Урок технологии в 6-м классе "Регуляторы натяжения нитей. Машинная игла"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • образовательная: ознакомить учащихся с причинами возникновения дефектов машинной строчки, научить устранять дефекты плохой строчки, правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности ее установки, правильному уходу за швейной машиной;
  • развивающая: развитие познавательного интереса, логического и технического мышления, воображения, гибкости, самостоятельности ума;
  • воспитывающая: формирование коммуникативных качеств, положительных мотивов учения, чувства коллективизма.

Оборудование: 3 швейные машины, 3 шаблона инструкций по эксплуатации швейной машины (приложение 1), 3 набора машинных игл, 3 катушки ниток, 3 отвертки, 3 ножниц, жетончики, 3 кусочка материала, мультимедийная установка, диск с презентацией.

Ход занятия

Слайд 1

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности к уроку).

II. Проверка ранее изученного.

Слайд 2

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение раздела "Машиноведение".

Слайд 3

Учитель. Тема нашего урока "Регуляторы натяжения нитей. Машинная игла".

Слайд 4

Учитель. Сегодня мы совершим с вами путешествие на подольский завод швейных машин "Зингер".

Кто же такой Зингер?

Слайд 5

Учитель. Исаак Меррит Зингер родился в Питтстауне (штат Нью-Йорк) в семье эмигрантов из Германии. В 12 лет в Рочестере устроился подмастерьем к местному механику. Поскитавшись по Штатам до 20-летнего возраста, юный Зингер устроился механиком на завод в Бостоне, где создал свои первые изобретения - деревообрабатывающий станок и пилораму. Строго говоря, Зингер не был первым изобретателем швейного устройства. Первый патент на швейный станок был выдан в Англии еще в 1790 г. Однако все имевшиеся устройства были громоздкими и неудобными. Зингер занялся усовершенствованием швейной машинки.

Он думал об устранении этого недостатка всего 10 дней, которые "потрясли мир" и сделали изобретателя богачом. Зингер расположил челнок горизонтально (нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машинку ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками). Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы. Они защищены пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов.

В 1851 году в Нью-Йорке им совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество "И.М.Зингер и К0", а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин.

В пору своего расцвета, в 60-х годах 19 столетия, "Мануфактурная компания "Зингер" вступила на российский рынок.

В Россию готовые швейные машины ввозились из-за рубежа, что требовало немалых затрат, машины дорожали, и, как следствие, затруднялся их сбыта. Так возникла идея основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, где летом 1900 году для этого был приобретен участок земли. Завод строился быстро, оборудовался по последнему слову техники того времени. В 1902 году начался выпуск отдельных деталей для так называемых семейных (бытовых) швейных машин. Судьба единственного в России завода швейных машин была трудной, но интересной.

Мы целый день проведем на этом заводе в роли работников технического отдела, чтобы составить инструкцию по эксплуатации швейной машины. Посмотрим, какая из "компаний" сможет выиграть право на составление инструкций на его предприятии. За каждое правильно выполненное задание "компания" получает жетон. Поэтому ваша задача набрать как можно больше жетончиков за рабочий день (класс делится на 3 группы).

Итак, за работу.

Чтобы уметь работать на машине, необходимо знать, из каких деталей она состоит.

Мы с вами пойдем в сборочный цех. Сейчас вы должны собрать швейную машину. Откройте страницу инструкции № 1 (приложение 1) и подпишите название деталей.

Слайд 6

"Собери швейную машину". Дети должны подписать название деталей швейной машины. За каждую правильно названную деталь дается жетон.

Проверка.

Учитель. Мы собрали машину. Теперь необходимо привести ее в движение. Проведем испытание.

Вопрос. А с помощью чего мы сможем это сделать?

(Привода)

Учитель. Отправляемся в цех по производству приводов швейной машины.

Вопрос. Какие виды приводов вы знаете?

(Ручной, ножной, электрический)

Слайд 7

Учитель. Откройте страницу инструкции № 2 и определите, где какой привод. За каждый правильный ответ дается жетон. (приложение 1)

Проверка.

Учитель. А теперь мы сейчас проверим, как вы знаете устройство приводов и принцип работы. Для этого проведем экзамен.

Слайд 8-17

"Экзамен". Из числа детей выбирается "учитель-экзаменатор", который будет принимать экзамен. Далее "компании" по очереди будут тянуть билеты, а "учитель-экзаменатор" оценивать и начислять баллы (жетоны) за правильные ответы. Учитель контролирует: если "компания" дала правильный ответ, то он засчитывается, даже если "учитель-экзаменатор" посчитал его неправильным, если "компания" дает неправильный ответ, то он не засчитывается, даже если "учитель-экзаменатор" его засчитал. За работу "учителя-экзаменатора" учитель выставляет оценку.

Билет №1

В каком приводе используется для передачи движения ремень?

Билет №2

В каком приводе есть два зубчатых колеса?

Билет №3

Какие преимущества машинки с ножным приводом перед машинкой с ручным?

Билет №4

С помощью чего приводится в движение электрический привод?

Билет №5

Что соединяет в машинке с ножным приводом приводное колесо со шкивом махового колеса?

Билет №6

Как приводится в движение швейная машина с ручным приводом?

Билет №7

Как регулируется скорость швейной машины с электрическим приводом?

Билет №8

С помощью какой детали приводится в движение машинка с ножным приводом?

Учитель. Теперь можно начинать испытания машинки.

Вопрос. А что необходимо сделать?

(Подготовить швейную машину к работе)

Определите последовательность подготовки швейной машины к работе и запишите ее на странице № 3 своих инструкций (приложение 1). За каждое правильный ответ дается жетон.

"Логическая цепочка". "Компаниям" выдается набор карточек с этапами подготовки швейной машины к работе. Они должны разложить их в правильной последовательности и приклеить на страницу №3 своих инструкций.

Слайд 18

Учитель. (Проверка)

Давайте с вами рассмотрим, что необходимо сделать.

1. Установить машину на рабочий ход. (С помощью фрикционного винта).

2. Установить привод машины в рабочее положение. (Ручной - рычаг в гнездо, ножной - надеть ремень, электрический - включить электропривод в розетку).

Слайд 19

3. Заправить верхнюю нить. На странице инструкции № 4 (приложение 1) начертите последовательность заправки верхней нити.

Слайд 20

4. Заправка нижней нити. На странице инструкции № 5 (приложение 1) начертите последовательность заправки нижней нити.

Слайд 21

5. Установить длину стежка (с помощью рычага). На странице инструкции № 5 (приложение 1) укажите эту деталь.

III. Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине.

Учитель. Чтобы приступить к работе со швейной машиной, необходимо знать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.

Давайте поучаствуем в пресс-конференции.

"Пресс-конференция". Каждая "компания" готовит доклад (записывает в инструкцию на странице № 6 (приложение 1) правила ТБ и санитарно-гигиенические требования). Затем по очереди задают вопрос по данной теме, начинающиеся со слов почему, зачем, как, где. За каждый правильный ответ "компания" получает жетон.

Слайд 22

IV. Практическая работа № 1 "Подготовка швейной машины к работе".

V. Новая тема.

Учитель. Вы подготовили машину к работе.

Вопрос. А почему вы не можете шить?

Сломана (нет) игла.

Необходимо заменить (или вставить). Но прежде чем это сделать, давайте посмотрим, а что это такое.

Итак, машинная игла. Изучением этого вопроса вы занимались дома. И сейчас один из вас расскажет нам о машинной игле.

Слайд 23

Ученик - "учитель". Машинная игла служит для получения строчки. Она прокалывает ткань и проводить через нее верхнюю нитку к челночной, образуя стежок.

Машинная игла - это прямой стальной стержень неодинаковой толщины, заостренный на тонком конце. Утолщенная часть иглы называется колбой. Она предназначена для закрепления иглы в иглодержателе. На выпуклой стороне колбы указывается номер иглы. Колба имеет лыску, которая дает возможность правильно установить иглу.

Ниже колбы находится стержень с острием на конце, которое является рабочей частью иглы. Чуть выше острия - ушко. Стержень имеет два желобка - короткий и длинный, предназначенный для предохранения нитки от перетирания. В длинный желобок помещается нитка во время прокола материала иглой и обратного ее ходе. В короткий желобок нитка входит только в начале прокола материала. Верхнюю нитку вдевают в ушко иглы со стороны длинного желобка.

Учитель. Машинная игла относится к важным рабочим органам швейной машины. В зависимости от вида выполняемой работы в различных машинах они применяются разной формы и длины. Иглы должны быть прочными и упругими. Изготавливаются из высококачественной стали.

Чтобы получить хорошую машинную строчку, очень важно правильно подобрать иглу.

Машинные иглы различают по номеру - 65-150. Чем больше номер, тем толще игла. Подбирают иглы в соответствии с толщиной ниток, номер которых зависит от вида сшиваемых тканей.

Слайд 24

Вид материала Номер иглы Номер х/б ниток
Тонкий шелк, батист 60-70 80
Ситец, сатин, шелк, бельевые ткани 80-90 60-80
Тяжелая х/б ткань, бязь, фланель, тонкая шерстяная ткань, тяжелый толстый шелк, простынное полотно 90-100 50-60
Шерстяная костюмная ткань, тик 100 40
Шерстяная костюмная ткань, тик 110-120 30

Важное условие хорошей работы машины - правильная установка иглы.

Слайд 25

Установка иглы: ослабить винт иглодержателя, вставить иглу в иглодержатель до упора так, чтобы длинный желобок был направлен в сторону последнего нитенаправителя, завернуть винт.

Слайд 26

VI. Практическая работа № 2 "Установка машинной иглы"

Учитель. Игла на месте, можно шить.

Дети делают строчку на машинке.

Учитель. Вижу, у вас опять возникли проблемы. Некрасивая строчка?

Вопрос. Как вы думаете, почему так произошло?

(Неправильное натяжение ниток)

Учитель. Швейная машинка представляет собой устройство высокой точности и обязательной согласованности работ всех узлов и деталей. Поэтому, чтобы грамотно пользоваться ею, необходимо уметь регулировать отдельные механизмы машины, устранять простейшие неисправности.

В швейной машине имеется несколько регуляторов, необходимых для получения высококачественной строчки. С одним из них мы с вами познакомились в прошлом году: регулятор длины стежка.

Сегодня вести будет разговор о регуляторах натяжения нитей.

Про регулятор натяжения верхней нити я попрошу рассказать кого-нибудь из вас.

Слайд 27

Ученик - "учитель". Регулятор натяжения верхней нити предназначен для регулировки качества строчки путем изменения ее натяжения. Натяжение создается силой трения при проходе нити между двумя шайбами. Сила трения создается конической пружиной и регулируется гайкой. При повороте ее по часовой стрелке шайбы прижимаются друг другу сильнее, следовательно, и натяжение нити увеличивается, против часовой стрелки - уменьшается.

В регуляторе натяжения верхней нити имеется компенсационная пружина, которая способствует плавному движению нити, сглаживает рывки.

Все детали регулятора крепятся на винтовой шпильке.

Регулировку натяжения верхней нити необходимо выполнять только при опущенной лапке.

Слайд 28

Учитель. Регулятор натяжения нижней нити находится на шпульном колпачке. Натяжение нити регулируется при помощи винта. Если натяжение нити шпульного колпачка отрегулировано правильно, необходимости в его изменении возникает редко. Хорошее качество строчки можно получить регулировкой натяжения верхней нити.

Слайд 29

Правильная строчка - это строчка, в которой переплетение ниток находится внутри ткани.

Но при неправильном натяжении ниток могут возникнуть неполадки.

Слайд 30

Петляние сверху: когда натяжение верхней нити сильное. Исправить можно, ослабив натяжение верхней нити.

А сейчас предстоит вам самим провести исследование.

Слайд 31

"Исследование". Каждой "компании" будет дано изображение одной из неполадок. Она должна будут определить ее причину и способ устранения. За правильный ответ "компания" получит жетон.

1. Петляние снизу.

2. Тугая строчка.

3. Слабая строчка.

Учитель. Приступаем к исправлению недостатков.

Слайд 32

VII. Практическая работа № 3 "Регулирование качества машинной строчки"

Учитель. Чтобы швейная машина служила долго, ее необходимо умело и правильно использовать. Для этого нужно ее регулярно чистить и смазывать. Для смазки следует приобрести специальное машинное масло. Нельзя использовать растительные и животные масла, так как они со временем затвердевают, и машинка выходит из строя. Смазывают все места, где происходит трение деталей: это облегчает вращение и уменьшает их износ и шум при работе.

Перед смазкой с машины снимают катушку ниток, вынимают шпульный колпачок со шпулькой и очищают от пыли специальной щеточкой.

Затем снимают верхнюю крышку с рукава, предварительно освободив винты. Из масленки закапывают 2-3 капли масла во все отверстия.

При ежедневной работе смазывают машинку раз в неделю, а чистят по окончании работы.

Слайд 33

"Найди недостающее". Откройте страницу инструкции № 7 (приложение 1). На рисунке найдите недостающие стрелки, указывающие места смазки машины. За каждую найденную стрелку "компания" получает жетон.

VIII. Закрепление нового материала.

Учитель. Вот и закончился наш рабочий день на заводе "Зингер". Теперь необходимо пройти собеседование. Вам будут даны два задания.

Первое задание.

Слайд 34

На странице инструкции № 8 (приложение 1) подпишите название элементов швейной иглы.

Проверка

Задание второе.

Вам даны таблички с названиями неполадок и способом их устранения. Вы должны в таблицу на странице инструкции № 9 (приложение 1) вклеить их в соответствии с изображением неполадки.

Слайд 35.

Проверка

Слайд 36

Учитель. Теперь мы возвращаемся обратно и будем ждать результатов (подсчет количества жетонов).

IX. Заключение (рефлексия).

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

X. Домашнее задание.

Слайд 37

Учитель. Домашнее задание: выучить материал по теме "Регуляторы натяжения нитей. Машинная игла".

Слайд 38

Использованная литература.

1. Википедия - свободная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80,_
%D0%90%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D0%BA_%D0%9C%
D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82

2. Исаак Зингер. - http://www.peoples.ru/technics/designer/isaak_merrit_zinger/

4. История создания корпорации "Зингер". Биография Исаака Меррита Зингера. - http://www.5148906.ru/st2.htm

3. Территория "Зингер". - http://skladzinger.ru/zinger/