Цель: познакомить учащихся с художественным произведением С.Т.Аксакова «Снег», с картиной В.Д.Поленова «Первый снег», обогатить учащихся эстетически и эмоционально.
Задачи для учащихся:
Образовательные:
- познакомить с произведением С.Т.Аксакова «Снег», с картиной В.Д.Поленова «Первый снег», музыкальным произведением П.И.Чайковского «Декабрь» из альбома «Времена года»;
- формировать знания о средствах художественной выразительности в литературе и искусстве;
- организовать деятельность учащихся по восприятию рассказа Аксакова С.Т. и картины Поленова В.Д..
Развивающие:
- развивать умение находить и выделять приемы, средства выразительности;
- развивать логическое мышление при анализе художественного произведения и картины;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать умение правильно излагать мысли, строить ответы на вопросы, составлять текст-описание.
Воспитательные:
- воспитывать через художественное слово, музыку, живопись любовь к русской природе;
- воспитывать положительное отношение к учебе, своей деятельности через самооценку;
- формировать интерес к произведениям искусств через их анализ, личное восприятие и чувства;
- расширять кругозор учащихся через искусство, работу со справочной литературой.
Тип урока: комбинированный (совершенствование и применение теоретических знаний и освоение новых).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, творческий, исследовательский.
Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая.
Оборудование: презентация к уроку, толковые словари Ожегова, Даля, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Декабрь», листы с заданиями, карточки помощники с опорными словами, компьютер, мультимедийная установка, магнитофон, портрет писателя Аксакова С.Т., картина Поленова В.Д. «Первый снег».
Формирование общеучебных умений и навыков на уроке.
Учебно-управленческие умения:
- понимать учебную задачу, предъявленную для индивидуальной, коллективной, групповой деятельности, самостоятельно ставить цель деятельности;
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей и планом её реализации;
- владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль);
- оценивать учебную деятельность по заданному алгоритму;
- сотрудничать: договариваться при работе в группе.
Учебно-информационные умения:
- уметь осуществлять поиск необходимой информации в словарях, работать со словарями;
- строить монологические высказывания по заданиям учителя;
- участвовать в диалоге в процессе фронтальной и групповой работы,
- создавать творческие работы по заданиям.
Учебно-логические умения:
- владеть приемами самоуправления внимания;
- сравнивать и анализировать произведения искусств;
- решать творческие задачи при создании собственных текстов;
- обобщать и делать выводы в процессе работы над произведениями искусств (картиной и текстом).
План.
- Организационный момент.
- Определение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Работа по картине В.Д.Поленова «Первый снег». Исследовательская работа учащихся на лексическом материале в группах
- Организация восприятия и осознания нового материала.
- Исследовательская работа учащихся на лексическом материале в группах.
- Обобщение изученного материала. Творческая деятельность учащихся: выразительное чтение произведения.
- Подведение итогов, самооценка.
- Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Определение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.
(Приложение 1, слайд 1)
Хлопья с неба падают
Пеленой сквозной
И, мелькая, сердце радуют
Чистой белизной.
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Низкие дома.
– Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?
(Учащиеся определяют тему и цели урока.)
(слайд 2)
– Мы побываем в мире русской зимней природы.
– Поделитесь своими впечатлениями о первом снеге и приходе зимы.
3.Актуализация опорных знаний учащихся.
– Дома вы готовили чтение стихотворения Е.Баратынского «Где сладкий шепот…». Какова зима в изображении Е. Баратынского?
– Какими средствами выразительности он выразил свое чувство, отношение к зиме?
– Чем волнуeт стихотворение?
– С какой интонацией будем читать?
Выразительное чтение стихотворения детьми, анализ и оценки выразительности прочтения, комментарии учащихся.
4. Работа по картине В.Д. Поленова «Первый снег». Исследовательская работа учащихся на лексическом материале в группах
(слайд 3)
– Посмотрите на картину В.Д.Поленова « Первый снег». Почувствуйте её.
– Подходит она по своему содержанию и настроению к стихотворению Е.Баратынского?
– Что между ними общего?
– Рассмотрите картину. Что изобразил на ней художник?
Слова для справок: пологий берег реки, течет спокойно, поворачивает вправо, теряется среди просторов, обрывистый берег.
- Работа по группам. (слайд 4)
Задание для 1 группы:
– Опишите осеннюю природу на картине, используя данные слова.
Слова для справок: неподвижная вода, небольшой голый лес, держатся листочки, одинокое дерево.
Задание для 2 группы:
– Опишите день, изображенный на картине.
Слова для справок: хмурое небо, мутные, тяжелые, серые тучи, заволокли мутной пеленой, рыхлый снег.
Задание для 3 группы:
– Опишите настроение человека в дни поздней осени.
Слова для справок: тихая грусть, ожидание снега, зимы, спокойствие в душе.
– Какие краски взял Поленов для своей картины? Почему?
5. Организация восприятия и осознания нового материала
а) Беседа о писателе. Аксаков – певец русской природы.
– Мы с вами понаблюдали, как поэт и художник чувствуют приход зимы. А сейчас послушаем, как это чувствует писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Он писал: « Горячая любовь к природе… не остывает в душе моей никогда».
(слайд 5).
– Что вы знаете о писателе и человеке С.Т. Аксакове?
б) Выразительное чтение рассказа учителем.
– Выскажите свои впечатления о рассказе Аксакова.
– Хотите сами прочитать этот рассказ?
в) Чтение по «цепочке» рассказа.
6. Исследовательская работа учащихся на лексическом материале в группах.
– Как Аксаков изображает зиму?
– Какие картины сменяют друг друга в рассказе?
– Найдите в тексте слова, которыми писатель выразил свои чувств при виде снега и зимы.
(Слова из текста: великолепный вид, опушились блестящим инеем, алмазные огни, пухлая белая туча, насладиться картиной, чудное зрелище, с наслаждением ходил.)
Словарная работа. (слайд 6)
– Аксаков употребляет следующие выражения в рассказе:
- Мороз выжал
- Пошли косички по небу
- Потянул ветер
- Шел беспрестанно
- Сумерки, мрак
– Объясните их значение.
– Можно заменить их другими выражениями? Почему?
– Найдите толкование слов «сумерки», «снегопад» и «мрак» в толковых словарях по группам.
– Что поразило Аксакова в снегопаде?
– Как он называет это зрелище?
– Выберите из текста слова, заменяющие слово «снег». (Клочья, снежный поток, снежный пух, снежные хлопья.)
– Как Аксаков достигает стройности описания снегопада?
– Как он передает движение времени и меняющиеся картины?
7. Обобщение изученного материала. Творческая деятельность учащихся
– Снег, зимняя природа волновали всегда и композиторов. П.И.Чайковский написал замечательную музыку «Декабрь». Послушайте и прочувствуйте её.
Слушание музыкального произведения «Декабрь».
– Можно ли это музыкальное произведение считать иллюстрацией к рассказу Аксакова?
– Какой отрывок из рассказа можно соотнести с музыкой Чайковского?
Прослушивание ещё раз музыкального отрывка.
– Какой рассказ Аксакова С.Т. о природе вы читали ещё? («Осень».)
– Сравните эти два рассказа. Что в них общего?
– Чем же привлекательны описания природы у Аксакова?
– И.Тургенев писал об Аксакове, что это «певец русской природы», который имел «великий дар писать просто и душевно и тем самым обогатил нашу словесность».
(слайд 7)
Выразительное чтение рассказа Аксакова «Снег» или понравившихся отрывков.
8. Подведение итогов, самооценка
– Что вы открыли для себя нового на уроке?
– Какими выразительными средствами можно создать образ природы?
– Как видит каждый представитель искусств (писатель, поэт, художник, музыкант) приход зимы?
– Оцените свою работу и работу вашей группы в листе достижений.
9. Рефлексия
– Что понравилось на уроке?
– Какие чувства вы испытали от художественных произведений?
– Какое настроение возникло у вас от урока?
Слайд 8