Цель:
- Знакомство учащихся с русскими народными ремёслами нашего края и воспитание потребности в овладении ими.
- Встреча с местными рукодельницами и воспитание уважения к их труду.
Задачи: обобщить знания, умения и навыки, приобретённые на уроках краеведения и технологии (обслуживающий труд); показать первые результаты работы по программе «Основы домашнего ремесла» в 8 классе.
План урока:
- Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Представление гостей.
- Литературно-музыкальная композиция «Посиделки в деревенской избе».
- Знакомство с работой местных умелиц, сопровождаемое показом с разъяснениями.
- Сообщения учащихся о русских ремёслах (прядение, вязание, русская вышивка).
- Заключительный этап урока. Музыкальный подарок гостям. Приглашение к чаепитию.
Состав участников: Жительницы села Берёзовский рядок Титова Мария Захарьевна и Душина Надежда Семёновна; учащиеся 8 класса; педагоги школы, другие гости.
Оформление: Кабинет оформлен в виде горницы, в которой собрались на посиделки. Вдоль стен расположилась выставка работ местных умелиц и девочек 5–9 классов. Участники посиделок пришли в русских костюмах, девочки принесли с собою незаконченное рукоделие, а парни – семечки.
Ход урока
Учитель: Добрый день, ребята и гости нашего праздничного урока. А урок у нас сегодня действительно необычный: он посвящён народным ремеслам, русским традициям и обычаям, умелицам, кто своими руками творит чудеса. В гости к нам пришли старейшие жительницы Берёзовского Рядка, известные рукодельницы Титова Мария Захарьевна и Душина Надежда Семёновна. Поприветствуем уважаемых гостей!
В этом учебном году в школьном расписании появился новый предмет – «Основы домашнего ремесла» для девочек. И, хотя, ведение домашнего хозяйства – наука, длинною в жизнь, начинать постигать её нужно в детстве. Ведь каждая хозяйка должна владеть всеми видами рукоделия. К великому сожалению мастериц становится всё меньше и меньше, а сохранить ремёсла нашего края мы можем и должны.
На уроках, помимо ремёсел, девочки знакомятся с бытом русского человека, с обрядами и праздниками, без которых раньше не обходились и о которых сейчас почти забыли.
Всё, чего мы достигли в обучении, вы сейчас увидите и услышите.
А теперь приглашаю всех в горницу!
Сценарий мероприятия
Действующие лица: Дед, Бабка, Хозяйка (большуха), Ульяна (женщина средних лет), группа девушек (ученицы 8 класса), группа парней (ученики 8 класса), парнишка Женька (лет десяти).
Гармониста заменяет музыкальная фонограмма (гармонь, баян). Также в литературно-музыкальной композиции используется аудиозапись русских народных песен в исполнении группы «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой.
Горница. Дело близится к вечеру. За столом сидит дед и пьёт чай вприкуску. У окна бабка вяжет. Хозяйка (большуха) у печи перетирает и ставит на полку посуду.
Дед: Что-то ты, Ульяна, всё у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаевничать. Бабку от вязанья не оторвешь.
Бабка: А мне вязать – всё равно, что песню петь, горазд люблю!
(Большуха садится к столу).
Хозяйка: Дедушка, зато ты у нас молодец, всё что-нибудь да попиваешь, то бражку, то горичашку, то чаёк.
Дед: Ладно табе, напился, а вы только и зыркаете нонеча, чаво дедка пье. Лучше бы песню заиграли, а я бы подтянул.
Хозяйка: Каку песню-то?
Дед: А хоть каку!
(Бабка начинает петь, дед и невестка подхватывают)
«Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня,
Не морозь меня,
Моего коня…»
(В это время раздаётся стук в дверь, входит группа девушек, все они в русских костюмах, но в разных. Эти девушки пришли на посиделки. В корзине принесли пирожки, булки. Всё это отдают хозяевам)
Базова Л.: Здравствуйте, хозяева. Мир вам и мы к вам.
Хозяйка: Давно поджидаем, гдей-то вы, матушки, загулялись, уж думали не явитесь…
Александрова Л.: А мы вот покуда пирогов напекли, семечек поджарили, да косы заплели, да сарафаны-юбки выкатали. Вот уж и вечер настал.
Хозяйка: Проходите, касатушки, у меня уж самовар давно вскипячён, вас дожидается. А чего ж мальцев с вами нетути?
Полякова М.: Не споткнутся – прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся!
(Девушки рассаживаются, каждая занимается принесённой с собой работой: кто вышивает, кто вяжет на спицах, кто крючком. Дед продолжает пить чай, бабка вяжет, хозяйка-большуха тоже пьёт чай).
Дед: Чаво приумолкли, чай без мальцев и песня не поётся!
Булина В.: Яна, запой, а мы подхватим, уж лучше тебя никто не затянет песню.
(Артемьева Я. запевает, все подхватывают песню «Тонкая рябина» (см. Приложение 1)
Бабка: Молодцы, девчонки, голосистые пташечки!
(Смех за дверью. Топот, стук в дверь, входят парни, к ним пристал «молоденький парнишечка» лет десяти, который сразу же забирается на печку).
Титов В.: Здравствуйте, хозяева, а нас вы ждали?
Хозяйка: Ждали, ждали, все жданки съели.
Невмержицкий Е.: А коли ждали, так и дождались.
(Парни начинают подсаживаться к девушкам. К одной парень сел, пытается обнять её, она его отталкивает и поёт:
«Не садися, милый, рядом,
Тебе место на бревне.
Я тогда с тобой гуляла,
Когда не с кем было мне!»
(Парень обижается, уходит.)
Артемьева Я. (рассказывает):
А бывала я у Ельниковых,
Ночевала у Котельниковых,
Я видела там диковинку-раздиковинку:
Там курица быка родила,
Журавель всю ночь по болотине ходил,
Насилушку поросёнка родил,
Там соловушка кудахтает,
А лягушка соловьём заливается…
(Все смеются)
Дед: Вот удальцы, звонко пели, лихо рассказывали, мне даже ногой топнуть захотелось!
Бабка: Так топни, кто ж не даёт!
Дед: Боюсь рассыпаться!
(Молодёжь смеётся.)
Титов В.: А я вот загадочки знаю. Кто их отгадает, тот молодец!
Базова Л.: Загадай, загадай, это мы любим.
Титов В.:
Ногам тревога, по животу дорога, а на коленях – ярмарка. (Ткацкий
станок.)
Пятьдесят поросят в один голос голосят. (Каменка в бане.)
Александрова Л.: А вот мою загадку отгадайте:
Уродился зверь от мая-месяца,
От бурых четвергов, верховых пятниц,
Не ест ни утки в поле, ни рыбки в море.
Ест коня, оленя и человека. (Комар.)
Полякова М.: А я вот такую знаю:
На плешь капнешь,
Сунешь, попаришь,
Плешь оголишь. (Блин на сковороде.)
Дед: А вы мою загадочку разгадайте:
Был я на топчане,
Был я на базаре,
Молод был – людей кормил,
Стар стал – разваливаться стал,
Бросили на улицу,
И собаки мои косточки не грызут. (Глиняный горшок.)
Бабка: А я вот такую знаю:
Висит. Болтается,
Кто с огорода идет,
Всяк за него хватается. (Рукомойник.)
Титов В.: А чавой-то мы сидим, сапоги чешутся, плясать хотят.
(Звучит весёлый наигрыш частушек, парни и девушки начинают петь, как бы обращаясь друг к другу.)
Девушки:
Ты, подруженька моя,
Носи коротки юбочки.
Я любили – ты отбила,
Так люби облюбочки.
Парни:
Брошу розу под берёзу,
Буду чаем поливать.
Посмотри, моя забава,
Как с другой буду гулять.
Девушки:
Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
Парни:
У меня милашка Машка
Рукодельною была.
В решето коров доила,
Кочергой полы мела.
Девушки:
Только вышла за ворота –
Два подкидыша лежат.
Одному лет 48,
А другому – 50!
Парни:
Я калоши не ношу,
Берегу их к лету.
Вам по совести сказать –
У меня их нету.
Девушки:
Меня маменька жалеет,
Отец пуще бережёт.
Каждый вечер у калитки
Меня с палкой стережет.
Парни:
У меня милашка есть,
Срам по улице провесть.
Лошади пугаются.
Кучера ругаются.
Девушки:
До чего ребята наши
Стали моде подражать:
Наденут белые рубахи,
А шеи грязные видать.
Парни:
Девки пудрятся, белятся.
А белила нипочём.
Одна рыжая девчонка
Натиралась кирпичом.
Девушки:
Уж как ваши-то ребята
Простоквашей давятся.
Целоваться не умеют,
Сватать собираются.
Парни:
Мы частушки вам пропели
И садимся в решето.
До свиданья, уезжаем
За частушками ещё!
С печки спрыгивает паренёк Женька, вбегает в круг молодёжи и поёт частушку:
Хорошо траву косить,
Которая зелёная.
Хорошо девку любить,
Которая весёлая!
Старший из парней: Рано тебе в наш круг, молоко мамкино на губах не обсохло!
(Парень даёт ему щелбан, Женька чешет лоб, забирается на печку, все смеются.)
(Молодёжь рассаживается. Девушки берут в руки рукоделие, а парни щелкают
семечки.)
Никитина Ж.: Вроде бы, девчата, мы всю работу сделали, что матери задали.
Бабка: Правильно, чего зря сидеть, взяли бы, да поиграли.
(Звучит песня «Течёт ручей» в исполнении Н. Кадышевой. Молодёжь играет в игру «Ручеёк»)
Титов В.: А не загостились ли мы, ребятушки?
Базова Л.: Ой, пора, пора домой. Спасибо, хозяева, за привет, за ласку.
Титов В.: А дедушке – за таску!
Хозяйка: Приходите ещё, будем ждать.
(Все уходят, последним убегает Женька.)
Дед: Пора и нам на покой.
3. Учитель: Разошлась молодёжь с наших посиделок, а остались старейшие жительницы нашего села Титова Мария Захарьевна и Душина Надежда Семёновна. Уважаемые гостьи, расскажите нам пожалуйста, как раньше проходили посиделки? (Рассказ женщин.)
Учитель: Пришли наши рукодельницы не с пустыми руками, а с прялками. Расскажите, пожалуйста, ребятам, откуда у вас эти прялки и покажите, как вы на них работаете.
В разговор вступает Душина Н. С. Она принесла на урок лён и показывает, как
раньше трепали лён, делает из него куделю, показывает, как прядут лён на простой
русской прялке. Девушки и парни пробуют работать на прялке.
Далее в разговор вступает Титова М.З. Она принесла с собой механическую
самопрялку. Показывает, как работает самопрялка, учит ребят на ней работать.
Учитель: Сейчас мало кто из молодёжи прядёт на простой русской прялке. Существуют электрические прялки, а кто-то вообще не хочет заниматься с шерстью. Спасибо вам, милые труженицы, что пришли к нам в гости. Мы рады познакомиться с такими мастерицами, как вы.
4. Учитель: А теперь я даю слово ученицам 8 класса, которые узнали много интересного о таком народном ремесле, как прядение.
Базова Л. ПРЯДЕНИЕ.
Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего Севера, где носили меховые одежды.
Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.
В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу.
С XVIII века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной прялке, сделанной своими руками.
Учитель: Наши пряхи поработали на славу. Нитки у нас теперь есть. А что делают нитками?
О каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Две весёлые сестрицы –
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и руковичечки.
– Конечно, речь пойдёт о вязании.
Когда проявилось искусство вязания – точно не известно. Овцы были одомашнены ещё
за 9 тысяч лет до нашей эры. У нас в России эти животные, а вместе с ними и
искусство вязания, появились в конце XVIII века.
Артемьева Я. ВЯЗАНИЕ.
Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. Главное орудие труда мастериц – хорошо известные вам спицы. Их количество зависит от изготовляемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки – их нужно пять, а для большого свитера только две.
Учитель: Вязаные изделия пользовались популярностью всегда, не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками – неповторима.
Обратите внимание, что на выставке, представленной в кабинете много вышивок. Вышивание – одно из древнейших ремёсел.
Полякова М. ВЫШИВАНИЕ.
Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что в IX – XII веках в Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей и предметы быта.
Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней.
Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображения женщин, деревьев, птиц, растительности.
Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки – цветная перевить (мерёжка). Данный вид вышивки нам ещё предстоит освоить на уроках технологии.
Учитель: Наши девочки ещё только постигают основы этого прекрасного женского рукоделия. К счастью, в нашей местности ещё есть к кому обратиться за советом. На выставке вы видите лишь малую часть того, что сделано руками березорядских женщин. Здесь работы Кузьминой Н. А. и её внучки Миловой И., Яковлевой Т. В. И её внучки Никифоровой Д. и другие.
Я не хочу, чтобы вы подумали, что у нас настоящие мастера только женщины. Немало их и среди мужчин. Но об этом поговорим на следующих уроках.
5. Учитель: В знак благодарности и согласно темы нашего урока, примите, наши уважаемые гости, от ребят музыкальный подарок (Звучат частушки о ремёслах. См. Приложение 2)
Учитель: Подходит к концу праздник, посвященный русским ремёслам. Заканчиваются посиделки в нашей горнице, на которые мы могли бы пригласить всех березорядских мастериц. Ведь в каждом селе есть свои рукодельницы. Немало их и в нашем. Всю свою жизнь или большую её часть они прожили в Берёзовском Рядке и по-настоящему любят свой край, свою землю. Мы хотим, чтобы эта любовь осталась нам в наследство.
В заключение послушайте, пожалуйста, песню о Берёзовском Рядке. Она исполняется впервые и называется «Люблю тебя, село родное» (исполняется песня) (См. Приложение 3)
Учитель: А какие посиделки без самовара! Приглашаем всех присутствующих к столу.
(Чаепитие. В самом конце урока, после чая, Титовой М. З. И Душиной Н. С. ребята дарят сувениры – чайные пары – на память о сегодняшней встрече)
При подготовке к уроку использованы:
- «Калейдоскоп школьных дел», выпуски 1-2.Псков, 1997г.
- «Жемчужины народной мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.д.), М.,1996 г.
- «Русские народные песни» (Любой сборник).
- «Золотое кольцо», аудиосборники 1-3.
- Местные материалы о ремёслах, обычаях и традициях.