Цель: расширять знания детей об окружающем мире, воспитание экологической культуры, бережного отношения к объектам природы.
Предварительная работа: проведение бесед, разучивание песен и стихотворений, отгадывание загадок.
Ход занятия
Воспитатель: Мои юные друзья! Все мы обязаны своей жизнью нашей прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед тобой, человеком.
Ребенок 1:
Я живу на Земле,
Где тревожно и горько
Пахнет лист тополиный,
Промытый грозой.
Ребенок 2:
Где в печи розовеет
Пшеничная корка.
Где сплавляет пучина
Свинец с бирюзой.
Ребенок 3:
Я живу на Земле
Среди заметей снежных,
Где над летом горит
Семицветный венец.
Ребенок 4:
На Земле, осчастливленной солнечным светом
Изнывающей в лунной несбыточной мгле.
Непонятно безжизненным стылым планетам.
Трижды грешной и трижды прекрасной Земле
На Земле, что живет, как огромное чудо
И не может, не будет дымиться в золе.
Ребенок 5:
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я, –
«Здравствуй, улица моя!»
Я пою – и в вышине подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я, Здравствуй, Родина Моя!
Песня «Зеленый мир» (сл. Ю.Полухина, муз. М. Парцхаладзе)
Воспитатель: Да, прекрасен окружающий нас мир. Но нелегко живется ему рядом с человеком. Экологическая катастрофа нависла над нами. Что же такое экологическая катастрофа? Это такое состояние среды на Земле, когда жизнь на ней будет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на Землю и вы увидите, что это не вымысел. Как же мы, простые люди, можем помочь Земле сегодня. Об этом расскажет нам страницы устного журнала.
Страница 1: «Про зеленые леса и лесные чудеса».
Сценка «На лесной опушке»
(Слышится фонограмма «Пение птиц», Появляются девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками.)
Рассказчик:
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася – лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (выходит, садится на пенек, дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают):
Лес – не только для нашей забавы
Он – богатство нашей страны,
Все деревья, в нем ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Ребенок 6: Дядя Вася, а какие деревья есть в твоем лесу. Ты их все знаешь?
Дядя Вася: А как же не знать. Да вот, наверное, и дети скажут, какие породы деревьев есть в наших лесах?
(Ответы детей.)
Дядя Вася: Деревьев – то кажется, много, да слишком не по-хозяйски люди с лесом обращаются. За последние 20 лет человек вырубил столько деревьев, сколько уничтожено за все предыдущее существование леса. А сами посудите, сколько лет нужно ждать, чтобы взрослое дерево вырастить. Так береза, например, 150 лет живет, а ель и пихта по 300–350 лет, липа 800 лет, а дуб – тысячу лет растет. Срубить дерево просто, а вырастить его трудно. А для чего, ребята, лес нужен? Почему его охранять и беречь надо?
(Ответы детей.)
Дядя Вася: Правильно все, ребята, говорите. Только часто люди губят природу, не задумываясь по лесам и лугам, тропинки протаптывают, цветы срывают, собирают грибы да ягоды. А и цветов, и грибов, и ягод все меньше становится. Природа не успевает восполнять то, что мы у нее берем. Население возросло, площади же, оставленные за дикой природой, сократились. Ученый обнаружили, что природа перестала справляться с восполнением забранного у нее, и призывают к осмотрительности и бережливости каждого из нас.
Вот и вы, вижу, с лукошками в лес пришли. Идите вот по той тропинке, там справа малинник найдете, а в сосняке маслята растут. Только грибы острым ножом срезать нужно, чтобы грибницу не повредить и зря ягоды и цветы не портите. Помните, когда мусор в лесу оставляют, даже если его закапывают в землю, все равно нормальную жизнь леса нарушают. При небрежном обращении с огнем возникают лесные пожары.
Ребенок 7: Да, я об этом читал.
«Лесной пожар». Яшин.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туман
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнанная стая белок рыжих
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Дети: Спасибо, Дядя Вася, за добрые советы.
Дядя Вася: Идите! Идите! Только будьте бережливыми и осмотрительными.
Страница 2: «На лугу»
Ребенок 8:
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли
Беззаботно топтали мы их,
И бездумно, безжалостно рвали.
Ребенок 9:
В нас молчало безумное «стой»!
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало
И не видели как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Девочка-ромашка (сидит с букетом лекарственных трав):
Много трав растет полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок
(Протягивает пучок дурмана.)
Ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его!
(Травяная ведьма убегает.)
Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма. Так и норовит сделать гадость, то корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
(Крадучись возвращается травяная ведьма.)
Травяная ведьма:
О, одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем.
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем,
Дома их поставим в воду.
Ромашка: Поняла я братцы сразу хитрый замысел ее.
(Загораживает ребят от ведьмы, та убегает.)
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ребята, а кто из вас знает, что такое «Красная книга природы»?
Дети: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно!
Ромашка: Какие растения занесены в эту Книгу?
Дети: Незабудки, ландыши, ромашки, васильки и т.д.
Ромашка: Да, ребята, исчезли незабудки, почти нет ромашки, ландыша, то же самое произошло с бабочками и другими насекомыми. Весной часто сжигают на лугах прошлогоднюю сухую траву, а это вредит лугам. В пламени погибает множество насекомых.
Сценка «Ребенок и матылек». (М. Джалиль)
Мальчик:
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь?
Что ты пьешь?
Где твой мир?
Где твой дом?
Расскажи мне обо всем.
Мотылек:
Я живу на лугах,
И в садах, и в лесах,
Я летаю весь день
В голубых небесах,
Солнца ласковый свет
Озаряет мой кров,
Мне еда и питье –
Ароматы цветов.
Но живу недолго я –
Не более дня.
Будь же добрым со мной
И не трогай меня!
(Танец "Бабочек".)
Воспитатель: Часто можно видеть, как дети охапками срывают цветы: мать и мачеху, одуванчики, ромашку и т.д. А давайте подумаем над этими стихами.
Ребенок 10:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты –
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: Так давайте лучше будем не рвать, а сажать цветы, не вытаптывать траву, не ломать кусты. Об этом наша следующая страница.
Страница 3: «Реки, речки и моря на Земле текут не зря»
Воспитатель: Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… А что же это за сказка? И что старик поймал в невод?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыке», а поймал он золотую рыбку.
Воспитатель: В стародавние времена он поймал золотую рыбку. А если бы закинул невод сейчас. А впрочем, давайте посмотрим.
Инсценировка сказки « Сказка о человеке и золотой рыбке». (Н.А. Рыжова)
Рассказчик: Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик невод в море – пришел невод обратно не с одною тиной морскою, а еще и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами. Закинул второй раз невод в море, и выловил рваный башмак. Закинул в третий раз невод, попалась старику рыбка, да не простая, а золотая. И молвила она голосом человечьим:
Золотая рыбка: Не отпускай меня, старче в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою.
Воспитатель: Грустная сказка! Но и быль не радостней. Раньше моряки, возвратясь из странствий, рассказывали о дальних странах, да о заморских диковинках. Теперь же твердят одно: «Пропадают, братцы, моря – океаны! Кораблей на водных путях – как автомобилей на шоссе. И с каждого даже самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. Гибнут рыбы, дельфины, болеют чайки. Не лучше дело обстоит и с реками, куда помимо мусора выливают грязную воду с заводов и сточные воды городов!».
Ребенок 11:
Я не хочу, чтоб речка высохла,
Где пляшет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Большие дяди!
Взрослые мужчины!
Храните речку – светлую мою!
А подрасту – и я вам помогу.
И рыбок золотых уберегу!
Воспитатель: Я надеюсь, что вы ребята поняли, что нужно беречь все, что вокруг нас находится, и тогда цветов у нас на полях будет много, и даже золотые рыбки у нас будут жить не только в аквариуме, но и в морях и в речке. Берегите Землю! Берегите!
(Заключительная песня «Земля – наш общий дом»)