут себе задачу и начнут ее решать у доски, а потом поделятся с нами своими результатами.
Задачи для экспериментаторов.
- При помощи линейки определить силу тяжести, действующую на деревянный брусок из сосны.
- При помощи мензурки определить вес воды, налитой в стакан.
- При помощи динамометра определить массу яблока и проверить с помощью весов.
- При помощи динамометра определить силу трения, возникающую при движении бруска, и изобразить ее графически в выбранном масштабе.
- Найти плотность вещества, из которого изготовлен предмет, используя динамометр и мензурку.
- Определить жесткость пружины динамометра, используя динамометр и тело известной массы.
Пока ребята работают, мы с вами заедем на гору "Сообразительных" и попробуем ответить на ряд вопросов.
Вопросы.
1. В книге "Приключения барона Мюнхгаузена" есть рассказ о том, как он вытянул из болота себя и своего коня. "Трясина засасывала все глубже и глубже: Что делать? Мы неминуемо погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук. Ухватив себя за волосы, я что было сил, потянул вверх и безо всякого усилия вытянул из трясины себя и своего коня, которого я крепко сжал между ног, как тисками!.."
- Докажите, что барон не мог этого сделать и почему.
2. Отгадайте загадку
Однажды с яблоней произошел конфуз - свалилось яблоко. Не удержала ветка груз; и кто-то там стоял и выдумал закон. Как звали этого ученого?
Одинаковая ли сила тяжести действует на шары равной массы, если один из них находится в воде?
Загадка.
Причину этого я не пойму!
Как только я пружину растяну -
Она стремится снова сжаться,
Наверно, нравится ей надо мною издеваться.
- О какой силе говориться в этом четверостишии?
- Какой вид деформации испытывает пружина?
- Какие движения совершает тело под действием этой силы?
- Будет ли растягиваться пружина в невесомости?
- Что мешает развязываться всем завязанным узлам?
Учитель: Итак, вернемся к нашим экспериментаторам. Проверим решения задач. Заслушиваются объяснения каждого ученика, исправляются ошибки, решение первой задачи записывается в тетради.
3. Станция "Художественная".
Мы проехали станцию "Экспериментальную" и прибыли на станцию "Художественная". Задачей практиков будет решение задач - рисунков.
Учащиеся выходят, выбирают задание и решают его у доски.
Задания:
Пока наши практики работают, мы с вами отправимся в море "Всезнаек".
Вопросы.
- Почему у дельфинов обтекаемая форма тела?
- Почему возникают приливы и отливы в морях и океанах?
- Можно ли рычажными весами пользоваться для определения массы тела на другой планете?
- Почему голыми руками тяжело поймать рыбу в воде?
- Под действием какой силы движется вода в водопаде?
- Тело находится в состоянии невесомости. Означает ли это, что его масса равна нулю?
Учитель: Посмотрим, как наши практики справились с заданиями. Проверяются задачи. Одна записывается в тетради.
Мы с вами, ребята, проделали уже большой путь, на котором вы справились со всеми трудностями. Теперь впереди у нас станция "Познавательная", на которой вы расскажите, где нашили применение изученные нами силы в окружающем нас мире.
Выступают учащиеся, которые получили свое задание заранее.
Темы сообщений.
- Сила тяжести на других планетах.
- Как И. Ньютон открыл свой знаменитый закон.
- Как бороться с силой трения в технике?
- Роль силы упругости в жизни человека.
- Положительные стороны действия силы трения.
- Всемирное тяготение.
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся. Станция "Итоговая".
Наше с вами путешествие подошло к концу. Мы находимся на станции "Итоговая". Вы знаете, что любая наука строится на знаниях и практике. И сегодня вы применили свои знания на практике, укрепили их, научились работать в команде.
Дальше проводится оценивание учащихся с обязательным комментарием каждой из них.
V. Объяснение нового домашнего задания:
Учащиеся должны составить ребусы, кроссворды, физические сказки, написать стихотворения о силах.